Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 по литературе
Школьный этап
Класс
Задание 1 Анализ поэтического текста.
Перед вами стихотворение русского поэта XX века Марины Цветаевой. Анализируя текст, объясните, почему дети считают себя «царями». Как меняется пространство комнаты и почему оно наполняется страхами? О каком «последнем сраженье» может идти речь? Как автор противопоставляет мир детей миру взрослых?
М.И.Цветаева
В зале
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и кра´дется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица, -
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!
1908-1910
II. Историко-литературный аспект
Задание 2. О творчестве какого русского поэта идёт речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя поэта.
Он поведёт нас, например, под изодранные шатры цыган и научит нас, что и там живут мучительные сны, и там горят роковые страсти; он противопоставит грандиозной объективности государственного дела субъективное горе бесхитростной души и около памятника Петра Великого заметит, едва ли не первый в русской литературе, маленькую фигурку бедного чиновника, которого счастье, и скромный роман, и самую жизнь задавило тяжело-звонкое скаканье Медного Всадника; и он отнесётся к этому чиновнику, как старший и умный брат.
|
Задание 3. Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:
а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
б) Из того ли города из Мурома,
Из того ли села да Карачарова…
в) Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут
Задание 4. Перед вами начальные фразы классических литературных произведений русских писателей, назовите эти произведения и их авторов, укажите жанры произведений:
А. В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
Б. Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: «так и так, и у нас дома свое не хуже есть»,-- и чем-нибудь отведет.
|
В. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали.
Задание 5 Определите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
А. амфибрахий, анапест, аллитерация
Б. роман, романс, рассказ
В. эпизод, эпилог, эпитет
Задание 6. При помощи каких тропов достигается, образность языка?
а) И бледна смерть на всех глядит…
Глотает царства алчна смерть…
(Г. Державин)
б) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой.
(А. Майков)
в) Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
(А. Пушкин)
г) Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана.
(М. Лермонтов)
III. Историко – культурный аспект.
Задание 7. Продемонстрируйте историко – культурную эрудицию, ответив на вопрос.
1. Как связаны Московский университет, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве и местечко Талицы Ивановской области?
Задание 8 Творческая работа. Хороший ли я читатель?