III. Историко – культурный аспект.




Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 по литературе

Школьный этап

Класс

Задание 1 Анализ поэтического текста.

Перед вами стихотворение русского поэта XX века Марины Цветаевой. Анализируя текст, объясните, почему дети считают себя «царями». Как меняется пространство комнаты и почему оно наполняется страхами? О каком «последнем сраженье» может идти речь? Как автор противопоставляет мир детей миру взрослых?

М.И.Цветаева

В зале

 

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала...

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идет из угла.

Нас двое над темной роялью

Склонилось, и кра´дется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что ныне творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, -

Опять победители мы!

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.

 

Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни...

Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!

1908-1910

 

II. Историко-литературный аспект

Задание 2. О творчестве какого русского поэта идёт речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя поэта.

Он поведёт нас, например, под изодранные шатры цыган и научит нас, что и там живут мучительные сны, и там горят роковые страсти; он противопоставит грандиозной объективности государственного дела субъективное горе бесхитростной души и около памятника Петра Великого заметит, едва ли не первый в русской литературе, маленькую фигурку бедного чиновника, которого счастье, и скромный роман, и самую жизнь задавило тяжело-звонкое скаканье Медного Всадника; и он отнесётся к этому чиновнику, как старший и умный брат.

 

Задание 3. Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:

а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

б) Из того ли города из Мурома,

Из того ли села да Карачарова…

в) Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут

 

Задание 4. Перед вами начальные фразы классических литературных произведений русских писателей, назовите эти произведения и их авторов, укажите жанры произведений:

А. В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Б. Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: «так и так, и у нас дома свое не хуже есть»,-- и чем-нибудь отведет.

В. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали.

Задание 5 Определите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.

 

А. амфибрахий, анапест, аллитерация

Б. роман, романс, рассказ

В. эпизод, эпилог, эпитет

 

Задание 6. При помощи каких тропов достигается, образность языка?

а) И бледна смерть на всех глядит…

Глотает царства алчна смерть…

(Г. Державин)

б) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

Мы стояли точно в клетке золотистой.

(А. Майков)

в) Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

(А. Пушкин)

г) Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

(М. Лермонтов)

 

III. Историко – культурный аспект.

Задание 7.Продемонстрируйте историко – культурную эрудицию, ответив на вопрос.

1. Как связаны Московский университет, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве и местечко Талицы Ивановской области?

Задание 8 Творческая работа. Хороший ли я читатель?

...





Читайте также:
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.