Принципы, достоинства и недостатки школы




Основатель школы научного управления Тейлор, используя наблюдения, замеры и анализ, усовершенствовал многие операции ручного труда рабочих и на этой основе добивался повышения производительности и эффективности их труда. Результаты его исследований служили основанием для пересмотра норм выработки и оплаты труда рабочих.

Последователи Ф. Тейлора Френк и ЛилианГилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет повышения производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Ф. Тейлора внес Г. Эмерсон, который исследовал штабной принцип в управлении и рационализацию производства. Г. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания.

Из проведенных исследований и экспериментов авторы данной школы вывели ряд общих принципов, методов и форм организации производства и стимулирования труда работников.

Основные принципы школы научного управления:

• разработка оптимальных методов осуществления работы на базе изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

• абсолютное следование разработанным стандартам;

• подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу;

• оплата по результатам труда;

• выделение управленческих функций в отдельную сферу профес­сиональной деятельности;

• поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:

1. Использование научного анализа для изучения трудового процесса и определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4. Важность справедливого материального стимулирования работников для повышения производительности.

5. Отделение планирования и организационной деятельности от самой работы.

К недостаткам данной теории можно отнести следующее:

• учение базировалось на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности;

• Ф. Тейлор и его последователи видели в работнике только исполнителя простых операций и средство достижения цели;

• они не признавали разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;

• в учении рассматривались и учитывались только материальные потребности рабочих;

Ф. Тейлор склонен был относиться к рабочим как необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения.Основатель этой школы Ф. Тейлор многие годы посвятил увеличению производительности труда рабочих. По сути, он пыталсянайти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал какмашина? Совокупность принципов и положений данной школы впоследствии получили название «тейлоризм».

Вместе с тем данная теория стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководи­тели-практики и ученые увидели, что методы и подходы, рекомен­дуемые школой, могут быть эффективно использованы для достиже­ния целей организации.

Представителями этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е гг. XX в. из этого научного направления выделились самостоятельные науки: научная ор­ганизация труда (НОТ), теория организации производства и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: