Основатель школы научного управления Тейлор, используя наблюдения, замеры и анализ, усовершенствовал многие операции ручного труда рабочих и на этой основе добивался повышения производительности и эффективности их труда. Результаты его исследований служили основанием для пересмотра норм выработки и оплаты труда рабочих.
Последователи Ф. Тейлора Френк и ЛилианГилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет повышения производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Ф. Тейлора внес Г. Эмерсон, который исследовал штабной принцип в управлении и рационализацию производства. Г. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания.
Из проведенных исследований и экспериментов авторы данной школы вывели ряд общих принципов, методов и форм организации производства и стимулирования труда работников.
Основные принципы школы научного управления:
• разработка оптимальных методов осуществления работы на базе изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
• абсолютное следование разработанным стандартам;
• подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу;
• оплата по результатам труда;
• выделение управленческих функций в отдельную сферу профессиональной деятельности;
• поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.
Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:
1. Использование научного анализа для изучения трудового процесса и определения лучших способов выполнения задачи.
|
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4. Важность справедливого материального стимулирования работников для повышения производительности.
5. Отделение планирования и организационной деятельности от самой работы.
К недостаткам данной теории можно отнести следующее:
• учение базировалось на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности;
• Ф. Тейлор и его последователи видели в работнике только исполнителя простых операций и средство достижения цели;
• они не признавали разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;
• в учении рассматривались и учитывались только материальные потребности рабочих;
Ф. Тейлор склонен был относиться к рабочим как необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения.Основатель этой школы Ф. Тейлор многие годы посвятил увеличению производительности труда рабочих. По сути, он пыталсянайти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал какмашина? Совокупность принципов и положений данной школы впоследствии получили название «тейлоризм».
Вместе с тем данная теория стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, рекомендуемые школой, могут быть эффективно использованы для достижения целей организации.
Представителями этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е гг. XX в. из этого научного направления выделились самостоятельные науки: научная организация труда (НОТ), теория организации производства и др.