РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Формирование психологически комфортной и безопасной
Образовательной среды
Направление подготовки (специальность)
44.04.01 «Педагогическое образование»
Магистерская программа
"Коучинг педагогического и социального сопровождения детей и молодежи в современных социокультурных условиях"
_____________________________________________________________
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2_______ зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Контроль самостоятельной работы | |||||
Контрольная работа | + | + | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачёт с оценкой | Зачёт с оценкой | |||
Общая трудоемкость час зач. ед. |
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды. | Проблема «человек и среда» в психологии. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда». Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников. Моделирование психологической безопасности образовательной среды. |
2. | Технологии сопровождения психологической безопасности образовательной среды | Служба психологического сопровождения образовательной среды. Технология создания психологической безопасности образовательной среды школы. Психологическая безопасность образовательной среды и психическое здоровье ее участников. |
Управление стрессом и профилактика выгорания | Модели и методы измерения психического выгорания. Действия, позволяющие справиться с синдромом выгорания. Социальная поддержка и социальная интеграция как защита от выгорания. Модели профилактических программ профессионального выгорания педагогов. Модели тренингов антивыгорания. | |
Психологическая диагностика безопасности образовательной среды | Диагностика и экспертиза образовательной среды школы. Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды. Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Алгоритм создания и требования к построению и проверке методик. Экспериментальное изучение методов диагностики психологической безопасности образовательной среды. |
Практические занятия (семинары)
|
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудо-емкость (час.) |
1. | Раздел 1 | Тема: Психология безопасности как направление психологической науки и практики | |
2. | Раздел 1 | Тема: Система образования как объект и субъект безопасности | |
3. | Раздел 2 | Тема: Условия, механизмы, принципы создания психологически безопасной образовательной среды | |
4. | Раздел 2 | Тема: Психологическая безопасность и эмоциональное благополучие участников образовательного процесса | |
5. | Раздел 3 | Тема: Проблема обеспечения безопасности обучающихся | |
6. | Раздел 3 | Тема: Безопасность и управление образованием | |
7. | Раздел 4 | Тема: Технологии формирования психологически безопасной образовательной среды |
Семестр
|
Занятие №1 (4 часа)
Тема: Психология безопасности как направление психологической науки и практики
Вопросы для обсуждения:
1. Безопасность как социальное явление и категория бытия: этимология категории безопасности, ее структура, роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества.
2. Понятие о психологической безопасности в науке. Основные категории концепции психологической безопасности образовательной среды.
3. Риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность.
4. Структурные компоненты безопасного образовательного пространства.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить библиографический список по теме занятия.
2. Составить тезисы ответов на вопросы:
· Что общего и в чем различие понятий «безопасность жизнедеятельности» и «безопасность социальных систем»?
· Какова сущность современных тенденций в сфере безопасности социальных систем?
· Какие стратегии обеспечения безопасности вам известны?
· В чем суть и содержание образовательной безопасности?
|
· Образование – один из механизмов безопасности человека и общества. Что вытекает из данного положения?
Методические рекомендации по изучению темы
Проанализировать феномен безопасности как социальное явление и категорию бытия: выявить этимологию категории безопасности, ее структуру, определить роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. Ответить на вопросы: что общего и в чем различие понятий «безопасность жизнедеятельности» и «безопасность социальных систем»? какова сущность современных тенденций в сфере безопасности социальных систем? какие стратегии обеспечения безопасности вам известны? Раскрыть сущность понятия о психологической безопасности в науке, основных категорий концепции психологической безопасности образовательной среды. Ответить на вопросы: в чем суть и содержание образовательной безопасности? образование – один из механизмов безопасности человека и общества. Что вытекает из данного положения? Охарактеризовать риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность. Выделить структурные компоненты безопасного образовательного пространства.
Основная литература.
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: теоретические основы и технологии создания. – СПб, 2002.
2. Баева И.А. Психология безопасности: история, становление, перспективы // Национальный психологический журнал. – 2007. № 1.
3. Барышева Т.Д. Концептуальные ориентиры в области образования: образовательная среда и личность /Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всероссийской виртуальной научно-практической конференции, 1-30 ноября 2010 г. / отв. Ред. М.Ю. Двоеглазова. – Калуга: МГГУ, 2011. с. 3-10.
4.Минаев Г.А. Образование и безопасность: учеб. пособие / Г.А. Минаев. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.
5. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования"; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. - М.: Айрис-пресс, 2006.
Дополнительная литература.
1. Зинченко Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление / Зинченко Ю. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 4-11.
2. Лаптев Л. Г. Образование и национальная безопасность / Лаптев Л. Г., Бельков О. А. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 17-23.
Занятие № 2 (4 часа)