Наименование раздела дисциплины (модуля) | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов |
Психология безопасности как направление психологической науки и практики | вопросы для самостоятельного изучения; составление библиографического списка на тему: «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» | |
Система образования как объект и субъект безопасности | написание эссе на тему: «Образование в условиях кризис: проблемы, пути решения, перспективы развития»; подбор методик исследования | |
Условия, механизмы, принципы создания психологически безопасной образовательной среды | реферат; проведение эмпирического исследования по изучению уровня психологической безопасности образовательной среды (в одной из школ г. Калуги) | |
Психологическая безопасность и эмоциональное благополучие участников образовательного процесса | участие в разборе кейс-заданий; проведение исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов любого образовательного учреждения | |
Психологическое обеспечение инклюзивного образования | аннотирование литературы по теме; анализ опыта организации инклюзивного образования в Калужской области и подготовка сообщения | |
Проблема обеспечения безопасности обучающихся | анкетирование участников образовательной среды школы; сбор информации об опыте работы общественных и государственных организаций г. Калуги по предупреждению девиаций в поведении обучающихся общеобразовательных школ | |
Проблема психологической безопасности в образовательной среде семьи | вопросы для самостоятельного изучения, написание конспектов | |
Безопасность и управление образованием | подготовка сообщения на тему «Постклассические модели психологической безопасности в образовательных средах»; анализ системы организации безопасности любого образовательного учреждения г. Калуги, представить результаты анализа на занятии в виде презентации | |
Технологии формирования хпсихологически безопасной образовательной среды | контрольная работа |
Утверждено на заседании кафедры
Протокол № 1 от 1.09.2016 года
Зав. кафедрой:____________ В.А.Макарова
Вопросы к зачёту (с оценкой) по курсу «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»
- Безопасность как социальное явление и категория бытия: этимология категории безопасности, ее структура, роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества.
- Понятие о психологической безопасности в науке. Основные категории концепции психологической безопасности образовательной среды.
- Современные тенденции в сфере безопасности социальных систем.
- Основные этапы формирования науки безопасности общества.
- Теория безопасности и ее роль в формировании культуры безопасности организации.
- Риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность.
- Структурные компоненты безопасного образовательного пространства.
8. Понятие вида безопасности в сфере образования.
9. Роль и место системы образования в безопасности человека и общества.
10. Категория угрозы в сфере образования.
- Характеристика стратегий обеспечения безопасности.
- Сущность социально-психологических факторов развития и безопасности.
- Системные факторы образовательной безопасности.
14. Факторы образовательной безопасности.
15. Основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды.
- Принципы моделирования психологически безопасной образовательной среды.
- Механизмы обеспечения психологически безопасной образовательной среды.
- Структура концепции образовательной безопасности в системе управления образовательным учреждением.
- Сущность и структура системы обеспечения безопасности образовательного учреждения.
- Информационная безопасность образовательного учреждения.
- Формирование психологической устойчивости образовательной среды.
- Критерии и принципы моделирования психологической безопасности образовательной среды.
- Факторы риска нарушения психологической безопасности в образовательной среде школы.
- Технологии создания психологически безопасной образовательной среды.
- Психологическая культура как важнейшее условие создания и поддержания безопасной среды. Уровни и компоненты психологической культуры.
- Профессиональное «выгорание» педагога: проблемы, способы решения, профилактика.
- Проблема безопасности организации и личной безопасности.
- Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка.
- Психологическое насилие над ребенком в образовательной среде и способы его предотвращения.
- Способы эмоциональной саморегуляции участников образовательного процесса.
- Переход от интеграции к инклюзии в образовании: проблемы и перспективы.
- Психологическое сопровождение обучающихся классов инклюзивного образования.
33. Причины детской беспризорности и безнадзорности.
34. Деструктивные особенности уличного досуга и философии свободного времени. Профилактика правонарушений обучающихся.
35. Профилактика и противодействие наркомании и токсикомании в образовательном учреждении.
- Понятие безопасности образовательного учреждения, система и структура системы обеспечения безопасности.
- Физическая безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.
- Информационная безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.
- Стили семейного воспитания, их влияние на формирование личности ребенка.
- Опасности, связанные с непедагогическим отношением родителей к детям.
- Условия, методы создания благоприятного психологического климата в семье и организации оптимального общения.
- Семейная психокоррекция и психотерапия.
- Техники психологической профилактики.
- Возможности психологического консультирования в процессе создания психологически безопасной образовательной среды.
- Психологическая коррекция и ее направления.
- Технологии психологической реабилитации: тренинги социальных и жизненных умений.
- Технология социально–психологического обучения общению, свободному от проявления психологического насилия.
- Основные методически–организационные условия осуществления психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса.
- Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как составляющая школьной работы по предупреждению девиантного поведения.
- Методики исследования уровня психологической безопасности образовательной среды.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: Издательство "СОЮЗ", 2002. – 271 с.
2. Величко Е. В. Управление психологической безопасностью образовательной среды колледжа // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 72-75.
3. Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110.
4. Ковров В.В. Психологическая безопасность образовательной среды: состояние и возможности психологической коррекцит. М.: ЦЭПП МГППУ, 2010 - 225 с.
5. Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды колледжа // Современные проблемы науки и образования.– 18.05.2011- С. 84-89
6. Тавровская М.В. Развитие эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий: Автореф. дис.... канд. педаг. наук. 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007 – 24 с.
7. Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.
б) дополнительная литература
1. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 348 с.
2. Виниченко М.А. Средовой подход к проблеме безопасности: М. Рост, 2007
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
4. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
5. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.
6. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс....докт. псих. наук. - М., 2000. - 360 с.
7. Дерябо С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997
8. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М.,2002.
9. Дятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал, 2006. -№2. - www. science-education.ru/number2.htm
10. В. Ефимов. Организация комплексной безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. - № 10
11. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. – 1999. - № 4.
12. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб.: Питер, 2005. – 252 с.
13. Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М.,из-е 2-е доп. 2009. - Том I. - С.39-47.
14. Новиков А. «НЕ ДАЙ МНЕ БОГ СОЙТИ С УМА»…Информатизация общества: проблемы Добра и Зла // Народное образование.- 2005. - № 5. - С. 237 - 240.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.
16. Огнев И. Психологическая безопасность / Иван Огнев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 605 с.
17. Родионов В.А. Психологическая безопасность образовательного учреждения // Школьный психолог.- 2005.- № 8. – С. 34 – 37.
18. Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб.: ООО «Речь»,2002. – 244 с.
19. Смолян Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). – М.: Институт системного анализа РАН, 1997.
20. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
21. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2005. – 286 с.
22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.: Смысл, 2001.- 366 с.