Примерный перечень заданий для самостоятельного изучения




Наименование раздела дисциплины (модуля) Форма самостоятельной работы Кол-во часов
Психология безопасности как направление психологической науки и практики вопросы для самостоятельного изучения; составление библиографического списка на тему: «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»  
Система образования как объект и субъект безопасности написание эссе на тему: «Образование в условиях кризис: проблемы, пути решения, перспективы развития»; подбор методик исследования  
Условия, механизмы, принципы создания психологически безопасной образовательной среды реферат; проведение эмпирического исследования по изучению уровня психологической безопасности образовательной среды (в одной из школ г. Калуги)  
Психологическая безопасность и эмоциональное благополучие участников образовательного процесса участие в разборе кейс-заданий; проведение исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов любого образовательного учреждения  
Психологическое обеспечение инклюзивного образования аннотирование литературы по теме; анализ опыта организации инклюзивного образования в Калужской области и подготовка сообщения  
Проблема обеспечения безопасности обучающихся анкетирование участников образовательной среды школы; сбор информации об опыте работы общественных и государственных организаций г. Калуги по предупреждению девиаций в поведении обучающихся общеобразовательных школ  
Проблема психологической безопасности в образовательной среде семьи вопросы для самостоятельного изучения, написание конспектов  
Безопасность и управление образованием подготовка сообщения на тему «Постклассические модели психологической безопасности в образовательных средах»; анализ системы организации безопасности любого образовательного учреждения г. Калуги, представить результаты анализа на занятии в виде презентации  
Технологии формирования хпсихологически безопасной образовательной среды контрольная работа  

 

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 1 от 1.09.2016 года

Зав. кафедрой:____________ В.А.Макарова

 

Вопросы к зачёту (с оценкой) по курсу «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»

  1. Безопасность как социальное явление и категория бытия: этимология категории безопасности, ее структура, роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества.
  2. Понятие о психологической безопасности в науке. Основные категории концепции психологической безопасности образовательной среды.
  3. Современные тенденции в сфере безопасности социальных систем.
  4. Основные этапы формирования науки безопасности общества.
  5. Теория безопасности и ее роль в формировании культуры безопасности организации.
  6. Риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность.
  7. Структурные компоненты безопасного образовательного пространства.

8. Понятие вида безопасности в сфере образования.

9. Роль и место системы образования в безопасности человека и общества.

10. Категория угрозы в сфере образования.

  1. Характеристика стратегий обеспечения безопасности.
  2. Сущность социально-психологических факторов развития и безопасности.
  3. Системные факторы образовательной безопасности.

14. Факторы образовательной безопасности.

15. Основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды.

  1. Принципы моделирования психологически безопасной образовательной среды.
  2. Механизмы обеспечения психологически безопасной образовательной среды.
  3. Структура концепции образовательной безопасности в системе управления образовательным учреждением.
  4. Сущность и структура системы обеспечения безопасности образовательного учреждения.
  5. Информационная безопасность образовательного учреждения.
  6. Формирование психологической устойчивости образовательной среды.
  7. Критерии и принципы моделирования психологической безопасности образовательной среды.
  8. Факторы риска нарушения психологической безопасности в образовательной среде школы.
  9. Технологии создания психологически безопасной образовательной среды.
  10. Психологическая культура как важнейшее условие создания и поддержания безопасной среды. Уровни и компоненты психологической культуры.
  11. Профессиональное «выгорание» педагога: проблемы, способы решения, профилактика.
  12. Проблема безопасности организации и личной безопасности.
  13. Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка.
  14. Психологическое насилие над ребенком в образовательной среде и способы его предотвращения.
  15. Способы эмоциональной саморегуляции участников образовательного процесса.
  16. Переход от интеграции к инклюзии в образовании: проблемы и перспективы.
  17. Психологическое сопровождение обучающихся классов инклюзивного образования.

33. Причины детской беспризорности и безнадзорности.

34. Деструктивные особенности уличного досуга и философии свободного времени. Профилактика правонарушений обучающихся.

35. Профилактика и противодействие наркомании и токсикомании в образовательном учреждении.

  1. Понятие безопасности образовательного учреждения, система и структура системы обеспечения безопасности.
  2. Физическая безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.
  3. Информационная безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.
  4. Стили семейного воспитания, их влияние на формирование личности ребенка.
  5. Опасности, связанные с непедагогическим отношением родителей к детям.
  6. Условия, методы создания благоприятного психологического климата в семье и организации оптимального общения.
  7. Семейная психокоррекция и психотерапия.
  8. Техники психологической профилактики.
  9. Возможности психологического консультирования в процессе создания психологически безопасной образовательной среды.
  10. Психологическая коррекция и ее направления.
  11. Технологии психологической реабилитации: тренинги социальных и жизненных умений.
  12. Технология социально–психологического обучения общению, свободному от проявления психологического насилия.
  13. Основные методически–организационные условия осуществления психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса.
  14. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как составляющая школьной работы по предупреждению девиантного поведения.
  15. Методики исследования уровня психологической безопасности образовательной среды.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: Издательство "СОЮЗ", 2002. – 271 с.

2. Величко Е. В. Управление психологической безопасностью образовательной среды колледжа // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 72-75.

3. Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110.

4. Ковров В.В. Психологическая безопасность образовательной среды: состояние и возможности психологической коррекцит. М.: ЦЭПП МГППУ, 2010 - 225 с.

5. Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды колледжа // Современные проблемы науки и образования.– 18.05.2011- С. 84-89

6. Тавровская М.В. Развитие эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий: Автореф. дис.... канд. педаг. наук. 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007 – 24 с.

7. Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.

 

 

б) дополнительная литература

1. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 348 с.

2. Виниченко М.А. Средовой подход к проблеме безопасности: М. Рост, 2007

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.

4. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.

5. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.

6. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс....докт. псих. наук. - М., 2000. - 360 с.

7. Дерябо С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997

8. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М.,2002.

9. Дятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал, 2006. -№2. - www. science-education.ru/number2.htm

10. В. Ефимов. Организация комплексной безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. - № 10

11. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. – 1999. - № 4.

12. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб.: Питер, 2005. – 252 с.

13. Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М.,из-е 2-е доп. 2009. - Том I. - С.39-47.

14. Новиков А. «НЕ ДАЙ МНЕ БОГ СОЙТИ С УМА»…Информатизация общества: проблемы Добра и Зла // Народное образование.- 2005. - № 5. - С. 237 - 240.

15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.

16. Огнев И. Психологическая безопасность / Иван Огнев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 605 с.

17. Родионов В.А. Психологическая безопасность образовательного учреждения // Школьный психолог.- 2005.- № 8. – С. 34 – 37.

18. Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб.: ООО «Речь»,2002. – 244 с.

19. Смолян Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). – М.: Институт системного анализа РАН, 1997.

20. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

21. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2005. – 286 с.

22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.: Смысл, 2001.- 366 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: