Состав лабораторной работы




Методические указания

 

По дисциплине «История архитектуры Средневековья и Нового времени»

Для выполнения лабораторной работы № 2

Для обучающихся по направлению подготовки

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»

«Архитектуроведческий анализ памятника исламской традиции»

 

Исламская архитектура сформировалась на основе ислама как социального, культурного, религиозного и политического явления. На ее формирование на разных этапах оказывали влияние доисламские верования и архитектурные традиции народов широкого географического ареала, а также архитектура других конфессий. Архитектурна ислама появилась на Ближнем Востоке в VII веке и распространилась в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура проникла также в Юго-Восточную Азию.

Анализ памятника исламской архитектуры призван закрепить представления о ее особенностях и специфике. Именно поэтому к анализу рекомендуются памятники характерных для ислама видов культовых (мечеть, минарет, медресе, мавзолей) и светских (замок, дворец, караван-сарай и др.) построек.

Основные типы мечетей следующие.

Арабский тип (колонная мечеть). Древнейший тип мечети, распространился из Аравии и удерживался до XVI века. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом.

Персидский тип (айванная мечеть). На этот тип мечети повлияла архитектура доисламской Персии, это выразилось в широком использовании айванов и куполов. В персидской мечети двор с бассейном для омовения по периметру обнесён галереей с айваном (высокий прямоугольный портал с полукруглой нишей) по середине каждой из сторон галереи. Один из айванов ведёт в небольшое купольное помещение, к которому иногда прилегают залы для молитв.

Османский тип (центрально-купольная мечеть). Под влиянием византийской архитектуры турки-османы в XV веке создают тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, зачастую внутренний двор обнесён галереей, во дворе находится пруд.

Минарет - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву.. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе). Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние — два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, десять, у мечети пророка в Медине.

Михраб — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети, который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся.

Сотовый свод, мукарны, мукарнасы, сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов

, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты. Данная ячейка-элемент свода также называется собственно мукарной или сотой. Эти ячейки образуют декоративные выступы призматической формы, которые нависают друг над другом. Мукарны могут использоваться в качестве архитектурного элемента (создавать свод) или иметь только орнаментальную функцию.

Медресе — религиозные учебные заведения, предоставляющие второй уровень образования. Медресе разделялись по школе права, а если в одном медресе сосуществовало несколько школ, то каждому из них отводился отдельный лекционный зал. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окружённого кельями студентов, в здании медресе обязательно присутствует мечеть и как минимум один лекционный зал.

Караван-сарай - большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов. Караван-сарай бывает двух видов: открытый и закрытый. Закрытый вид в основном строился вдоль караванных путей, хотя часто такой вид встречался и в городах. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду.. Имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом - склады и загоны для животных.

Ханака– суфийская обитель. Изначально ханаки были скромными приютами дервишей, но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные. Ханаки играли большую социальную роль, выполняя функции мест общественных и политических собраний; школ; гостиниц и постоялых дворов; больниц; благотворительных центров и т.д. В ханаке обязательно находилась мечеть, мог находится мавзолей и библиотека

 

Состав лабораторной работы

 

1. Планшет размером 500х700 мм, на котором в технике ручной фиксированной архитектурной графики (тушь, гелевая ручка) анализируется избранный памятник (см. список). Анализ включает изображения:

а) фасада;

б) плана;

в) разреза;

г) детали.

Все названные изображения анализируются на предмет выявления:

а) модуля;

б) композиционных приемов:

- ритма;

- метра;

- пропорций;

- симметрии, асимметрии, диссиметрии;

- динамики – статики.

Изображения на планшете должны представлять собой завершенную композицию.

2. Историческая справка, включающая следующую информацию о памятнике:

- автор (если известен);

- название;

- первоначальное назначение;

- время создания;

- местонахождение;

- материалы;

- общая характеристика конструкций;

- градостроительная роль, место в ансамбле;

- силуэт и объемно-пространственная композиция;

- пластический декор и цветовое решение фасадов;

- приемы синтеза искусств;

- планировочное решение, его выявление во внешних формах;

- решение интерьеров;

- стиль.

Далее приводится краткое вербальное изложение результатов графического анализа.

К исторической справе может быть приложен альбом, включающий ксерокопии изображений планов, фасадов, разрезов, деталей памятника, выявленных студентом при анализе литературы.

В ходе работы следует опираться прежде всего на опубликованные литературные источники, главным образом на соответствующие тома «Всеобщей истории архитектуры». Интернет-источники также могут быть использованы, но лишь при условии одобрения их преподавателем.

Использованные источники включаются в список литературы, завершающий историческую справку.

В ходе выполнения работы студенты осваивают специфику и методы современного архитектуроведческого анализа, приемы формально-композиционного анализа, приемы стилистического анализа памятников архитектуры, специальную терминологию, учатся самостоятельно проводить архитектуроведческий анализ памятников архитектуры и их ансамблей, грамотно использовать специальную терминологию, обоснованно устно и письменно излагать выводы и результаты проделанной исследовательской работы, овладевают приемами формально-композиционного анализа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: