Методические указания
По дисциплине «История архитектуры Средневековья и Нового времени»
Для выполнения лабораторной работы № 2
Для обучающихся по направлению подготовки
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»
«Архитектуроведческий анализ памятника исламской традиции»
Исламская архитектура сформировалась на основе ислама как социального, культурного, религиозного и политического явления. На ее формирование на разных этапах оказывали влияние доисламские верования и архитектурные традиции народов широкого географического ареала, а также архитектура других конфессий. Архитектурна ислама появилась на Ближнем Востоке в VII веке и распространилась в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура проникла также в Юго-Восточную Азию.
Анализ памятника исламской архитектуры призван закрепить представления о ее особенностях и специфике. Именно поэтому к анализу рекомендуются памятники характерных для ислама видов культовых (мечеть, минарет, медресе, мавзолей) и светских (замок, дворец, караван-сарай и др.) построек.
Основные типы мечетей следующие.
Арабский тип (колонная мечеть). Древнейший тип мечети, распространился из Аравии и удерживался до XVI века. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом.
Персидский тип (айванная мечеть). На этот тип мечети повлияла архитектура доисламской Персии, это выразилось в широком использовании айванов и куполов. В персидской мечети двор с бассейном для омовения по периметру обнесён галереей с айваном (высокий прямоугольный портал с полукруглой нишей) по середине каждой из сторон галереи. Один из айванов ведёт в небольшое купольное помещение, к которому иногда прилегают залы для молитв.
|
Османский тип (центрально-купольная мечеть). Под влиянием византийской архитектуры турки-османы в XV веке создают тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, зачастую внутренний двор обнесён галереей, во дворе находится пруд.
Минарет - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву.. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.
Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе). Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние — два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, десять, у мечети пророка в Медине.
Михраб — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети, который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся.
|
Сотовый свод, мукарны, мукарнасы, сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов
, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты. Данная ячейка-элемент свода также называется собственно мукарной или сотой. Эти ячейки образуют декоративные выступы призматической формы, которые нависают друг над другом. Мукарны могут использоваться в качестве архитектурного элемента (создавать свод) или иметь только орнаментальную функцию.Медресе — религиозные учебные заведения, предоставляющие второй уровень образования. Медресе разделялись по школе права, а если в одном медресе сосуществовало несколько школ, то каждому из них отводился отдельный лекционный зал. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окружённого кельями студентов, в здании медресе обязательно присутствует мечеть и как минимум один лекционный зал.
Караван-сарай - большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов. Караван-сарай бывает двух видов: открытый и закрытый. Закрытый вид в основном строился вдоль караванных путей, хотя часто такой вид встречался и в городах. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду.. Имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом - склады и загоны для животных.
|
Ханака– суфийская обитель. Изначально ханаки были скромными приютами дервишей, но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные. Ханаки играли большую социальную роль, выполняя функции мест общественных и политических собраний; школ; гостиниц и постоялых дворов; больниц; благотворительных центров и т.д. В ханаке обязательно находилась мечеть, мог находится мавзолей и библиотека
Состав лабораторной работы
1. Планшет размером 500х700 мм, на котором в технике ручной фиксированной архитектурной графики (тушь, гелевая ручка) анализируется избранный памятник (см. список). Анализ включает изображения:
а) фасада;
б) плана;
в) разреза;
г) детали.
Все названные изображения анализируются на предмет выявления:
а) модуля;
б) композиционных приемов:
- ритма;
- метра;
- пропорций;
- симметрии, асимметрии, диссиметрии;
- динамики – статики.
Изображения на планшете должны представлять собой завершенную композицию.
2. Историческая справка, включающая следующую информацию о памятнике:
- автор (если известен);
- название;
- первоначальное назначение;
- время создания;
- местонахождение;
- материалы;
- общая характеристика конструкций;
- градостроительная роль, место в ансамбле;
- силуэт и объемно-пространственная композиция;
- пластический декор и цветовое решение фасадов;
- приемы синтеза искусств;
- планировочное решение, его выявление во внешних формах;
- решение интерьеров;
- стиль.
Далее приводится краткое вербальное изложение результатов графического анализа.
К исторической справе может быть приложен альбом, включающий ксерокопии изображений планов, фасадов, разрезов, деталей памятника, выявленных студентом при анализе литературы.
В ходе работы следует опираться прежде всего на опубликованные литературные источники, главным образом на соответствующие тома «Всеобщей истории архитектуры». Интернет-источники также могут быть использованы, но лишь при условии одобрения их преподавателем.
Использованные источники включаются в список литературы, завершающий историческую справку.
В ходе выполнения работы студенты осваивают специфику и методы современного архитектуроведческого анализа, приемы формально-композиционного анализа, приемы стилистического анализа памятников архитектуры, специальную терминологию, учатся самостоятельно проводить архитектуроведческий анализ памятников архитектуры и их ансамблей, грамотно использовать специальную терминологию, обоснованно устно и письменно излагать выводы и результаты проделанной исследовательской работы, овладевают приемами формально-композиционного анализа.