Подготовка кадров для государственной службы




 

Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей её целостности системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышение качества оказываемых гражданам публичных услуг, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Это делает актуальным изменение к важнейшему национальному достоянию общества – его кадровому потенциалу, в том числе профессиональному корпусу государственных служащих.

Основу таких механизмов должны составить современные кадровые технологии, такие как: назначение на должность государственной гражданской службы по итогам проведения конкурса; содействие должностному росту государственных служащих на конкурсной основе; формирование и использование кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы; оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих посредством проведения аттестации и квалификационного экзамена; ротация служащих и другие. (12, стр. 62-63)

Исследуя международный опыт под­готовки кадров для государственной службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило, закреп­лен в соответствующих правовых документах. Обязательным услови­ем для поступления на государственную службу является наличие базо­вого образования и специальной профильной подготовки. Кроме то­го, для повышения профессиональ­ных навыков в процессе карьерного роста государственный служащий регулярно должен посещать различ­ные курсы переподготовки, повышения квалификации, проходить ста­жировки и т.д.

К концу прошлого века во мно­гих развитых европейских и амери­канских странах были созданы спе­циальные программы подготовки кадров для государственной служ­бы, которые укладываются в еди­ный стандарт, получивший назва­ние МРА — Master of Public Administration. Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных стра­нах, имеются существенные отли­чия, позволяющие говорить о не­скольких различных подходах к подготовке государственных служа­щих.

В первую очередь выделяют за­падноевропейскую и американ­скую системы подготовки специали­стов. Безусловно, американские стандарты основывались на евро­пейской традиции образования, од­нако исторические особенности раз­вития североамериканских стран обусловили значительные отличия в американских стандартах профес­сионального высшего образования. Следует отметить, что западноевропейские традиции образования также имеют свои особенности, привнесенные адаптацией образо­вательных программ под местные политические и социально-экономи­ческие, а также культурные усло­вия. В целом можно говорить о двух основных западноевропейских под­ходах к подготовке специалистов для государственной службы — анг­лосаксонском и французском. Для выстраивания целостной картины системы подготовки кадров для государственной службы за рубежом необходимо рассмотреть все три подхода: англосаксонский, французский и американский. (9, стр. 140)

 

Англосаксонский подход.

 

Основоположником этого достаточно традиционного подхода к подготовке кадров для государственной службы является Великобритания. Программы подготовки кадров для государственной службы в Великобритании ориентированы на реализацию концепции государственного управления, основной целью которого является повышение качества услуг, что требует развития у госслужащих навыков управления переменами и лидерского потенциала.

Существует в стране ведущее учебное заведение, где обучается основная масса служащих среднего и высшего звена, - Колледж государственной службы, образованный в 1970 г. Занятия проводятся по программам подготовки будущих руководителей. Успешное завершение подобной программы позволяет получить квалификацию, необходимую для продвижения вплоть до 3 класса включительно (всего существует 7 классов, высший из которых 1-й класс). Существуют также специальные программы повышения квалификации для руководителей 4-7 классов. Специалисты, занимающие высшие руководящие посты 1-2 класса, посещают специально разработанные для них «мастер-классы», посвященные тем проектам, которые они курируют в настоящий момент.

Следует подчеркнуть, что в Великобритании подготовка кадров считается одним из приоритетных направлений. Поэтому наряду с централизованной подготовкой госслужащих существует широкая система курсов, которые несут ответственность за подготовку кадрового резерва для выдвижения на более высокие должности и профессиональное развитие высших руководителей. Содержание обучения и программы профессионального роста госслужащих формируется с учетом специфики функций и должности, занимаемой чиновником. При всем многообразии форм и методов обучения общими для них являются: подготовка выпускной работы по проекту, теоретическая подготовка в учебном заведении, приобретение практического опыта. (12, стр. 57)

На протяжении довольно долгого времени Германия являлась законодательницей мод в области развития государственного управления как академической дисциплины. В настоящее время в немецких университетах возрождается традиция подготовки высококвалифицированных специалистов на базе широкого междисциплинарного подхода. Преобладание юридических дисциплин, что являлось отличительной чертой англосаксонского подхода, постепенно уступает место более сбалансированному варианту учебных программ. Правовые и экономические дисциплины находятся примерно в равном соотношении и подкрепляются необходимыми гуманитарными и математическими теориями. (9, стр. 140)

Основные требования, предъявляемые к госслужащим в Германии, - это профессиональное образование и специальная предварительная подготовка (вид и длительность которой дифференцируются в зависимости от уровня служебного положения). Непрерывное образование – обязательное условие продвижения в системе государственной службы. Широкий спектр обучающих программ позволяет сопровождать чиновника на протяжении всей его карьеры. Образовательные программы построены по модульному принципу, что делает их гибкими, отвечающими потребностям общества.

 

Французский подход.

 

Особенность французского подхода состоит в том, что государственное управление преподается как раздел политических и административных наук. В системе подготовки по государственному управлению во Франции преобладают два типа учебных заведений: институты политических исследований и университеты.

Подготовка государственных слу­жащих для органов государственного управления, которая во Франции носит название профессиональной постоянной подготов­ки, состоит из профессиональной начальной подготовки госслужащих и повышения квалифика­ции, которое организуется на протяжении всей их карьеры.

Различные министерства орга­низуют конкурсы прямого набора в корпус государственных служа­щих. Это французская специфи­ка, отличающая данную модель от британской и германской.

Особое место в области подго­товки по специальности «Государ­ственное управление» занимают две высшие школы, находящиеся в ведении премьер-министра: На­циональная школа администра­ции (НША) и парижский Институт политических исследований (ИПИ). В задачу НША входит подготовка чиновников для ком­плектования высших кадров администрации: членов Государст­венного совета, Счетной палаты, Финансовой инспекции (высшие органы управления), региональ­ных счетных палат, администра­тивных судов, Генеральной ин­спекции администрации, корпуса префектов, гражданских админи­страторов.

Парижский институт политиче­ских исследований — это независи­мое от университетов государст­венное учреждение научного, культурного и профессионального профиля, которое обеспечивает подготовку по политическим, эко­номическим и общественным на­укам.

Таким образом, во Франции, как и в Германии, система подго­товки госслужащих носит центра­лизованный характер и имеет многоуровневую структуру, ран­жированную в зависимости от це­лей обучения и степени професси­ональной подготовки слушателей. Однако если немецкие образова­тельные программы отличаются высоким уровнем сбалансиро­ванности экономических и пра­вовых дисциплин, то француз­ский подход ориентирован на углубленное изучение экономики. (10, стр. 117)

Некоторые страны Южной Ев­ропы восприняли французскую модель в качестве образца для разработки собственных про­грамм подготовки кадров для го­сударственной службы.

В Испании до конца 1980 го­дов существовала только школа политических наук, а в 1986 г. была официально признана новая отрасль знаний по французскому образцу — «политические и адми­нистративные науки». В этот пе­риод создавались новые школы политических наук и социологии, вводилось большее количество курсов по государственному уп­равлению, программы по подго­товке государственных служа­щих, включая курс государствен­ного менеджмента.

Реформа 1990-х годов косну­лась в основном государственной политики. В университетах по­явились новые трех-, четырех- и пятилетние программы, по окон­чании которых слушатели получа­ли ученую степень в области по­литических и административных наук.

Набор служащих в Испании осуществляется при помощи открытых конкурсных экзаменов по таким предметам, как административное право, государственная экономика, государственное администрирование, управление бюджетом и финансами. Иногда новые темы, связанные с реформированием госсектора, также включаются в формат экзамена – государственная служба и политические процессы, государственный менеджмент. Нововведением является стажировка выпускников в течение нескольких месяцев, что позволяет найти постоянную работу в государственной администрации. (10, стр. 117-118)

 

Американский подход

 

Заслуживает внимания практика подготовки гос­служащих в Соединенных Штатах Америки. Система высшего образования в США – это более двух тысяч университетов, институтов и колледжей. В числу наиболее известных высших учебных заведений относятся: Гарвардский университет в штате Массачусетс, Йельский университет в штате Коннектикут, Пенсильванский университет штате Пенсильвания, Колумбийский университет в Нью-Йорке.

Как и в европейских странах, государственное управление в Америке всегда было тесно связано с правовыми дисциплинами, в частности с административным правом. В последние годы наметилась тенденция к усилению экономического образования госуправленцев – с введением оценки результативности и качества работы правительственных органов – обогатилась дальнейшим развитием экономико-математических и других передовых методов. (11, стр. 145-147)

Организационно работа с кадровым резервом в органах государ­ственного управления осуществляется кадро­выми службами на базе общих правил и нормативных тре­бований, а также единых методических и политических ус­тановок. Они разрабатывают основы кадровой политики данного учреждения, организуют набор персонала на все профессиональные должности и работу по заполне­нию политических должностей, осуществляют разработку квалификационных требований и организацию должност­ного продвижений на основе проведения оценки служеб­ной деятельности государственных чиновников, руководство профессиональной подготовкой и переподготовкой работников и т.д.

На значительную долю должностей, в том числе ва­кантных, в системе государственной службы (это пример­но две трети от общего их числа) комплектование проис­ходит на основе конкурса. Процедура конкурсного отбо­ра направлена на постепенное выявление и устранение из списка претендентов наименее подходящих кандида­тов и создание условий для назначения на конкретную должность лучшего из них.

Конкурсные экзамены остаются одним из главных ме­тодов отбора кадров для органов государственного управления США, и здесь существует одна из наиболее отработанных в мире систем их проведения. Для госслу­жащих США экзамены превратились в одну из обычных норм их повседневной жизни и деятельности.

В основу конкурсных экзаменов положены так назы­ваемые квалификационные стандарты. Именно на них ба­зируются те требования, которые предъявляются к канди­дату на ту или иную конкретную должность. Квалификаци­онные стандарты жестко привязаны к должности как со­ставной части общего административного процесса и со­держат четкие описания профессионально-квалификаци­онных, деловых и личных качеств того лица, которое долж­но занять конкретную должность.

В государственных учреждениях США в настоящее время нет единой системы отбора кандидатов на выдви­жение, но нет и автоматического продвижения по служеб­ной лестнице. Основная часть повышений по службе про­исходит на основе регулярных оценок служебной деятель­ности всех потенциальных кандидатов на замещение. Та­кие оценки деятельности госслужащих позволяют админи­страции государственных учреждений решать проблему отбора кандидатов на повышение, определять степень необходимости в профессиональной переподготовке, осуществлять долгосрочное планирование ротации кад­ров и т.п. (12, стр.58)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: