Функции политической системы:




Политическая система

1. Термин " политика" происходит от древнегреческого слова polis – «город-государство», впервые введен в научный оборот древнегреческим философом Аристотелем.

Политика – отношения между большими группами людей внутри общества, а также между обществами, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти.

Понятие " власть" выражает такое явление общественной жизни, с которым связаны все политические процессы. Однако власть может существовать в виде власти родителей, начальника, лидера неформальной группы и т.п.

Власть – социальные отношения, отличительной чертой которых является возможность одного индивида или группы лиц оказывать влияние на других индивидов или группу лиц, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Для сферы политики применяется понятие "политическая власть".

Политическая власть – право, способность и возможность отстаивать определенные политические взгляды, установки и цели.

Сфера политики имеет свою структуру, выраженную в понятии "политическая система".

2. Политическая система — совокупность отношений по поводу участия в политической власти, комплекс норм, институтов и организаций в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.

Политическая система - э то сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Политическая си­сте­ма — мно­го­функ­ци­о­наль­ный механизм, вклю­ча­ю­щий го­су­дар­ствен­ные и не­го­су­дар­ствен­ные со­ци­аль­ные институты, ко­то­рые осу­ществ­ля­ют по­ли­ти­че­ские функции.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

3. Политический институт — это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности.

Политические институты — это, в частности, государство и его структуры, избирательная система, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации. Всякий политический институт состоит из структуры (организации) и идеи, которую эти структуры обслуживают.

4. Функции политической системы:

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • регулирование деятельности общества;
  • распределение духовных и материальных ресурсов;
  • согласование разных политических интересов;
  • пропаганда различных норм поведения;
  • приобщение людей к политической жизни;
  • контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Функции политической системы:

управляющая, мобилизующая, интегративная (согласование интересов), коммуникативная.

Политическая система осуществляет следующие функции: конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения; адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни; мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т. д.) для достижения политических целей.

· Охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов.

· Внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами.

· Консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп.

· Распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей.

 

5. Элементы по­ли­ти­че­ской системы (подсистемы):

1. Институциональная (организационная) подсистема: государства, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

  • Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
  • Политические партии – это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении);
  • Общественно-политические движения – это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов

2. Нормативная подсистема (нормы, ценности, обычаи, традиции): политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике.

3. Функциональная подсистема: формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

4. Коммуникативная подсистема: совокупность связей и взаимодействий, как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества, между политическими системами различных стран.

5. Культурно-идеологическая подсистема: политическая психология и идеология, политическая культура, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

  • Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам;
  • Политическая идеология – систему идей, взглядов на политическую жизнь, способов объяснения мира политики,в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры;
  • Политическая культура – систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценки и объяснения политических явлений.

6. Классификация (типология) политических систем:

  • в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические — коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

  • открытые (конкурентность) — закрытые (назначение);

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

  • военные — гражданские — теократические;

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

  • диктаторские (опора на насилие) — либеральные (свобода личности и общества);

 

По­ли­ти­че­ский про­цесс пред­став­ля­ет собой опре­делённую тех­но­ло­гию при­ня­тия и ре­а­ли­за­ции власт­ных ре­ше­ний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: