Эпоха.
Вот – дивное дарование! Огненное, живое, брызжщее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества.
Б. Асафьев
…В его музыке – яркий, эмоциональный, жизнеутверждающий тон… его творчество мощным потоком вливается в свременную русскую музыку.
В.Э. Мейерхольд
Прокофьев - классик ХХ века. Артюр Онеггер назвал его «великой фигурой современной музыки ».
Его роль в музыке сравнивают с ролью В.В. Маяковского в поэзии. Про него говорили, что он «Умел слышать время».
Это была эпоха бурных потрясений, слом привычного общественного строя, две мировые войны. Идет поиск новых путей в искусстве. Появляются новые направления – символизм, акмеизм, футуризм. Художники ищут новые выразительные средства, обновляется художественный язык.
Прокофьев живо откликался на главные события современности. Сначала не принял русскую революцию (период эмиграции с 1918 года по середину 30-х), но потом возвратился на родину, чтобы разделить ее судьбу.
Мировоззрение.
Музыка Прокофьева рождена живым ощущением времени, отражает черты новой эпохи ХХ века: динамика, напор, сила. Властное волевое начало, зримая образность.
Четкий, дерзкий, иногда намеренно резкий стиль в противовес экстатичности Скрябина и изнеженности импрессионистов. Можно сравнить с Маяковским. Оба хотели говорить "весомо, грубо, зримо".
Футуристы Давид Бурлюк — основатель. Ему удаётся сплотить вокруг себя Маяковского, Хлебникова и других… В 1912 г вышел первый манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности».
|
Шумные выступления сопровождались скандалами (Второй форт. концерт и Скифская Сюита): бунт, нарочитая грубость и резкость образов, направленная против пошлости и фальши современной культуры.
Маяковский подарил музыканту свою поэму "Война и мир" с надписью: " Председателю земного шара от секции музыки - председателю земного шара от секции поэзии. Прокофьеву - Маяковский ".
Темы творчества.
Современные темы, современный герой. Острое чувство современности, отрицание "залезания в гробы умерших композиторов за вчерашним материалом"
1 Выражение «духа времени» ХХ века: динамика, напор, сила. Властное волевое начало, сила эмоций, зримая образность. Токкатность – увлечение стремительным моторным движением.
2 Классическая линия творчества – подражание стилю Классицизма (стилизация) – «Классическая» симфония, использование классических инструментальных форм.
3 лирическая. «В лирике мне в течение долгого времени отказывали вовсе и, непоощренная, на развивалась медленно. Зато в дальнейшем я обращал на нее все больше и больше внимания» (Прокофьев). Лирика чистая и сдержанная без утрирования и нагнетания чувств. Хрупкая "паутинно-нежная", чистая как ключевая вода (Асафьев). Особенно расцвела в последних произведениях. Особая «детская» тема (7 симфония).
4 Скерцозно-юмористическая (Фортепианный цикл «Сарказмы»)
Современники называли Прокофьева «поэтом радости», он воспринимал окружающий мир цельным, прекрасным.
Музыкальный язык
|
Я ненавижу подражание, избитые приемы, я не хочу быть под чьей-то маской. Я хочу быть самим собой. ( Прокофьев )
Прокофьев - композитор-новатор. Постоянный поиск новых выразительных средств.
Мелодии – свежие, оригинальные. «Я очень люблю мелодию, считаю ее самым важным элементом в музыке» ( Прокофьев ). Отказывается от привычных романтичеких романсовых интонаций. Характерны кварто-квинтовые интонации, необычные ходы, непредсказуемость развития. Мелодии лаконичны (даже афористичны). В мелодиях соединены песенное и инструментальное начало (огромный диапазон, широкий шаг).
Ритм – энергичный, напористый «токкатный», передает дух времени. «Упрямые» ostinato, моторный характер.
Художник-новатор. Поиски новых средств.
Мелодика - особый тип, широкие скачки,
Гармония – сочетания принциов классической гармонии и современных средств. Преобладают простые тональности (C-dur, D-dur, B-dur) 12-ступенная диатоника - широкое использование трезвучий повышенных и пониженных ступеней, насыщенная альтерацией. Расширение ступеневого звукоряда.
Концерт для ф-но с оркестром.
1912 год
Смелость муз языка. "Доходящий до нестерпимости блеск тщательно отполированной стали. Предложения надеть на автора смирительную рубашку.
· Жанры творчества:
Большая роль театральных жанров: оперы и балета.
Семен Котко, Война и мир. Балет "Стальной скок".
Ромео и Джульетта, Золушка.
7 симфоний, 5 фортепианных концертов
Кантаты, оратории. Фортепианные циклы.