Учение Уильяма Джемса и его вклад в прагматизм




Его философское учение рассматривают как выражение духа американизма, как оригинальный вклад Америки в материнскую культуру Европы.

К числу наиболее известных трудов Джемса относятся: «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Существует ли сознание?» (1904), «Прагматизм» (1907), «Вселенная с плюралистической точки зрения» (1909).

Его психологические концепции складывались не без влияния Пирса, с которым он тесно общался, примкнув в Гарварде к группе математиков, естествоиспытателей, юристов, теологов, называвших себя «метафизическим клубом».

Влияние бескомпромиссного эмпиризма Пирса чувствуется и в концепции «потока сознания», развитой Джемсом в «Принципах психологии».Последняя представляла собой попытку подвести определенные итоги развития психологии как эмпирической дисциплины.

От концепции «потока сознания» остается один шаг, который и сделал Джемс, к отрицанию существования сознания как особой сущности, которая может к чему-либо относиться. Не сознание, а личность, понимаемая как некий волевой центр, относится к потоку ощущений-переживаний, которые и являются последней реальностью, данной нам в опыте. То, что обычно называют вещью, данной в восприятии, является результатом воздействия воли на поток ощущений-переживаний, конструктом, зависящем от целей и средств наших возможных действий. Эту концепцию Джемс назвал «радикальным эмпиризмом» -- то, что познается, и то, в чем познается, является опытом, понимаемом как поток переживаний ощущений, эмоций, волнений.

Джемс, следуя за Гегелем, расширяет содержание понятия опыт.По Джемсу, не только то, что наличествует в нормальном бодрствующем сознании (а в нем наличествуют и религиозные переживания, составляющие действительный эмпирический базис религий), но и ощущение того, что за пределами такого сознания находятся другие его формы, совершенно от него отличные, дано в опыте.

Итак, и наука, и религия имеют основание в опыте. Однако религиозный и научный образы мира столь различны, что примирение их кажется совершенно невозможным. Тем более что философия, призванная привести к согласию сферы человеческого опыта, сама распадается на множество противоречащих друг другу учений.

Из этого принципа, Джемса, следует, что если две идеи ведут к одним и тем же практическим результатам, то мы имеем дело с одной идеей, только по-разному выраженной.Существующие философские учения можно, как считает Джемс, объединить, отбрасывая чисто личностные вариации в точках зрения, в два основных направления -- эмпиризма и рационализма, выражающих различие жесткого и мягкого типов темпераментов.

По мнению Джемса, истинными мы называем те наши идеи, теории, которые, направляя наши действия, ведут к желаемым результатам.Истинным называется все то, что оказывается благом в области убеждений, и к тому же благом, в силу определенных наглядных основании.

Таким образом, Джемс отошел от концепции Пирса, согласно которой истина является общезначимым принудительным верованием, и стал на индивидуалистические и плюралистические позиции.Именно такая позиция и стала отождествляться с термином «прагматизм», что и заставило Пирса отказаться от него.

Принятие прагматического критерия истины позволяет, с точки зрения Джемса, согласовать верования здравого смысла, религиозные убеждения и положения науки.

Джемс считает, что образом мира, наиболее соответствующим прагматическому принципу плюрализма истин, является, тот, который оформляется в философии Бергсона, в его учении о «творческой эволюции».В таком мире может быть место для Бога -- соратника, спутника, партнера человека, гаранта сохранения его неповторимой индивидуальности, т. е. для такого Бога, в которого верят простые люди, нуждающиеся в этой идее для успешной борьбы с хаосом и злом повседневного существования.

Идея Бога оправдана прагматически, т.к.она способствует жизненному успеху. Эта идея опирается на реальный опыт, на импульсы, идущие из сферы подсознательного. Какое истолкование дать этим импульсам, в конечном итоге личное дело. Сам Джемс считал, что они могут быть истолкованы как результат воздействия на нас высшего, всемогущего, но все же конечного, существа, которое не только действует на нас, но и доступно нашему воздействию. Принять эту или другую гипотезу -- акт проявления свободы воли. Принять религиозную доктрину и действовать в соответствии с ней в повседневной жизни, значит обрести шанс, если она верна, на загробное существование. Если, опасаясь возможности ошибиться, отказаться от религии, то этот шанс будет потерян. Выбор, с точки зрения прагматизма, самоочевиден. Прагматизм Джемса не первая и не последняя попытка найти компромисс науки и религии. Форма, в которой этот компромисс осуществлялся, определялась с одной стороны средой, в которой он творил, с другой - его личными качествами.

Заключение

Основные идеи прагматизма высказал Ч.Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У.Джемс, Дж.Дьюи.

Согласно Пирсу, значение идеи состоит в ее практических последствиях.Его важным вкладом стало предложение определять объект путем эксперимента, сравнивая его свойства со свойствами других объектов.Также Пирс занимался поиском нового языка философии и стал одним из основателей семиотики.Последователь Пирса Уильям Джеймс развил идеи прагматизма и сформулировал метод разрешения философских споров путем сравнения "практических последствий", вытекающих из той или иной теории.

Согласно Джеймсу, истина является тем, во что верит каждый конкретный человек, и то, что позволяет ему чувствовать себя лучше в психологическом отношении.Иными словами, истина субъективна.Если человек верит, что существует 12 богов, и соответственно выстраивает свою жизнь, значит это истинно.Его теория, к сожалению, не была удобна в практическом применении, так как позволяла доказывать слишком много противоречивых фактов.

Третий виднейший представитель прагматизма - Джон Дьюи.Он считал, что истина определяется, прежде всего, как практическая эффективность, полезность.Цель философии по Дьюи -помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её.Человеку необходимо экспериментировать и таким образом находить оптимальный инструмент разрешения индивидуальных и социальных проблем.Слабой стороной теории Дьюи является то, что опыт может привести человека к неправильным выводам.Опыт не универсален по своей сути.Философия прагматизма не канула в Лету.

 

При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики.Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях -- «полезность».

Прагматизм оказал огромное влияние на общественное сознание.Но он ограничивает кругозор человеческими нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее.Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.

Таким образом, американский прагматизм, видоизменяясь, дожил до наших дней.


Список литературы

1.Соколов Б.Г., Бабушкина Д.А., Вейнместер А.В., Философия XIX века. Персоналии. Часть I. Учебное пособие.Издательство ФО СПб. 2007г.

2. Краткая философская энциклопедия.Москва, Издательская группа "Прогресс" "Энциклопедия", 1994г.

3. П.С. Гуревич, В.И.Столяров "Мир философии" Москва, Издательство политической литературы, 1989г.

4. Бердяев Н. А. «Судьба России» Москва, Издательство «ЭКСМО» 2007г.

5. М.В. Драко, Шопенгауэр А. Введение в философию; Новые перелипомены; Об интересном: Сборник/Пер. с нем.; Худ.обл. - Мн.: ООО «Попурри», 2000г.

6. Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.

7.История философии. Учебник для высших учебных заведений./ Под общ. ред. Кохановского В. П., Яковлев В. П., Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 - 576 с. (266 - 280)

8.История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2009. - 1376 с.

9.Новейший философский словарь. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2009. 1280 с.

10.Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 2009. - 815 с.

11.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2007 - 800 с. (596 - 697)

12.Философия. / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 576 с. (63 -64)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: