ЛЕКЦИЯ
ОБЩИЕ ОСНОВЫПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
ПЛАН:
1. Понятие о педагогической этике. Ее задачи
2. История становления педагогической этики
1. Понятие о педагогической этике. Ее задачи
К нравственному облику педагога сегодня предъявляются новые, еще более высокие требования. Все это способствует развитию исследований в области педагогической этики. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Эта общественная миссия и предопределяет высокий уровень моральной ответственности учителя за нравственное здоровье подрастающих поколений, необходимость формирования его нравственного мира на основе требований профессиональной этики.
Профессиональные группы врачей, учителей, артистов, военных представляют собой наиболее подходящие объекты для исследований, т. к. нравственная сторона их деятельности отчетливо выражена. Кроме того, в сфере профессиональной деятельности, связанной с воспитанием людей, рождаются свои моральные нормы и традиции, которыми руководствуются представители этих профессий.
В литературе пока нет однозначного определения профессиональной этики. В «Словаре по этике» отмечается, что «так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности».
Педагогическая этика — это самостоятельный раздел этической науки — изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий.
|
Целям педагогической этики являются: – изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной образовательной среде; – обоснование основ педагогического этикета представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и.т.п. людей профессионально занимающихся обучением и воспитанием. |
Таким образом, педагогическая этика выделяет из всей совокупности нравственных проблем наиболее важные для деятельности педагога, дает ответ на вопрос об источниках профессиональных нравственных представлений, об их содержании и развитии на основе общего нравственного прогресса, о нравственных основах педагогической деятельности.
Основные задачи педагогической этики
Какие задачи в связи с этой проблемой стоят перед педагогической этикой?
Среди теоретических очень важной, по мнению В.И. Писаренко и И.Я. Писаренко, является задача 1) изучение структуры процесса формирования нравственных потребностей учителя, а также их влияния на развитие духовных и материальных потребностей учащихся. Педагогическая этика должна выявлять причины этих издержек, изучать пути их устранения. Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. 2) Формирование нравственных взглядов и убеждений является важнейшей задачей высшей школы. А поиски путей решения этой задачи — предмет этико-педагогических исследований.
|
Педагогическая этика должна, на наш взгляд, обратить особое внимание на 3) изучениесущности и специфики индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. В связи с этим целесообразно выяснить уровень его нравственных ориентации, которые обеспечивают правильный подход к анализу собственных поступков и поступков воспитанников.
Теоретико-прикладной задачей педагогической этики является 4) изучение факторов, способствующих формированию и проявлению его высокой моральности, а также выявлению факторов, тормозящих этот процесс.
5) Совершенствование отношений между семьей и школой — также одна из задач педагогической этики. Педагогическая этика должна найти ответы и на такие вопросы: какова связь между нравственным опытом родителей и проявлением узкопотребительской психологии у детей, какое воздействие оказывает нравственный опыт учителей и нравственная деятельность детей на формирование у них идеалов.
Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д. И не секрет, что эти взаимоотношения далеко не всегда строятся на правильной основе. Задача педагогической этики — 6) способствовать гуманизации отношений между учащимися и учителями. Разработка рекомендаций по целенаправленному регулированию этих взаимоотношений, обогащение учителей методами их анализа в конкретных условиях и определение последствий их нарушения имеет особое значение для 7) совершенствования морально-психологического климата в педагогическом коллективе. Изучение его особенностей — важная задача педагогической этики, педагогической психологии и социологии педагогического труда.
|
На состояние морально-психологического климата оказывает влияние характер и способы разрешения моральных конфликтов в педагогических коллективах, а также конфликтов, возникающих между учителями и учащимися, их родителями. Педагогическая этика призвана помогать выявлению природы этих конфликтов, определению их последствий, изучению способов их разрешения.
Статус любого педагогического коллектива, стабильность его состояния, в том числе и морального, в определенной степени зависят от того, какие педагогические традиции в нем поддерживаются, как формируется и проявляется в нем общественное мнение.
В воспитании детей особое значение имеет моральный педагогический авторитет. Как он 8) формируется и поддерживается, педагогический авторитет как влияет на характер нравственных отношений, каковы пути его укрепления.
Очень важной теоретико-практической задачей педагогической этики является 10 )определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда (воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя старших классов, классные руководители, старшие пионервожатые, воспитатели групп и школ продленного дня, воспитатели школ-интернатов, директора школ, завучи, инспекторы, методисты и др.).
Одна из актуальных задач педагогической этики 10)развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравственно-этической культуры учителей и всех педагогических работников.