Основные задачи педагогической этики




ЛЕКЦИЯ

ОБЩИЕ ОСНОВЫПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

ПЛАН:

1. Понятие о педагогической этике. Ее задачи

2. История становления педагогической этики

 

1. Понятие о педагогической этике. Ее задачи

 

К нравственному облику педагога сегодня предъявляются новые, еще более высокие требо­вания. Все это способствует развитию исследований в об­ласти педагогической этики. Успешно решать сложные задачи, поставленные ре­формой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой об­разец высоконравственной личности. Эта общественная миссия и пред­определяет высокий уровень моральной ответственности учителя за нравственное здоровье подрастающих поколе­ний, необходимость формирования его нравственного ми­ра на основе требований профессиональной этики.

Профессиональные группы врачей, учите­лей, артистов, военных представляют собой наиболее подходящие объекты для исследований, т. к. нравственная сторона их деятельности отчетливо выражена. Кроме то­го, в сфере профессиональной деятельности, связанной с воспитанием людей, рождаются свои моральные нормы и традиции, которыми руководствуются представители этих профессий.

В литературе пока нет однозначного определения про­фессиональной этики. В «Словаре по этике» отмечается, что «так принято называть кодексы поведения, обеспечи­вающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональ­ной деятельности».

Педагогическая этикаэто самостоятель­ный раздел этической наукиизучает особенности педа­гогической морали, выясняет специфику реализации об­щих принципов нравственности в сфе­ре педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

 

Целям педагогической этики являются: – изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной образовательной среде; – обоснование основ педагогического этикета представляющего собой совокуп­ность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и.т.п. людей про­фессионально занимающихся обучением и воспитанием.

 

Таким образом, педагогическая этика выделяет из всей совокупности нравственных проблем наиболее важные для деятельности педагога, дает ответ на вопрос об источниках профессиональных нравственных пред­ставлений, об их содержании и развитии на основе общего нравственного прогресса, о нравственных основах педа­гогической деятельности.

 

Основные задачи педагогической этики

Какие задачи в связи с этой проблемой стоят перед педагогической этикой?

Среди теоретических очень важной, по мнению В.И. Писаренко и И.Я. Писаренко, яв­ляется задача 1) изучение структуры процесса формирования нравственных потребностей учителя, а также их влияния на развитие духовных и материальных потребностей учащихся. Педагогиче­ская этика должна выявлять причины этих издержек, изучать пути их устранения. Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, на­учить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные уста­новки безупречны. 2) Формирование нравственных взглядов и убеждений является важнейшей задачей высшей школы. А поиски путей ре­шения этой задачи — предмет этико-педагогических ис­следований.

Педагогическая этика должна, на наш взгляд, обра­тить особое внимание на 3) изучениесущности и специфики индиви­дуального нравственного сознания учителя. Учи­тель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через роди­тельскую общественность. В данном случае он высту­пает как концентрированный носитель общественной морали. В связи с этим целесообразно выяснить уровень его нравственных ориентации, которые обеспечивают пра­вильный подход к анализу собственных поступков и по­ступков воспитанников.

Теоретико-прикладной задачей педагогической этики является 4) изучение факторов, способствующих формированию и проявлению его высокой моральности, а также выявлению факторов, тормозящих этот процесс.

5) Совершенствование отношений между семьей и школой — также одна из задач педагогической этики. Педагогическая этика должна найти отве­ты и на такие вопросы: какова связь между нравствен­ным опытом родителей и проявлением узкопотребитель­ской психологии у детей, какое воздействие оказывает нравственный опыт учителей и нравственная деятель­ность детей на формирование у них идеалов.

Дети фиксируют все оттенки взаи­моотношений учителей с ними, с другими учителями, с ро­дителями и т. д. И не секрет, что эти взаимоотношения далеко не всегда строятся на правильной основе. Задача педагогической этики — 6) способствовать гуманизации отношений между учащимися и учителями. Разработка рекомендаций по целенаправленному регули­рованию этих взаимоотношений, обогащение учителей ме­тодами их анализа в конкретных условиях и определение последствий их нарушения имеет особое значение для 7) со­вершенствования морально-психологического климата в педагогическом коллективе. Изучение его особенностей — важная задача педагогической этики, педагогической пси­хологии и социологии педагогического труда.

На состояние морально-психологического климата оказывает влияние характер и способы разрешения мо­ральных конфликтов в педагогических коллективах, а также конфликтов, возникающих между учителями и учащимися, их родителями. Педагогическая этика при­звана помогать выявлению природы этих конфликтов, определению их последствий, изучению способов их раз­решения.

Статус любого педагогического коллектива, стабиль­ность его состояния, в том числе и морального, в опреде­ленной степени зависят от того, какие педагогические традиции в нем поддерживаются, как формируется и про­является в нем общественное мнение.

В воспитании детей особое значение имеет моральный педагогический авторитет. Как он 8) формируется и поддер­живается, педагогический авторитет как влияет на характер нравственных отноше­ний, каковы пути его укрепления.

Очень важной теоретико-практической задачей педа­гогической этики является 10 )определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда (воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя стар­ших классов, классные руководители, старшие пионерво­жатые, воспитатели групп и школ продленного дня, вос­питатели школ-интернатов, директора школ, завучи, ин­спекторы, методисты и др.).

Одна из актуальных задач педагогической этики 10)развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравствен­но-этической культуры учителей и всех педагогических работников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: