дошкольников в современных условиях»




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

«Особенности математического развития

дошкольников в современных условиях»

 

Подготовила

воспитатель Щербакова Марина Александровна

 

 

Обучение дошкольной математике очень важно для ребенка, поскольку в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, которая на протяжении долгого времени являлась единой программой дошкольного образования, основной целью математического образования считались формирование элементарных математических представлений и подготовка детей к школе. Основной формой работы считались занятия, на которых в определенной последовательности вырабатывались необходимые математические знания и умения. Зачастую педагог показывал и объяснял задание, демонстрируя образец, выделяя свойства и связи математических объектов, а дети слушали его объяснения, отвечали на вопросы.

Таким образом, обеспечивалась учебно-дисциплинарная модель дошкольного образования и детский сад превращался в «маленькую школу» с засилием в нем «учебных занятий» по математике и другим предметам с игнорированием первенствующего значения игры и других исконно «дошкольных» видов деятельности, в результате чего возникли трудности с освоением ребенком учебной деятельности в начальных классах.

Исследования последних десятилетий показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, он может освоить значительно больше, чем считалось прежде, что открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы обучения.

Исследования Давыдова В.В. и Запорожца А. В. подчеркивают, что дошкольный возраст самоценен тем, что позволяет ребенку осуществлять разные виды свободно деятельности. Многообразие этих видов деятельности осуществляемых ребенком по собственному желанию (без каких-либо жестких правил и норм) не только дает детям много знаний и умений, но и развивает их чувства, мышление, воображение, внимание. Развивающее - образовательные задачи в дошкольном возрасте должны решаться именно таким опосредованным образом. Доказано, что такой подход позволяет избежать значительных проблем в школьном обучении детей.

В соответствии с новой концепцией дошкольного образования к традиционным требованиям математической подготовки были добавлены такие, как:

- обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;

- формирование не только математических способностей ребенка, но и базовых математических понятий;

- ориентация на развитие умственных способностей: формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения;

- создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка;

- развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;

- овладение приемами учебной деятельности в процессе математического развития.

В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии.

В последнее время произошло обновление содержания методики математической подготовки, совершенствуются формы и средства обучения. Это связано с введением новой деятельностной парадигмы образования в РФ, которая характеризуется личностно-ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, постулирующей в качестве цели образования развитие личности ребенка. Таким образом, учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях России меняется на личностно-ориентированную.

Эффективность математического развития детей дошкольного возраста в большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности. Методики проведении занятий построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей.

В практике работы педагогами используются логические блоки Дьенеша и цветные счетные палочки Кюизенера. Игры-занятия палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, приобрести чувственный опыт, развить желание владеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Использование логических блоков способствует логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует навыки, необходимые для решения логических задач. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Значительным потенциалом для формирования математических представлений обладают русские народные сказки. Например, рассматривая сказку «Репка» можно предложить детям ответить на вопросы:

- Кто пришел тянуть репку первым? За кем была бабка? Между кем стоит бабка? Кто стоит перед Жучкой? Кто в сказке самый высокий? Самый низкий? Сколько человек тянули репку?

Подобные вопросы позволяют формировать у дошкольников порядковую и количественную характеристику натурального числа, пространственную ориентировку, представление о величине.

Кроме сказок при обучении детей математике педагогами активно используются малые фольклорные жанры: потешки, стихи, поговорки, загадки, песенки.

Практически все знания, умения и навыки, полученные на занятиях, можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной обстановке, работая с детьми индивидуально. Можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире), где правая варежка, а где левая.

Педагоги начальных классов отмечают, что учащиеся из групп, где использовался деятельностный метод обучения, быстрее своих сверстников (по сравнению с контрольным классом школы) усваивали учебный материал, были склонны к исследовательской деятельности, оказывались способны четко обосновать свою точку зрения. Они более самостоятельны, активны и общительны, обладают более высоким уровнем математической подготовки, с удовольствием учатся.

Список использованной литературы:

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. –М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Выготский Л. С. Психология. – М., 2002.

3. Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. – М.: Директ-Медиа, 2014.

4. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л. Математическое развитие дошкольников. СПб., 1998.

5. Международный научный журнал «Инновационная наука» № 1-1/ 2017. Игракова О. В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: