Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Как многоотраслевая дисциплина, психология включает в себя фундаментальную психологию, цель которой состоит в установлении фактов, механизмов и законов психической деятельности, а также прикладную психологию, изучающую психические явления в естественной обстановке и использующую полученные в фундаментальной науке знания в конкретных ситуациях и условиях, и практическую психологию, которая использует психологические знания для решения конкретных задач в педагогике, отраслях труда, спорте, медицине и пр.
Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как естественнонаучной и гуманитарной дисциплины.
Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний.
Психология придерживается следующих общенаучных ценностей и норм:
§ Общенаучный гипотетико-дедуктивный метод, который направлен на выявление причинно-следственных закономерностей на основе строго регламентированной манипуляции объектом исследования и количественной, формальной оценки эффектов воздействия;
§ Научное исследование представляет собой эффективный инструмент построения обобщенного, надежного, объективного знания, которое может быть передано без искажений и представлено в обобщенной форме – в виде законов, закономерностей, зависимостей;
§ Обобщенность научного знания – применимость знания к более или менее широкому кругу объектов или явлений. Номотетическим называют исследовательский подход, направленный на установление обобщений. Ему противопоставляют идеографический подход, который ориентирован на описание уникальных, единичных объектов.
|
Психология профессионального образования изучает психику и психологические особенности деятельности субъектов образовательного учебно-профессионального процесса - студентов, преподавателей и руководителей образовательного учреждения.
К психическим относятся явления, которые встречаются как у отдельных людей, так и явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах (Р. С. Немов; 2007).
По отношению к внешнему миру, Я. А. Пономарев выделяет две функции психики человека:
- творчество – создание новой реальности, противоположно ему – разрушение – уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры);
- адаптация – приспособление к существующей реальности, противоположным ей процессом является дезадаптация в различных формах.
По отношению к поведению и деятельности человека и других людей Б. Ф. Ломов выделял три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную. Адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций. Системность, целостность и нерасчлененность психики являются с точки зрения Б. Ф. Ломова основным ее признаком.
Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействие со средой. Построение внутренней модели мира обеспечивают познавательные психические процессы – ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь. Они дают возможность овладевать знаниями и решать задачи, ориентироваться в обстановке, изучать отдельные объекты и среду в целом, предвидеть события; таким образом, психические познавательные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Совокупность познавательных процессов обеспечивает отражение важных для жизнедеятельности сторон объективной реальности и создание образа мира.
|
Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельным свойств предметов и явлений, результатом восприятия является целостное отражение свойств предметов, объектов, явлений, событий. Образы восприятия относят к первичным образам.
Процессы памяти, представления, воображения имеют дело со вторичными образами – результатами фиксации, воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта, оно обеспечивает прогнозирование будущего, процесс принятия решения. Познавательные процессы отражают пространственно-временные характеристики объективного мира и соотносятся с ними.
Разнообразные психические процессы обеспечивают регуляцию поведения и деятельности человека. Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения человека и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение отношений человека к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния. Волевые процессы выражаются в саморегуляции, сознательном, мобилизующем усилии и управлении своим поведением. Наиболее ярко они проявляются при преодолении трудностей и препятствий.
|
Под мотивацией понимается совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения. Наряду с эмоциональными процессами мотивация инициирует поведение человека и придает определенную субъективную окраску этому поведению. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, приводящей к возникновению мотивационного напряжения субъективного отражения нужды человека в чем-либо. Опыт удовлетворения потребностей в ходе деятельности приводит к формированию мотива как устойчивого психического образования. На основе мотива и отражения реальной ситуации формируется цель действия, план поведения и происходит принятие решения. Формирование и выдвижение целей описывается теориями целеполагания. Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к действительности. Психологическая функция эмоций заключается в оценке явлений окружающей действительности и результатов поведения индивида и проявляется внутренне в форме переживаний, а внешне – в эмоциональной экспрессии. В эмоции проявляется оценка человеком возможностей для удовлетворения своих потребностей, поэтому эмоциональные процессы тесно связаны с мотивационными.
Центральный момент принятия решения – выбор варианта действия, который позволит достичь наилучшего результата. В основе принятия решения лежит субъективное переживание человеком вероятности множества событий, а также субъективные оценки полезности или вреда для себя этих событий. Важное значение имеет оценка трудности достижения. С позиции В. Н. Дружинина, процесс принятия решения является мотивационным процессом, позволяющим преодолевать ситуативные трудности «здесь и теперь» ради достижения внеситуативных, отсроченных целей.
Процессы контроля обеспечивают произвольную регуляцию целеустремленного поведения. Эти процессы следуют за мотивационной активацией и принятием решения, благодаря которым возможно выполнение действия и достижение необходимого результата. В теории психической регуляции выделяются следующие процессы контроля поведения: определение цели, формирование ожиданий, оценка условий реализации поведения, оценка результатов. Основные этапы контроля и планирования поведения описаны П. К. Анохиным в теории функциональных систем, где особое значение отводится механизмам обратной связи, которые обеспечивают возможность сравнения параметров текущего и желаемого состояния среды.
Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации, координацию совместной деятельности и установление контактов между людьми. Речь и невербальное общение – основные процессы, обеспечивающие коммуникацию.
Психические состояния представляют собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. В любом психическом состоянии можно выделить три составляющие: мотивационно-побудительную, эмоционально-оценочную и активационно-энергетическую. Такие составляющие возникают в связи с тем, что они тесно связаны с психическими процессами и психическими свойствами.
В профессиональной деятельности важными являются состояния:
· профессиональной пригодности,
· осознание значимости своей профессии,
· волевой активности,
· профессиональной заинтересованности,
· творческого вдохновения,
· профессиональной готовности.
Как система, психика обладает системными свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности, которая проявляется во внешне наблюдаемых различиях в поведении и деятельности людей. По психическим свойствам можно судить об индивидуальных особенностях человека. От свойств зависит протекание и проявление психических процессов и состояний, постоянство психической активности, типичной для данного человека. Психологию интересуют особенности его знаний, навыков, умений, привычек, которые условно можно назвать психическими образованиями. Они складываются благодаря фиксированию в сознании результатов функционирования психических процессов, состояний, свойств. Психические образования – важное условие успешности решения профессиональных и других задач. К числу основных групп психических свойств относят особенности темперамента, способности (общие и специальные), личностные черты.
На форму проявления характера и все поведение человека влияет темперамент, который является наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека и сказывается на особенностях эмоциональности, гибкости и подвижности взаимодействия с внешней средой, на быстроте мышления, памяти, приспособлении к новым условиям жизни. Важным психическим свойством, отличающим одного человека от другого, являются способности, т. е. такие психические особенности, которые позволяют успешно заниматься, совершенствоваться, овладеть одной или несколькими видами деятельности – определяют продуктивность деятельности. По мнению В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, способности являются свойствами систем, функционирование которых обеспечивает отражение реальности, процессы приобретения, применения и преобразования знаний.
Свойства личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, миру в целом, деятельности, которая проявляется в общении и взаимодействии. В свойствах личности проявляются психорегулятивные и мотивационные особенности психики конкретного человека. Ведущим свойством личности в отечественной психологии признается направленность. Направленность как свойство личности – это глубоко мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют в основном функции побуждения и смыслообразования. Основа направленности – потребности, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Цели, мотивы и отношения к действительности раскрывают направленность личности, ее жизненную позицию.
Преобладающие мотивы в структуре направленности личности, включенной в сферу профессиональной деятельности А. К. Марковой (1996) представлены в виде мотивационной сферы профессионализма:
· профессиональные ценности,
· идеалы, менталитет;
· профессиональное мировоззрение;
· профессиональное призвание;
· смыслотворчество в профессии;
· профессиональная интернальность (внутренний локус контроля);
· построение собственного сценария профессиональной жизни;
· индивидуальность как самобытность в профессии;
· стремление к профессиональному росту;
· профессиональные ожидания.
Наряду с индивидуальной психикой есть еще возникающие у групп и коллективов людей социально-психологические явления: традиции, оценки, интересы, вкусы и пр. Психология группы и коллектива характеризуется взаимоотношениями людей, их настроениями, мнениями, уровнем сознательности, товарищества, сплоченности, симпатиями, антипатиями и т. д. Личность и коллектив находятся в единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга, мера которого зависит от их качеств. Социально-психологические явления играют важную роль в жизни учебно-профессионального образовательного учреждения, в решении задач воспитания и обучения студентов.
По мнению В. Я. Ляудис, психологию следует трактовать как науку социально-историческую, что не исключает в ее арсенале естественнонаучных методов исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания.
Гуманитарное познание – особый тип научного познания, предполагающий иное отношение познающего субъекта к объекту исследования, чем то, которое свойственно естественнонаучным дисциплинам.
В центре гуманитарного познания – не вещь, а личность, отношения субъект-субъект, а не только субъект-объект, как подчеркивает М. М. Бахтин. По его мнению, познание вещи и познание личности – два предела. Вещь исчерпаема до конца односторонним актом познания субъекта. Личность как познаваемое требует не «точности» познания, но глубины «проникновения». Познание – проникновение всегда двусторонний акт. Суть отношений познающего субъекта и субъекта познаваемого – в диалоге. Диалог же предполагает раскрытие не только значений, которые ситуативны, но и смыслов, которые даны в бесконечном многообразии контекстов и в динамике изменений субъектов в ходе познания. Поэтому диалог неисчерпаем, ибо подлинное понимание исторично и персонифицировано. Это обстоятельство, по мнению В.Я. Ляудис,придает специфику критериям точности понимания в гуманитарном познании в отличие от естественнонаучных критериев.
Еще одним свойством гуманитарного познания, важным в понимании особенностей изучения психологии, является его гетерогенность, что предполагает не только научно-теоретическое, понятийно-знаковое, логическое мышление, в значительной мере формализуемое, но и мышление образное, художественное, наглядно-действенное, наконец, созерцание, основанное на символическом сознании, символизации и интерпретации символов, с помощью которой психолог проникает в области бессознательного.
Т.о., цель обучения психологии – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.