ТЕМА 1. Психология профессионального образования как область естественнонаучного и гуманитарного познания.




Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Как многоотраслевая дисциплина, психология включает в себя фундаментальную психологию, цель которой состоит в установлении фактов, механизмов и законов психической деятельности, а также прикладную психологию, изучающую психические явления в естественной обстановке и использующую полученные в фундаментальной науке знания в конкретных ситуациях и условиях, и практическую психологию, которая использует психологические знания для решения конкретных задач в педагогике, отраслях труда, спорте, медицине и пр.

Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как естественнонаучной и гуманитарной дисциплины.

Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний.

Психология придерживается следующих общенаучных ценностей и норм:

§ Общенаучный гипотетико-дедуктивный метод, который направлен на выявление причинно-следственных закономерностей на основе строго регламентированной манипуляции объектом исследования и количественной, формальной оценки эффектов воздействия;

§ Научное исследование представляет собой эффективный инструмент построения обобщенного, надежного, объективного знания, которое может быть передано без искажений и представлено в обобщенной форме – в виде законов, закономерностей, зависимостей;

§ Обобщенность научного знания – применимость знания к более или менее широкому кругу объектов или явлений. Номотетическим называют исследовательский подход, направленный на установление обобщений. Ему противопоставляют идеографический подход, который ориентирован на описание уникальных, единичных объектов.

Психология профессионального образования изучает психику и психологические особенности деятельности субъектов образовательного учебно-профессионального процесса - студентов, преподавателей и руководителей образовательного учреждения.

К психическим относятся явления, которые встречаются как у отдельных людей, так и явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах (Р. С. Немов; 2007).

По отношению к внешнему миру, Я. А. Пономарев выделяет две функции психики человека:

- творчество – создание новой реальности, противоположно ему – разрушение – уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры);

- адаптация – приспособление к существующей реальности, противоположным ей процессом является дезадаптация в различных формах.

По отношению к поведению и деятельности человека и других людей Б. Ф. Ломов выделял три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную. Адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций. Системность, целостность и нерасчлененность психики являются с точки зрения Б. Ф. Ломова основным ее признаком.

Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействие со средой. Построение внутренней модели мира обеспечивают познавательные психические процессыощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь. Они дают возможность овладевать знаниями и решать задачи, ориентироваться в обстановке, изучать отдельные объекты и среду в целом, предвидеть события; таким образом, психические познавательные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Совокупность познавательных процессов обеспечивает отражение важных для жизнедеятельности сторон объективной реальности и создание образа мира.

Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельным свойств предметов и явлений, результатом восприятия является целостное отражение свойств предметов, объектов, явлений, событий. Образы восприятия относят к первичным образам.

Процессы памяти, представления, воображения имеют дело со вторичными образами – результатами фиксации, воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта, оно обеспечивает прогнозирование будущего, процесс принятия решения. Познавательные процессы отражают пространственно-временные характеристики объективного мира и соотносятся с ними.

Разнообразные психические процессы обеспечивают регуляцию поведения и деятельности человека. Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения человека и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение отношений человека к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния. Волевые процессы выражаются в саморегуляции, сознательном, мобилизующем усилии и управлении своим поведением. Наиболее ярко они проявляются при преодолении трудностей и препятствий.

Под мотивацией понимается совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения. Наряду с эмоциональными процессами мотивация инициирует поведение человека и придает определенную субъективную окраску этому поведению. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, приводящей к возникновению мотивационного напряжения субъективного отражения нужды человека в чем-либо. Опыт удовлетворения потребностей в ходе деятельности приводит к формированию мотива как устойчивого психического образования. На основе мотива и отражения реальной ситуации формируется цель действия, план поведения и происходит принятие решения. Формирование и выдвижение целей описывается теориями целеполагания. Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к действительности. Психологическая функция эмоций заключается в оценке явлений окружающей действительности и результатов поведения индивида и проявляется внутренне в форме переживаний, а внешне – в эмоциональной экспрессии. В эмоции проявляется оценка человеком возможностей для удовлетворения своих потребностей, поэтому эмоциональные процессы тесно связаны с мотивационными.

Центральный момент принятия решения – выбор варианта действия, который позволит достичь наилучшего результата. В основе принятия решения лежит субъективное переживание человеком вероятности множества событий, а также субъективные оценки полезности или вреда для себя этих событий. Важное значение имеет оценка трудности достижения. С позиции В. Н. Дружинина, процесс принятия решения является мотивационным процессом, позволяющим преодолевать ситуативные трудности «здесь и теперь» ради достижения внеситуативных, отсроченных целей.

Процессы контроля обеспечивают произвольную регуляцию целеустремленного поведения. Эти процессы следуют за мотивационной активацией и принятием решения, благодаря которым возможно выполнение действия и достижение необходимого результата. В теории психической регуляции выделяются следующие процессы контроля поведения: определение цели, формирование ожиданий, оценка условий реализации поведения, оценка результатов. Основные этапы контроля и планирования поведения описаны П. К. Анохиным в теории функциональных систем, где особое значение отводится механизмам обратной связи, которые обеспечивают возможность сравнения параметров текущего и желаемого состояния среды.

Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации, координацию совместной деятельности и установление контактов между людьми. Речь и невербальное общение – основные процессы, обеспечивающие коммуникацию.

Психические состояния представляют собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. В любом психическом состоянии можно выделить три составляющие: мотивационно-побудительную, эмоционально-оценочную и активационно-энергетическую. Такие составляющие возникают в связи с тем, что они тесно связаны с психическими процессами и психическими свойствами.

В профессиональной деятельности важными являются состояния:

· профессиональной пригодности,

· осознание значимости своей профессии,

· волевой активности,

· профессиональной заинтересованности,

· творческого вдохновения,

· профессиональной готовности.

Как система, психика обладает системными свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности, которая проявляется во внешне наблюдаемых различиях в поведении и деятельности людей. По психическим свойствам можно судить об индивидуальных особенностях человека. От свойств зависит протекание и проявление психических процессов и состояний, постоянство психической активности, типичной для данного человека. Психологию интересуют особенности его знаний, навыков, умений, привычек, которые условно можно назвать психическими образованиями. Они складываются благодаря фиксированию в сознании результатов функционирования психических процессов, состояний, свойств. Психические образования – важное условие успешности решения профессиональных и других задач. К числу основных групп психических свойств относят особенности темперамента, способности (общие и специальные), личностные черты.

На форму проявления характера и все поведение человека влияет темперамент, который является наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека и сказывается на особенностях эмоциональности, гибкости и подвижности взаимодействия с внешней средой, на быстроте мышления, памяти, приспособлении к новым условиям жизни. Важным психическим свойством, отличающим одного человека от другого, являются способности, т. е. такие психические особенности, которые позволяют успешно заниматься, совершенствоваться, овладеть одной или несколькими видами деятельности – определяют продуктивность деятельности. По мнению В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, способности являются свойствами систем, функционирование которых обеспечивает отражение реальности, процессы приобретения, применения и преобразования знаний.

Свойства личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, миру в целом, деятельности, которая проявляется в общении и взаимодействии. В свойствах личности проявляются психорегулятивные и мотивационные особенности психики конкретного человека. Ведущим свойством личности в отечественной психологии признается направленность. Направленность как свойство личности – это глубоко мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют в основном функции побуждения и смыслообразования. Основа направленности – потребности, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Цели, мотивы и отношения к действительности раскрывают направленность личности, ее жизненную позицию.

Преобладающие мотивы в структуре направленности личности, включенной в сферу профессиональной деятельности А. К. Марковой (1996) представлены в виде мотивационной сферы профессионализма:

· профессиональные ценности,

· идеалы, менталитет;

· профессиональное мировоззрение;

· профессиональное призвание;

· смыслотворчество в профессии;

· профессиональная интернальность (внутренний локус контроля);

· построение собственного сценария профессиональной жизни;

· индивидуальность как самобытность в профессии;

· стремление к профессиональному росту;

· профессиональные ожидания.

Наряду с индивидуальной психикой есть еще возникающие у групп и коллективов людей социально-психологические явления: традиции, оценки, интересы, вкусы и пр. Психология группы и коллектива характеризуется взаимоотношениями людей, их настроениями, мнениями, уровнем сознательности, товарищества, сплоченности, симпатиями, антипатиями и т. д. Личность и коллектив находятся в единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга, мера которого зависит от их качеств. Социально-психологические явления играют важную роль в жизни учебно-профессионального образовательного учреждения, в решении задач воспитания и обучения студентов.

По мнению В. Я. Ляудис, психологию следует трактовать как науку социально-историческую, что не исключает в ее арсенале естественнонаучных методов исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания.

Гуманитарное познание – особый тип научного познания, предполагающий иное отношение познающего субъекта к объекту исследования, чем то, которое свойственно естественнонаучным дисциплинам.

В центре гуманитарного познания – не вещь, а личность, отношения субъект-субъект, а не только субъект-объект, как подчеркивает М. М. Бахтин. По его мнению, познание вещи и познание личности – два предела. Вещь исчерпаема до конца односторонним актом познания субъекта. Личность как познаваемое требует не «точности» познания, но глубины «проникновения». Познание – проникновение всегда двусторонний акт. Суть отношений познающего субъекта и субъекта познаваемого – в диалоге. Диалог же предполагает раскрытие не только значений, которые ситуативны, но и смыслов, которые даны в бесконечном многообразии контекстов и в динамике изменений субъектов в ходе познания. Поэтому диалог неисчерпаем, ибо подлинное понимание исторично и персонифицировано. Это обстоятельство, по мнению В.Я. Ляудис,придает специфику критериям точности понимания в гуманитарном познании в отличие от естественнонаучных критериев.

Еще одним свойством гуманитарного познания, важным в понимании особенностей изучения психологии, является его гетерогенность, что предполагает не только научно-теоретическое, понятийно-знаковое, логическое мышление, в значительной мере формализуемое, но и мышление образное, художественное, наглядно-действенное, наконец, созерцание, основанное на символическом сознании, символизации и интерпретации символов, с помощью которой психолог проникает в области бессознательного.

Т.о., цель обучения психологии – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: