Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.




Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:

  • упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку);
  • музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку
  • художественное слово.

В свой план непременно педагог включает простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указывает детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечает положительные стороны их работы При пении упражнений или песен большое внимание уделяет процессу певческого дыхания.

Это приучает слух и голос ребенка к отчётливости в интонации. Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокальное и технически отработанные музыкальные произведения.

Постепенно, в процессе работы, педагог старается добиваться: - пения естественным звуком без напряжения; - чистого интонирования в удобном диапазоне- пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму; - слышать и передавать в пении постепенное и скачкообразное движение мелодии; - слышать и оценивать правильное и неправильное пение; - самостоятельно попадать в тонику; - эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально; - чувствовать и соблюдать в пении метроритм. Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата.

Подбор репертуара:

  1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса.
  2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, и различные по тематике.
  3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни.
  4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся.
  5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.
  6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора.
  7. По возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства.
  8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы.
  9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Выбрав песню, руководитель кружка использует методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент. Для того чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске. Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение. При разучивании песен педагог всегда придерживается плана.

Знакомство с песней, название, авторы музыки и текста Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах. Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с педагогом, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают. Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом. Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками. Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами. Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков. Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.

Необходимо выбирать такое произведение, которое не надоело бы детям, не вызвало бы у них перенасыщения. Вновь вернуться к уже отработанному произведению и исполнять его на концертах. Те песни, на которые затрачено больше времени, сил, внимания и энергии, становятся для учащихся ближе и любимее.

Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить их, с учётом индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для развития чистоты интонирования. Во втором ряду сидят чисто поющие дети, показавшие высокие и средние показатели развития певческих навыков, а на первом – детей, которым ещё трудно самостоятельно чисто интонировать мелодию.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания. Учитывая, что дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato, staccato, non legato.

Без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор ”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая кружковцев на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.

При исполнении аналогичной игры “Иностранец”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей.

Упражнение “ Через стекло ”имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, и характер песни

В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке. Кроме того петь выразительно, передавая характер песенки. Для развития чувства ритма младших школьников, тоже есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей. Дети с интересом играют в игру “ Повтори ритм”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном инструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют. В игре “Ритмический кубик” можно разделить детей на подгруппы. На сторонах кубика графически изображены различные комбинации ритмических рисунков. Дети, по очереди бросают кубик и отбивают соответствующий ритм. Для более точного воспроизведения ритма при разучивании песни используем игру в дирижёра. Кто-то из детей, “волшебной палочкой” подсказывает ритм при исполнении мелодии.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям. “ Только смеяться” Только смеяться и улыбаться! Крепко держаться и снова смеяться! “ Я хороший ” Я, я, я хороший! Ты, ты, ты хороший! Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной! “Да и нет ” Нашему здоровью - да, да, да! А всему плохому - нет, нет, нет! “Счастье” Счастливый и довольный, уверен я в себе Иду по жизни весело и радуюсь судьбе. Тренировать дыхание можно тоже с помощью интересный упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух. “Шарики ” Вот как шарик надувает, а рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем(выдох).

Заключение. Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной. Перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений. Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте 6-7 лет очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей ребенка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы. В течение длительного времени надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что выявление предположительно имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень. Знания и умения уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа. Они позволяют определять перспективу дальнейшего стимулирования способностей. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: