Политический процесс
1. Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь – «завоевывает общество. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
2. Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.
1) Субъекты политики – это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.
2) Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.
3) Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы – наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.
Классификация политических процессов.
Критерий классификации | Виды политических процессов |
Значимость для общества | · Базовыйхарактеризует действие всей политической системы · Частный: экономико-политический, политико-правовой, культурно-политический |
Масштаб | · Внутриполитический · Внешнеполитический |
Публичность принятия политико-управленческих решений | · Открытый (учет общественного мнения) · Скрытый (бесконтрольность политических решений) |
Способ достижения цели | · Консенсусный - ориентация на сотрудничество · Конфликтный – ориентация на соперничество |
Политическое участие. Политическое лидерство.
1. Политическое участие – вовлеченность членов общества в политический процесс, действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности.
Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.
Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования.
Во-вторых, политическое участие – это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием.
В-третьих, политическое участие граждан не есть "участие за деньги": если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием.
Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.
2. Виды политического участия
1) Случайное (разовое). Человек лишь периодически совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.
2) Участие «по совместительству». Человек участвует в политической жизни более активно, однако полит. деятельность не является для него основным родом занятий.
3) Профессиональное. Человек делает полит.деят-ть своей профессией.
3. Типы политического участия по включению индивида в систему властных отношений:
Опосредованное (представительное) – полит. участие осуществляется через избранных представителей.
Непосредственное (прямое) – воздействие гражданина на власть без посредников.
4. Формы политического участия
- массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования),
- голосование на выборах и референдумах,
-участие в деятельности политических партий и групп давления,
- выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ,
- письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими,
- контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т.д.
Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.
В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям.
Политическое участие бывает:
1) легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста);
2) индивидуальным и коллективным;
3) постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах);
4) традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы);
5) на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т.д.
Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов, требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления, объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.
Политическое лидерство.
1. Политическое лидерство — это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Лидерство – феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других.
2. Функциям политического лидерства:
· определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция);
· интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция);
· нахождение и принятие оптимальных политических решений (управленческая функция);
· социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция);
· коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства (коммуникативная функция);
· инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей (мобилизационная функция);
· легитимация политического строя (функция легитимации).
3. Теории политического лидерства.
теория «личностных черт» (нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний), (либо интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других).
ситуативная теория (в экстремальных условиях функционирования общества политическому лидеру национального масштаба понадобятся такие качества как:
· умение формулировать новые творческие цели, эвристические программы и идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры, общество расколото, в нем царят апатия и анархия;
· способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода;
· готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации;
· способность связывать базисные актуальные интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений;
· искусство создавать принципиально новую модель поведения и мышления, которая будет тиражироваться и распространяться во всем обществе;
· умение внушить нации веру и оптимизм, помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности).
теория конституентов (решающая роль последователей лидера, «короля играет свита»).
психологические теории лидерства (три основных направления: психоаналитическое, мотивационное и прикладное).
4. Типологизация политических лидеров.
М. Вебер. Традиционное лидерство (основано на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению), харизматическое лидерство (основано на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя) и рационально-легальное (бюрократическое) лидерство (осуществляется на основе законов и в рамках законов).
В зависимости от видов ресурсов, авторитета: * традиционное: опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки; привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству; право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению; этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов; * рационально-легальное (бюрократическое): опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий; власть лидера основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом; компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами; * харизматическое: основано на вере в богоизбранность или исключительные качества конкретной личности; харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи (В. И. Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро).
5. Стили лидерства — это совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями. Традиционно выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.
Типология политических лидеров.
1. По целям и воздействию на общество: консерваторы (цель – сохранение статус‑кво общества); реформаторы (стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур); революционеры (цель – переход к принципиально иной общественной системе).
2. В зависимости от используемых ими методов управления обществом: демократический (уважает достоинство людей, стимулирует достижение людьми максимальных возможностей); авторитарный (ориентируется на недемократические, монопольные методы управления; на авторитарном стиле построена политическая деятельность практически всех диктаторов, тиранов и деспотов).
3. На основе личностных черт самого политического лидера и конкретной ситуации, в которой он действует (Маргарет Дж. Херманн):
– Лидер‑«знаменосец»: крупный стратег, формирующий собственную политическую программу и реализующий свои идеи и цели; человек с сильной волей и собственным видением действительности;
– Лидер‑«служитель» ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов;
– Лидер‑«торговец»: характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, привлечь массы к их осуществлению;
– Лидер‑«пожарный» реагирует на те проблемы, которые встают перед его приверженцами, избирателями, активно откликается на требования жизни, политической ситуации, на возникающие острые проблемы; его действия определяются именно насущными требованиями момента.
4. По способу утверждения лидерства в группах: формальное (руководитель, назначенный сверху и управляющий людьми согласно действующим положениям и инструкциям) и неформальное (то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей).
5. Психологическая концепция (З.Фрейд) акцентирует внимание на мотивации поведения.
6. Политическся культура - система исторически сложившихся относительно устойчивых убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса.
Функции:
1) Воспроизводство определенной системы общественных отношений.
2) Обеспечение исторической преемственности и непрерывности политического процесса.
3) Интеграционная функция (Объединение различных слоев населения).
4) Информационно-нормативная
Типы ПК:
1) Патриархальный (полное отсутствие у граждан интереса к политической жизни и государству)
2) Подданнический (сильная ориентация граждан на политическую систему государства, слабая степень личного участия в делах общества).
3) Активистский (стремление граждан играть существенную роль в политических делах, их компетентность в делах государства).