Диагностика профессиональной пригодности




Несмотря на все описанные трудности с определением необходимых для предпринимателя качеств, на практике перед психологом нередко встает задача определения пригодности к предпринимательской деятельности. Чаще всего такая задача возникает при профориентации молодых людей, стремящихся встать на путь предпринимательства.

Основываясь на приведенных исследованиях, мы выделили следующие блоки диагностики пригодности к предпринимательской деятельности.

1. Лидерство, организационные и лидерские склонности (методика КОС).

2. Толерантность к неопределенности и склонность к риску (опросник Г. Шуберта).

3. Мотивация достижения успеха (опросник А. Мехрабиана).

4. Внутренний локус контроля (методика УСК).

5. Особенности мышления (оценка гибкости мышления).

6. Креативность и инновационная готовность (тест Торренса).

7. Устойчивость к стрессу и преобладающие копинг-стратегии (опросник SACS, С. Хобфолл и др.)[4].

Однако следует отметить, что данные психодиагностического обследования следует рассматривать как ориентир, но не как категоричный диагноз наличия или отсутствия склонности к предпринимательской деятельности.

Диагностика профессиональной пригодности и психологических проблем личности в бизнесе

Важнейшее место в работе бизнес-психолога занимает психодиагностическая работа. Важно вовремя выявить затруднения, которые испытывает предприниматель как на этапе вхождения в бизнес, так и при появлении профессиональных личностных деструкций. Своевременная диагностика поможет более тщательно спланировать психологическую помощь предпринимателю.

Проблема профессиональной пригодности к предпринимательской деятельности

Какие качества необходимы для работы в бизнесе? Очевидно, что далеко не все люди способны заниматься бизнес- деятельностью.

Описание социально-психологических портретов предпринимателей предложили еще немецкие социологи М. Вебер (1864–1920) и В. Зомбарт (1863–1941). М. Вебер описал так называемый "предпринимательский дух", который он связывал с протестантской религией. Основным мотивом предпринимательства он считал экономический рационализм, а формой его рационализации – профессиональную деятельность. В протестантских этических принципах (минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни) Вебер видел источник "предпринимательского духа". В. Зомбарт предложил развернутые социально-психологические портреты предпринимателей (Зомбарт, 1994).

Многие зарубежные специалисты в области предпринимательства признают существование особого комплекса личностных особенностей, свойственных успешным предпринимателям (С. Уэллс, М. Фрезе, Дж. Бойетт, Д. Бойетт).

E. Н. Емельянов и С. Е. Поварницына выделили следующие важные для бизнесмена качества (Емельянов, Поварницына, 1998):

1) умение управлять людьми – ключевое качество, без которого невозможен бизнес как деятельность;

2) активность, готовность действовать в условиях неопределенности – необходимо для начала бизнеса, достижения и закрепления успеха;

3) системное маркетинговое мышление – от развития этих качеств, как считают авторы, зависит выживание бизнеса.

В исследованиях особенностей личности предпринимателей отечественных авторов были выделены значимые для предпринимательской деятельности блоки личностных особенностей: интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой, коммуникативный. Так, в исследовании Η. Н. Глушач[1] были выявлены следующие психологические особенности предпринимателей: активностные особенности темперамента (эргичность, пластичность и скорость в интеллектуальной и коммуникативной сферах), стремление к независимости и сотрудничеству, готовность к риску, решительность, энергичность, оптимизм, вера в себя, потребность в доминирование, соревновательность, ориентация на собственное представление решения проблем, умение обучаться, обновляться и изменяться сообразно ситуации, уровень интеллекта. При этом была выявлена прямая связь между уровнем интеллекта, эргичностью в сфере интеллекта и эффективностью предпринимательской деятельности.

Однако многие исследования личности предпринимателя носят коллекционный характер, в лучших традициях "теории черт": выделяются различные перечни ключевых, по мнению авторов, личностных черт успешных предпринимателей. Обобщить многообразные перечни черт бывает довольно сложно. Вместе с тем большинство исследователей считают, что наличие черт успешного предпринимателя не гарантирует успеха в бизнесе. Список черт личности предпринимателя постоянно расширяется. При этом до конца не выявлена целостная структура личностных качеств, связанных с успешностью предпринимательской деятельности.

Личность предпринимателя в фокусе психологического исследования

В некоторых современных работах предпринимаются попытки выделения личностных качеств, связанных именно с успехом предпринимательской деятельности. Так, в работе Е. В. Беловой[2] были рассмотрены личностные особенности успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса. Автор показала, что для успешных предпринимателей характерен комплекс выраженных личностных особенностей, относящихся к эмоционально-волевой, когнитивной и коммуникативной сферам личности, а также широкий диапазон ролевых предпочтений.

Для успешных предпринимателей характерны: высокая интернальность и гибкость мышления, напряженность, высокий уровень лидерских способностей, независимость от группы, высокая направленность на развитие, деловитость и уверенность в общении, а также высокая склонность к риску, направленность на дело, высокая нервно-психическая устойчивость, развитые эмоционально-волевые качества, спокойствие, креативность, мечтательность, богатство воображения, общительность, выраженные организационные и коммуникативные склонности. Автором рассматривалась также мотивационная сфера предпринимателей. Она обнаружила, что у успешных предпринимателей наиболее часто встречаются мотивы свободы, саморазвития, борьбы и успеха, а также процессуальный мотив, в то время как мотивы статуса и власти (доминирования) встречаются редко.

По мнению автора, из полученных данных следует, что успешным предпринимателям свойственны сочетание мотива самореализации и мотива свободы, свободы и успеха, свободы и борьбы, а также свободы и процессуального мотива (рис. 4.1).

Сфера личности

Характеристика сферы личности

Деятельностные проявления

Мотивационная

Стремление к риску и интернальность выше среднего; направленность на дело; доминирование мотива свободы в сочетании с самореализацией, успехом, борьбы и процессуальным мотивом

Разумный подход к оценке возможностей и рисков, заинтересованность в решении деловых проблем, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, принятие ответственности за собственные решения, чувство контроля за ситуацией, умение находить связи и закономерности в принимаемых решениях; стремление быть хозяином своей жизни, интерес к самой работе

Эмоционально волевая

Высокая нервно-психическая устойчивость и хорошо развитые эмоционально-волевые качества: спокойствие, уверенность в себе и хладнокровие

Эффективность действий и выбора стратегий в условиях риска, конкуренции, отсутствия свободного времени и ситуации неопределенности; быстро ориентируются в трудных ситуациях

Когнитивная

Высокий уровень креативности, развитое воображение и гибкость мышления

Позволяет вести инновационную деятельность, принимать оригинальные управленческие решения и создавать инновации, легко и быстро переходить от одной деятельности к другой, оперативно реагировать на изменение ситуации

Коммуникативная

Развитые коммуникативные,

организаторские и лидерские склонности,

независимость от мнения группы, направленность на развитие,

уверенность,

деловитость

Непринужденно вести себя в новом коллективе, быть общительными, самостоятельными, проявляя инициативу; влиять на других людей, отстаивать свое мнение и добиваться принятия своих решений, вести за собой команду; уметь организовывать людей и настойчиво решать поставленныые задачи, не боясь критики

Ролеве предпочтения

Широкий ролевой репертуар,

высокий уровень освоения ролей

Способствует успешной реализации лидерской, инновационной, практической направленностей в условиях риска

В результате факторного анализа Е. В. Беловой были выделены четыре основных фактора личностных особенностей предпринимателя:

1. Лидерство (лидерский потенциал, направленность на взаимодействие, направленность на развитие, целеустремленность, отрицательное избегание неудач).

2. Целеустремленность (уверенность, склонность к риску, мотивация достижения успеха, независимость).

3. Практический интеллект (гибкость мышления, деловитость, направленность на дело).

4. Инновационная готовность (интернальность, креативность, нервно-психическая устойчивость).

Эти факторы связаны с основными требованиями предпринимательской деятельности к личности: инновационной направленностью, практической направленностью, рисковым характером, лидерской направленностью.

В работе Э. З. Омарова[3] исследовалась связь успешности предпринимательской деятельности с личностной зрелостью. Было выявлено, что личностная зрелость неоднозначно связана с успешностью предпринимательской деятельности: обнаружился ряд характеристик, не сопоставимых с личностной зрелостью, но детерминирующих успешность: доминирование, лидерство, готовность к риску, способность противостоять правилам и нормам.

В данной работе была отмечена совокупность качеств, характерных для успешных предпринимателей: активность, жизнестойкость, включенность, осмысленность жизни; целеустремленность, умение ставить цели и находить смыслы, "авторство" своей жизни, способность контролировать собственную жизнь и управлять ею, адаптиро- ванность и психическое здоровье, уверенность, независимость, самодостаточность, открытость новому, инициативность и активность, предприимчивость и практичность. Неуспешные предприниматели наряду с некоторыми присущими им чертами личностной зрелости (независимость, самодостаточность, самопринятие, открытость новому, стремление к саморазвитию и здоровым отношениям, ответственность, ценность настоящего, находчивость, "авторство" своей жизни, умение расставлять приоритеты) обнаружили зависимость от мнения окружающих, недостаток активности, включенности, готовности действовать вопреки трудностям.

Автором выявлены характеристики личностной зрелости, чрезмерное развитие которых вступает в противоречие с возможностью успешности в бизнесе: склонность к избыточному анализу, терпимость, социальная ответственность как безусловное принятие норм и правил. По мнению автора, успешность предпринимательства зависит не от всех черт зрелой личности, особо значимыми являются такие черты, как активность, "авторство" жизни, контроль своей жизни (внутренний локус контроля), инициативность, креативность, жизнестойкость, вовлеченность, самопринятие, умение ставить цели и находить смыслы.

Таким образом, возможно выделение определенных личностных профилей, характерных для успешных и неуспешных предпринимателей, однако поиски интегральных личностных характеристик человека бизнеса все еще продолжаются.

Диагностика профессиональной пригодности

Несмотря на все описанные трудности с определением необходимых для предпринимателя качеств, на практике перед психологом нередко встает задача определения пригодности к предпринимательской деятельности. Чаще всего такая задача возникает при профориентации молодых людей, стремящихся встать на путь предпринимательства.

Основываясь на приведенных исследованиях, мы выделили следующие блоки диагностики пригодности к предпринимательской деятельности.

1. Лидерство, организационные и лидерские склонности (методика КОС).

2. Толерантность к неопределенности и склонность к риску (опросник Г. Шуберта).

3. Мотивация достижения успеха (опросник А. Мехрабиана).

4. Внутренний локус контроля (методика УСК).

5. Особенности мышления (оценка гибкости мышления).

6. Креативность и инновационная готовность (тест Торренса).

7. Устойчивость к стрессу и преобладающие копинг-стратегии (опросник SACS, С. Хобфолл и др.)[4].

Однако следует отметить, что данные психодиагностического обследования следует рассматривать как ориентир, но не как категоричный диагноз наличия или отсутствия склонности к предпринимательской деятельности. Психологическое консультирование как вид психологической помощи субъектам бизнеса

В настоящее время существует обширный арсенал видов и методов психологической помощи, которым могут воспользоваться предприниматели для решения различных психологических проблем. Наиболее известный и распространенный из них – психологическая консультация. Сейчас во многих бизнес-организациях существуют позиции психолога, организуются специализированные психологические службы, кабинеты психологической разгрузки.

Психологическое консультирование в отличие от психотерапевтической помощи не предполагает глубинного воздействия на личность. В процессе консультации рассматриваются преимущественно ситуации межличностного общения, взаимодействия в организации, личные и эмоциональные проблемы клиента.

Анализируя различные определения консультирования, мы выделили основные его характеристики.

1. Консультирование помогает человеку совершить выбор в сложной ситуации, а затем действовать самому.

2. Консультирование способствует развитию личности клиента независимо от решаемой проблемы.

3. В психологическом консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

4. Сердцевиной психологического консультирования является консультативное взаимодействие (консультативный контакт) между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии.

5. В психологическом консультировании может использоваться достаточно широкий спектр психологических техник и методик, однако основной инструмент консультирования – личность консультанта.

Психолог-консультант должен соблюдать этические принципы, которые лежат в основе любого профессионального психологического воздействия:

1) доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

2) ориентация на нормы и ценности клиента (отсутствие критики);

3) запрет давать советы (не брать на себя ответственность);

4) анонимность и конфиденциальность;

5) разграничение личных и профессиональных отношений (запрещается вступать с клиентом в личные отношения).

Основные этапы и техники психологического консультирования

Психологическая консультация обычно длится один час, проводится один раз в неделю. В 70% случаев психологическая консультация является разовой, т.е. клиент приходит лишь один раз. В некоторых случаях, если ситуация достаточно сложная и требует более длительной работы, возможно несколько встреч с клиентом (до четырех – шести). Если же необходима еще более длительная и глубинная работа, необходимо направить клиента на психотерапевтическую работу.

Структура психологической консультации состоит из следующих этапов (Алешина, 2000):

1. Подготовительный этап. Подготовка к консультации (20– 30 мин).

2. Вступление в контакт. Знакомство. Настройка (10 мин).

3. Расспрос клиента. Выдвижение и проверка консультативных гипотез (25 мин).

4. Оказание коррекционного воздействия (10–15 мин).

5. Завершение, выход из контакта (5–10 мин).

6. Оценка результатов консультирования, контроль (если возможно).

Техники консультирования – это определенные приемы, используемые психологом-консультантом для осуществления процедур консультирования на определенных его этапах (табл. 4.3).

Следует отметить, что основное отличие психологического консультирования от беседы по душам состоит в осознанном, осмысленном выборе необходимых в данный момент техник под контролем профессиональной личностной позиции консультанта. Профессиональная личностная позиция – это некоторая личностная структура, которая формируется в процессе профессионализации психолога и интегрирует все его знания, навыки, умения. В процессе консультирования психолог находится именно в профессиональной личностной позиции (или метапозиции), что позволяет ему быть одновременно участником процесса и в то же время отслеживать и контролировать происходящее.

Основные техники, используемые в консультировании, следующие.

1. Постановка вопросов. Вопросы могут быть открытые и закрытые; в консультировании чаще используются открытые вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа. Открытые вопросы используются наиболее активно в начале консультации для побуждения клиента продолжать или дополнять сказанное, а также для актуализации разговора о чувствах ("Что Вы почувствовали в этот момент"?). Открытые вопросы могут повышать ощущение угрозы и беспокойство – их надо задавать в подходящее время и тщательно формулировать. Важно избегать чрезмерного опрашивания, которое превращает консультацию в допрос и актуализирует защиту у клиента.

2. Приближение к речи клиента. В ходе приема говорит в основном клиент. Консультант же старается говорить "на языке клиента", подстраиваясь к нему по темпу, громкости, стилистике речи.

3. Ободрение и успокаивание. Для создания и укрепления контакта используются краткие фразы, означающие согласие и понимание (Продолжайте, Да, понимаю, хорошо, Так, Ага, М-мм). Ободрение усиливает поддержку – основу консультативного контакта.

4. Отражение содержания. Перефразирование и обобщение. Перефразирование (парафраз) – важная техника, направленная как на укрепление консультативного контакта, так и на проверку понимания консультантом сказанного клиентом. В процессе перефразирования основная мысль клиента выражается другими словами, сохраняя основной смысл сказанного. Обобщение – это выражение основной идеи нескольких мыслей или запутанного высказывания. При обобщении перефразируется целостный фрагмент беседы.

Цели перефразирования:

• показать клиенту, что консультант внимателен и пытается его понять;

• выкристаллизовать мысль клиента;

• проверить правильность понимания мыслей клиента.

5. Позитивное перефразирование. Консультант, используя жалобу или замечания клиента, изменяет их таким образом, что то, что было негативным, становится причиной положительных эмоций.

6. Альтернативные формулировки. Когда клиент не в состоянии выразить, что он чувствует, можно предложить ему две- три альтернативные формулировки. Цель данного приема – не поиск правильного ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать свои чувства.

7. Отражение чувств. Это перефразирование с ориентацией не на содержание, а на чувства. Клиенты чаще говорят о фактах, поэтому приоритет нужно отдать вопросам о чувствах (необходим баланс фактов и чувств): "А что вы почувствовали, когда...?" Отражая чувства, необходимо учитывать все эмоциональные реакции клиента. Обобщение чувств используется для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере.

8. Акцентирование эмоциональных переживаний. Знаки эмоций в рассказе – наречия и прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, качества действия. Акцентируя, уточняя это слово, консультант может выйти на уровень чувств. Последовательное акцентирование чувств – развитие диалога в глубину.

 

9. Использование парадоксальных вопросов. Вопрос типа: "А почему бы и не...?" – дает клиенту толчок к тому, чтобы начать размышлять на ранее не подвергавшуюся сомнению тему.

10. Уточняющие и углубляющие формулировки. Сказанное клиентом углубляется и уточняется. Это уточняющие вопросы, переформулирование сказанного. Однако при этом важно не выходить за пределы очевидного для клиента, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.

Цель уточнений – более полный, многогранный охват происходящего с человеком и связывание фактов с его отношениями с окружающими.

11. Паузы молчания. В консультировании бывает два вида молчания:

• содержательное молчание – обычно возникает после наполненных смыслом и эмоциями эпизодов беседы, может означать, что клиент переосмысляет ситуацию, это "молчаливое обобщение", и в этом случае паузу не следует прерывать;

• бессодержательное молчание – связано с возникающим чувством неловкости, когда оба участника беседы не знают, что сказать – такие паузы возникают в связи с ошибками консультанта, нарушением консультативного контакта, и из них нужно выходить.

12. Тон и громкость голоса. Тон должен быть доброжелательным, в то же время соответствовать тому, что говорится.

Не слишком громкий, приглушенный голос создает ощущение доверительности, интимности.

Варьирование громкости голоса должно происходить в соответствии с изменением в состоянии клиента.

13. Предоставление информации. Психолог на консультации не дает советов, однако в некоторых случаях клиент нуждается в предоставлении информации, которой он не владеет. Это может быть информация о процессе консультирования, поведении консультанта, условиях консультирования и т.п.

14. Интерпретация. Интерпретация – это преобразование смысла, она помогает установить причинные связи между поведением и переживанием клиента, в результате чего клиент видит себя и свои трудности новым способом.

Типы интерпретации:

1) установление связи между раздельными утверждениями, проблемами, событиями;

2) акцентирование особенностей, противоречий поведения или чувств клиента;

3) интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса (судя по нашей беседе, побег является для вас способом борьбы со страхом неудачи);

4) увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым;

5) предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.

15. Конфронтация. Конфронтация используется в сложных случаях для демонстрации клиенту способов психологической защиты и применима только в случае хорошего контакта и взаимного доверия.

Варианты применения конфронтации:

1) конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах имеет две ступени: а) констатируется определенный аспект поведения клиента; б) но (однако)... В противоположность интерпретации при конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречия;

2) конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей;

3) конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем (вы ничего не говорите о своей сексуальной жизни);

16. Самораскрытие. Самораскрытие психолога в процессе консультации должно происходить строго под контролем профессиональной личностной позиции. При этом нельзя разделять собственные проблемы с клиентом.

Виды самораскрытия:

1) выражение своих непосредственных реакций по отношению к клиенту или ситуации "здесь и теперь";

2) рассказ о своем жизненном опыте, схожем с ситуацией клиента.

17. Структурирование консультирования. Структурирование – организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования, оценка их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Структурирование происходит в течение всего консультирования. Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто.

Основные типичные проблемы, с которыми обращаются клиенты в бизнес-организации (Истратова, Эксакусто, 2007).

1. Проблемы развития карьеры и карьерного роста.

В последнее время развивается карьерное консультирование, цель которого – помочь индивидам в решении проблем развития их карьеры. Развитие карьеры включает в себя процесс выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Развитие карьеры является процессом всей жизни, который динамически взаимодействует с другими сторонами жизни. Круг относящихся к карьере проблем включает в себя (но не ограничивается только ими) снятие неопределенности и нерешительности в выборе карьеры, рост эффективности деятельности, борьбу со стрессом, адаптируемость, проблемы несоответствия человека и рабочей среды, а также неадекватной или неудовлетворительной интеграции профессиональных и иных жизненных ролей (например, ролей родителя, друга, гражданина).

2. Проблемы адаптации к изменившимся условиям среды (в том числе смена рода деятельности, начало нового бизнеса).

3. Проблемы выбора и принятия решения в различных сложных ситуациях.

4. Личные проблемы, связанные с критическими или стрессовыми ситуациями в жизни клиента.

5. Эмоциональные проблемы, связанные с негативными эмоциональными состояниями (стресс, депрессия, тревога и т.п.).

6. Межличностные проблемы, связанные с разрешением конфликтных ситуаций или других проблем межличностной коммуникации с сотрудниками, подчиненными, партнерами и т.д.

Следует отметить, что данная классификация достаточно условна, и чаще всего психолог работает на стыке комплекса проблем, так как зачастую они взаимосвязаны. Так, проблемы развития карьеры часто имеют корни в личностных или межличностных проблемах клиента.

Необходимо также помнить об ограничениях профессиональной компетентности психолога и использовать переадресовку в случае необходимости. Особенно актуальным это может быть в случае с личностными проблемами (может потребоваться переадресовка к психотерапевту, так как проблема нуждается в глубокой личностной работе) и эмоциональными проблемами (возможна переадресовка к психотерапевту или психиатру в зависимости от тяжести состояния и анамнеза).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: