Реферат: Католицизм: история и современность
Министерство образования и науки Украины
Черновицкий национальный университет им. Ю.Федьковича
Экономический факультет
Реферат на тему:
“Католицизм.
История и современность”
Выполнил:
Студентка группы
Швец Вадим
Горловка 2017
Содержание
Вступление
1. Характерные черты католицизма
2. Формы католицизма
3. Причины возникновения УГКЦ. Брестская церковная уния
4. Современный католицизм
Вывод
Список литературы
Вступление
Христианство является самой значительной мировой религией нашего времени, в которой различают два главных направления: католицизм и православие, а также многочисленные более мелкие разновидности. Главным объектом почитания христиан есть Иисус Христос, которого большинство христианских религий считает одновременно и Богом, и человеком, некоторые - только Богом или только божественным посланником.
Христианство возникло во второй половине И ст. в одном из восточных районов Римской империи - Палестине. Главной социальной причиной возникновение христианства было бессилия угнетенных в борьбе с угнетателями.
Христианство возникло как ответвление иудаизма, у которого оно унаследовало, прежде всего, признание Ветхого завета - древнейшей части Библии. Античное христианство в своем развитии прошло три главных периода: первобытное христианство (от середины И ст. внутри II ст.), раннее христианство (от середины II ст. до начала IV вв.) и позднее христианство (от начала IV вв. до конца V века).
Этап античного христианства изменился этапом феодального христианства (VI - XV вв.) когда произошел раскол церкви на православие и католицизм. Разграничение между православием и католицизмом в христианстве начало проявляться после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г). Основной причиной этого стало соперничество между константинопольским и римским патриархом, что называл себя папой, за главенство в христианском мире. По мере усиления экономической мощи римских пап в Западной Европе росли и их претензии на роль главы Всемирной Церкви, что другой Церковью, естественно, было признано незаконным.
|
Формальное разделение христианской Церкви на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) произошел в 1054 г., когда посланец папы римского в Византии кардинал Гумберт после безрезультатных переговоров с патриархом оставил в храме Св. Софии в Константинополе письмо, что отлучает от церкви патриарха и его последователей. Патриарх в свою очередь наложил запрет на кардинала Гумберта.
Окончательно разделение Церквей завершился после захвата в 1204 г. Константинополя крестоносцами. Дело в том, что в XI - XII вв. католическая церковь практически возглавила торгово-колонизационный движение европейцев на Восток под предлогом, якобы, освобождения Иерусалима и его святынь от арабов-мусульман. Однако Четвертый Крестовый поход отправлялся уже не в Малую Азию, а в Константинополь. Крестоносцы взяли город, разграбили его, осквернили святыни православных храмов и образовали в Константинополе Латинскую империю, которая просуществовала более 50 лет. С тех пор православная и католическая Церкви продолжали жить и развиваться отдельно друг от друга.
|
1. Характерные черты католицизма
Католицизм является одним из направлений в христианстве, который возник в результате первого крупного раскола в христианстве в 1054 г. Католицизм распространен преимущественно в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе в подавляющем большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначителен.
Католицизм имеет много общего с православием и одновременно отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразными средствами приспособления к стремительной смены социальной деятельности и нового религиозного сознания. Католицизм дополнил "Символ веры" новыми догматами. Католицизму присущи догматы христианства, но он имеет и специфические черты, особенности, которых не знает православная церковь. Что это за особенности?
Основным догматом католической церкви, что отличает ее от других течений в христианстве есть догмат о непогрешимости папы Римского. Он заключается в том, что папа Римский, который выступает с амвона по тем или иным вопросам веры и морали, является непогрешимым. Принятие этого догмата папство добивалось на протяжении столетий, но добилось только в 1870 г., когда его было принято католическим Вселенским Собором в Ватикане.
Ведя борьбу за духовную и светскую власть, папы шли на многочисленные союзы с королями, пользовались опекой могущественных феодалов, неустанно приумножали свои богатства и усиливали политическое влияние.
|
Следующий догмат католицизма - догмат о "чистилище", принятый в 1439 г. на Флорентийском соборе. Учение о "чистилище" заключается в том, что душа человека после смерти попадает в "чистилище" - место между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов и в дальнейшем переходить в ад или рай. Очистка душ осуществляется путем различных испытаний. Родные и близкие покойного с помощью молитв и взносов в пользу церкви могут облегчить испытание души, что находится в "чистилище". Судьба души определялась, таким образом, не только поведением человека в земной жизни, а и материальными возможностями близких покойного. Очень важным положением католицизма является тезис об особой роли духовенства, что человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно иметь чрезвычайные права и привилегии. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической только Библию, которая написана на латинском языке, которым не владеет подавляющая часть верующих.
Католическая догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовника и регулярно отчитываться ему о свои мысли и поступки; без систематической исповеди спасение невозможно. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь, таким образом, позволяет католической церкви иметь значительное влияние на общество, особенно на женщин.
Среди религиозных положений католической церкви есть и такое: словно Христос, Богоматерь и святые имеют такое большое количество заслуг, что их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот запас "добрых" дел Бог предоставил в распоряжение католической церкви; она по своему усмотрению может выделить определенную часть этих "добрых" дел " верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие должны платить церкви. Продажей Божественной благодати "ведал" специальный трибунал при папе. Там за деньги можно было получить индульгенцию - папскую грамоту, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, в течение которого можно было грешить.
Много своеобразного и в католическом культе. Широко используются средства эмоционального воздействия на чувства верующих. Великолепие и торжественность присущи католическому культу, богослужение сопровождается органной музыкой, сольными и хоровым пением. Богослужения в католическом культе ведется на латинском языке, непонятной большинству верующих. Чрезвычайно большую роль в католичестве играет культ Богородицы, или Мадонны. Христианство позаимствовало этот культ в более древних религий, где Богородица почиталась как Богиня-мать, Богиня плодородия. В христианской религии Богородица была преобразована в мифическую деву Марию, которая родила от "святого Духа" ребенка - Иисуса, сына Божьего. В католичестве почитание Богородицы возвышенно к догмата, а ее культ в определенной степени даже отодвинул на второй план культ Бога-отца и самого Христа. Культ Мадонны помогает католичеству влиять на миллионы верующих женщин. Католическая церковь внушает женщинам, что в деве Марии они имеют свою заместительницу перед Богом, что Мадонна может помочь им во всех жизненных трудностях.
Значительное распространение в католицизме, наряду с чествованием Богородицы, приобретает культ святых, поклонение реликвиям и мощам. За время существования католической церкви было провозглашено около 20 тыс. "святых" и почти 200 тыс. "блаженных". Папа Пий XI объявил за 17 лет своего понтификата 34 "святых" и 496 "блаженных", а Пий XII провозгласил каждого года в среднем по 5 "святых" и 40 "блаженных".
В отличие от других направлений в христианстве, католицизм международный центр управления - Ватикан и главу католической церкви - папу Римского, что избирается пожизненно. Еще в 756 г. на небольшой территории современной Италии возникла церковное государство - папская область. Она просуществовала до 1870 г., когда в процессе объединение Италии было включено до Итальянского государства. После первой мировой войны папство вступило в союз с существующим в Италии режимом. Пий XI (1922 - 1939) в 1929 г. заключил с правительством Муссолини Латеранские соглашения, согласно которым возрождалась папское государство - Ватикан.
Ватикан - самостоятельное государство на территории Италии, расположена на Ватиканском холме, где находится собор святого Павла, два папских дворцы, резиденция папы, и замок "святого ангела" (церковная тюрьма). Глава государства Ватикан избирается из кардиналов - высших представителей духовенства - на коллегии (конклаве) кардиналов. Папа отказывается от своего имени и принимает новое. Собрание кардиналов происходят в чрезвычайных случаях, в основном для выборов нового папы.
Иерархия католической церкви опирается на строгую централизацию и безусловную подчиненность низших церковных органов высшим. Возглавляется католическая иерархия "Священной коллегией кардиналов". Кардинал - это высшее духовное лицо после папы. Кардиналов назначает папа. Постоянным учреждением Ватикана является государственный секретариат. Он ведает дипломатическими отношениями со странами, с которыми Ватикан имеет отношения.
Ордена монахов имеют особые уставы. Созданы для усиления влияния католической церкви, они имеют строго централизованную структуру. Ордена возглавляют "генералы", "генеральные магистры", которым подчиняются "провинциалы" (провинциальные приоры), "магистры", а в последнее - аббаты и концептуальные приоры. Над этими лицами - генеральный капитул, то есть собрание руководителей разных рангов, что собирается раз в несколько лет. Ордена подчиняются непосредственно папе Римскому. Одним из первых католических орденов является орден бенедиктинцев, основанный в Италии в VI в.. Бенедиктом Неримским. Особым влиянием орден пользовался в Х-ХІ веках. Сегодня бенедиктинцы существуют в ряде стран Европы и Америки, имеют свои школы и университеты, периодические издания. В XI-XIII вв. появляется много орденов.
Среди монашеских орденов важное место принадлежит так называемым нищенским орденам: францисканском, основанном в XVIII веке. святым Франциском; Доминиканском. Ордена кармелитов, Августинов должны отказаться от личного имущества и жить на подаяние. Основанный Франциском Ассизским орден францисканцев получил ряд привилегий от папы - право проповеди и совершения таинств, свободного изложения в университетах. Орден доминиканцев, или "братьев проповедников", основанный в 1215 г. Домиником был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев - участников еретического движения XII-XIII вв. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономическом и духовной жизни средневекового города.
В 1534. возник орден иезуитов (общество Иисуса), основанный Игнатием Лойолой (1491-1556) для борьбы с Реформацией, который является одной из воинствующих организаций католической церкви. Орден осуществлял непримиримую борьбу против ересей, преследовал ученых, боролся с вольнодумством, составлял индекс запрещенных книг, активно способствовал закреплению неограниченной папской власти.
Формы католицизма
Протестантизм - наиболее гибкая и изящная форма христианства. Особенности идеологии и ориентации современного протестантизма обусловлены историей его возникновения и последующего развития.
Христианство никогда не было однородным, в нем постоянно возникали враждебные друг другу церкви, группы. Происходило это потому, что христианские идеи неодинаково проникали в различные социальные слои, выступая как идеологическое оформление их классовых и политических позиций. Начиная с XVI века. мелкие проявления оппозиций церкви слились в мощный поток, который охватил Европу, что обусловило появление нового направления христианства - протестантизма.
Это было в XVI веке. - эпоху Реформации, эпоху, когда на арену борьбы выходит новый класс буржуазии, для которого рамки феодального строя стали слишком тесными. В то время римско-католическая церковь была крупным центром феодальной системы, догматы которой играли роль священного феодализма, феодальных производственных отношений. Католическая церковь была и самым богатым землевладельцем, ей принадлежало не менее трех частей всех земельных владений в католических странах. Буржуазия, поднимаясь на борьбу против феодализма неизбежно должна была выступить и против католической церкви. Первый акт буржуазной революции было разыграно в форме религиозной войны, поскольку чувства и сознание масс были в целом выкормленные духовной пищей, которую им предлагала церковь. И поэтому историческое движение, содержанием которого был переход от феодализма к капитализму, должен был вступить в религиозную окраску. Именно в этот период развилась „протестантская ересь" в противоположность феодальному католицизму.
Выступающие против церкви как неотъемлемого института феодализма, идеологи протестантизма отрицали богослужебную практику католической церкви, те догматические положения, на которых она основывалась. Свои же реформы протестанты обосновали „действительным прочтением священного писания" (Библии), которое они объявили единственным авторитетом в вопросах веры.
Человек для протестантизма-уже не является звеном в цепи личной общности, как это было в средневековом христианстве. Индивидуализация, характерная для буржуазной эпохи, выдвигает на повестку дня такую перестройку религиозных представлений, в которой человек со своей индивидуальной своеобразием смогла бы включиться в ситуацию религиозного переживания. Например, если православие и католицизм регламентирующих систему постов, то протестантизм предлагает каждому решать этот вопрос, исходя из собственных вкусов, пристрастий, привычек.
Претерпела изменений в протестантизме и сама идея Бога. С точки зрения протестантской идеологии, Бог существует потому, что он нужен человеку, который в него верит. „Во что веришь, то и имеешь” - вот формула протестантов. В разных странах Западной Европы протестантизм вступает в особых, специфических форм. Наиболее значительными направлениями в протестантизме, что возникли в XVI в., были лютеранство и кальвинизм.
Лютеранство. Одним с первых шагов реформаторского движения был выступление в 1517. немецкого монаха Мартина Лютера (1483-1546) против власти римских пап и торговли индульгенциями. Одним из центральных догматов протестантизма стало учение Лютера о спасении души. Лютер утверждал, что человек может спасти душу только благодаря личной вере, которая непосредственно даруется ей Богом. Таким образом, он выступал против претензии католического духовенства относительно контроля веры и совести на правах посредника между людьми и Богом. Было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, римской курии, т. е. всей иерархии, которая дорого стоит. Было открыто и авторитет папских декретов и посланий, уровень соборов. Единственным авторитетом в вопросах веры было признано „священное писания”, право толковать которое придавалось каждому верующему.
Кальвинизм. В начале XVI века. возник еще один разновидность реформаторского движения - кальвинизм. Жан Кальвин, который выступил против католицизма, возглавил реформаторское движение. Главные идеи своего учение он изложил в трудах „Наставление в христианской вере” и „Церковные установления”. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об „абсолютном предопределении”: еще до „сотворения мира" Бог якобы предопределил судьбы людей, одним - рай, другим - ад, и никакие усилия людей, никакие „добрые дела” не смогут изменить того приговора. Хотя начертание Бога людям неизвестны, они могут догадываться о своей судьбе с того, как складывается их земную жизнь: профессиональная деятельность каждого есть „Божье предопределение” и большие успехи в ней является признаком избранности для спасения.
Кальвинизм, стоя на позициях консерватизма, в решении коренных социально-политических проблем современности, подчеркивает всемогущество Бога и ничтожность человека. Учение радикальное провело реформирование христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа - иконы, свечи и тому подобное - было отменено, основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящая роль в общинах отводилась пресвитерам - старшинам и проповедникам, которые и направили религиозную жизнь общины.
Догматика. Библия - основное средство, с помощью которого Бог якобы добивается спасения людей. Как вместилище божественного сознания, Библия противопоставляется человеческому знанию. Главное внимание отводится Новому завету, но практически - его толкованию той или иной сектой. Это касается и современного баптизма, который толкует Евангелие в своих собственных интересах. Человек получает спасение и оправдание от Бога не собственными делами - утверждают баптисты, а через веру в жертву, принесенную Христом на Голгофском кресте. Но спасает только Бог, ибо без Божьей помощи не может появиться вера в сердцах людей.
Баптизм привлекает людей своими моральными нормами, учитывает то, что для верующих религия всегда выступала, как наука жизни, как истолкование их жизненного опыта. В морали баптистов можно выделить вопрос о смысле жизни, нормы нравственности, правила поведения. Проповедуется идея богоданности морали и аморальности безбожников. Баптисты поддерживают учение о триедином боге, верят в соблазнительную миссию Христа, его второе пришествие, в страшный суд. Баптисты считают, что за все их грехи перед Богом и людьми уже понес наказание Христос. А им остается только верить в него и таким образом „очиститься”.
Несколько раз в неделю, обязательно в воскресенье, баптисты собираются в молитвенных домах, где провозглашаются коллективные молитвы, звучат религиозные гимны, нередко в сопровождении музыкальных инструментов. Раз в месяц, в первое воскресенье, происходит причащение всех членов общины (хлебопереломления), или ужин любви. Обряд крещения отправляется над взрослыми после соответствующей религиозной подготовки и символизирует „духовное возрождение" и принятия в общину. Баптисты отрицают крещение младенцев, считая, что те не веры, у взрослого ведь есть вера и свобода выбора. Он сознательно выбирает религию. Не считаются таинствами крещение и хлебопереломления.
Смысл жизни баптисты считают в спасении и достижении блаженства в раю. Баптисты отмечают все христианские праздники, связанные с именем Христа, а также свадьбы, похороны, дни рождения членов общины. Человек, попавший в баптистскую общину, постепенно теряет связь с внешним миром. Все, что происходит вне общиной, считается греховным. Жизнь баптиста четко регламентировано. Все свободное время он посвящает пропаганде Библии, баптистским собранию. Он отдает на пользу общин значительную часть своего заработка, ему не рекомендуется вступать в брак с людьми другой веры, а тем более - с неверующими.
Адвентисты делятся на несколько группировок. Самыми многочисленными среди них есть последователи „пророчицы” Елены Уайт, которые признают еженедельные праздник субботы. В наше время около половины членов всех общин адвентистов проживают в Украине, в основном в Черновицкой, Черкасской, Винницкой областях.
Пятидесятники верят в возможность восхождения к них святого духа и непосредственно общение с Богом, с надеждой получить от него, так называемые, дары святого духа: способности к изучению других языков, пророчества, исцеления. Собрание пятидесятников сопровождаются явлениями массового религиозного экстаза, наносят вреда здоровью. Общины пятидесятников сейчас существуют в Украине, в Белоруссии, Молдове, Казахстане, различных областях России.
Иеговисты определяют единого бога Иегову и готовятся к армагедона - конца света. Это одна из крайних форм секстанства. В 1931 г. секта зарегистрировалась под названием „Общество свидетелей Иеговы”. „Свидетели Иеговы” действуют, главным образом, на Украине, в Молдавии, на Северном Кавказе и в США.
3. Причины возникновения УГКЦ. Берестейская церковная уния
Украинская греко-католическая (униатская) церковь возникла в результате заключения Брестской церковной унии, которая была подписана отдельными православными иерархами Украины и Белоруссии с Ватиканом в 1596 году. Согласно условиям унии православная церковь Украины и Белоруссии должны были принять католические догматы, философскую доктрину, признать главенство папы Римского, но и сохранить православную обрядность и язык богослужения. Католическая церковь всегда пыталась стать единственной христианской церковью, которая объединяла бы на основе католического вероучения и руководства папы Римского всех христиан. Для этого использовались различные средства: крестовые походы, политика, кризис церквей, заключения уний (союзов) с другими христианскими церквями с целью их объединения с Ватиканом. В настоящее время существует незначительное количество церквей, которые называются униатскими. Среди них - армяно-католическая церковь откололась от армяно-григорианской), сиро-католическая (откололась от якобистской), халдо-католическая (откололась от несторианской), маронитская (бывшие манофелеты), греко-католическая (откололась от православной). Это относительно самостоятельные католические церкви, которые существуют под эгидой Ватикана, однако сохранили свои традиционные обряды и праздники.
Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) возникла на основе униатской идеи католицизма и православия. Униатская идея возникает в начале раскола единой Вселенской христианской церкви. Унийные импульсы находили благоприятный грунт на православном Востоке. Однако не всегда униатская идея построилась христианскими мотивам "чтобы были все едины", поскольку "один Бог, одна вера, одно крещение". Она мутил если не политическими намерениями, то меркантильными расчетам или амбициозными устремлениями. Неоднократно попытки создать церковную унию православных католиков терпели крах, поскольку сопровождались грубым насилием, вызвали недовольство украинского гражданства.
В 1204 г. Папа Иннокентий III через своих послов предложил Галицко-Волынскому князю Роману Мстиславичу принять католичество, обещая с помощью "меча святого Петра" утвердить князя королем всей Руси. Князь Роман отклонил это предложение. Преждевременная его смерть в 1205. открыла попытку введения унии, однако другим путем. В Никоновской летописи указано: "Того же лета венгерский король посадил сына своего в Галиче, и церкви претвори в латынскую службу". Венгерский король Андрей II, выпрашивая в 1214. у Папы Иннокентия III королевскую корону Галичины для своего пятилетнего сына Коломана, уверял папу, что этого добиваются вельможи и народ подчиненной ему страны, "желая находиться в единении и послушании Римской церкви, с тем только, чтобы им позволено было сохранить свой (греческий) обряд". В 1219 г. в Галиции подошел князь Мстислав Удачный, к которому присоединилось местное население" Бежало много бояр-угрофилов и владыка Артемий; таким образом уния потеряла своих сторонников".
Другая попытка ввести церковную унию приходится на годы правления князя Даниила Романовича Галицкого. В 1238 г. на Русь накатила мощная волна татаро-монгольского нашествия. Это побудило Папу Иннокентия IV (1243-1254 гг.) поднять вопрос о защите от нашествия в повестку дня Первого Лионского собора, созванного в 1245. Украинский архиепископ Петр Акерович на этом соборе обратил внимание на ту опасность, которая угрожает Западу, просил помощи для Украины. Впоследствии папский легат начал переговоры с князем Васильком с Волыни по организации крестового похода против татаро-монгольского нашествия совместно с европейскими государствами на условиях подчинения местных епархий римской юрисдикции. "Даниил обнаружил желание отдать себя под покровительство св. Петра, чтобы идти под благословением римского престола вместе с западным христианством на монголов". Вследствие этого обращения до князя Даниила Галицкого были направлены некоторые папские посольства с буллами. Папа послал к Данилу доминиканских монахов "для советов о вере и для постоянного пребывания при князе; позволил русинам "сохранять нерушимо служения литургии на просфорах", "хранить все обряды греческой веры". В 1253. папа издал буллу ко всем христианам Богемии, Моравии, Сербии и Померании, призывающую их к крестовому походу против татар, а в следующем году - буллу к архиепископов, епископов и других духовных лиц Эстонии и Пруссии, чтобы они объявляли крестовый поход на татар. Папа направил послов к князю Даниила с королевской короной. Даниил принял в Дорогочине (на Западном Буге) 1255 г. корону короля Галицко-Волынского и заверения папского легата (посла) помочь против татар. "Это была очень важное событие для русской церкви и русского народа, потому что Русь должна была принять католическую веру, а с ней также и западную цивилизацию. Но не случилось, как хотелось. Папа действительно призвал католических соседей Руси к крестовому походу против татар, но папские призывы поговорили безуспешно; никто не спешил идти на помощь Даниилу против неверных, когда он, уповая на помощь Запада, начал татар с Руси выгонять". Потеряв надежду на помощь Запада, князь Даниил отказался от сотрудничества с епископом Альбертом, которого Римская курия назначила главой духовенства в Юго-Западной Руси. Папа Александр IV еще в 1257 г. прислал Даниилу буллу с упреками, что он не проявляет никакого послушания Святому Престолу, и грозил церковным проклятием. Однако Даниил не обращал внимания на эти угрозы. Он откровенно говорил, что ему нужна действенная помощь против врагов, и только при этом условии обещал признать власть Римского первосвященника, но тогда, когда будет созван собор, на котором будет установлено единения церквей. Поэтому князь Даниил разорвал отношения с папой, отбросив надежду на унию.
Вселенский собор в Констанце (1414-1418 гг.) открыл новую попытку для осуществления униатской дела, на котором была депутация православной церкви украинских епископов с Литовского государства во главе с новоизбранным по 1415. против воли Константинопольского патриарха митрополитом Киевским и Литовским Григорием Цимблаком. Там он произнес речь, в которой приветствовал папу и выражал желание объединить под его руководством церкви и для этого созвать Вселенский собор. Однако переговоры не увенчались успехом.
Первое объединение православных с католиками произошло на Флорентийском соборе в 1439 г. Однако это было объединение церквей из политических мотивов, поэтому оно не выдержало испытание временем, было непрочным. Только турецкая нашествие на Константинополь склонил императора и патриарха к единению с Римом. Константинопольский патриарх признал главенство Римского папы. Относительно оценки характера, причин и последствий Флорентийской унии заслуживает внимания вывод Михаила Грушевского. Он отмечал: "унию принял и митрополит Киевский Исидор, и почти все греческие владыки, и император византийский, что хотел тем способом получить помощь папы и турок. Но ни в Греции, ни в Исидоровых епархиях той унии не приняли и сами Исидоровские сторонники вынуждены были отступить от нее".
Одним из самых негативов в жизни православной церкви в Украине XVI века. был светский патронат над ней. Короли имели право предоставлять светским лицам так называемые "духовные столицы" и "хлебы духовные", которые имели привилегии и заслуги перед государством и королем, а не перед церковью. То есть король обеспечивал иерархическое и имущественное положение светских вельмож в церкви, что имело важное значение для жизнедеятельности митрополичьей кафедры, а также епископств, архимандритств, монастырей. Эти люди в основном не имели "духовного призвания", не всегда понимали и ценили церковную службу, заботились только о материальных выгодах, которые давали им высокие церковные должности.
В XVI ст. православная церковь в Украине находилась в кризисном положении. Митрополичьи и епископские кафедры достаются людям неопытным, вполне светским и часто аморальным. Беря пример с королей, князей, разные польские, литовские, украинские магнаты и шляхта злоупотребляли правом патроната над церковью в своих имениях и в сфере своих влияний. Вследствие этого происходят деморализация и расстройство на низших ступенях церковной жизни. Видя губительные последствия такого торга "духовными столицами" и "хлебами духовными", инициаторы и создатели унии, хотя и сами были королевскими ставленниками, пытались путем унии с Римом уравнять в правах православную церковь с римско-католической, чтобы положить конец вмешательству светских элементов, в частности польской, литовской и украинской шляхты, в церковные дела.
Согласие на унию епископы объяснили в грамотах и "артикулах", которые подавали королю Сигизмунду III, прежде всего своим недовольство кризисным состоянием украинской церкви. На первом месте в этих грамотах стоит забота, чтобы в унии сохранить за собой епископские кафедры и соединенные с ими "добра и имения", чтобы митрополиту и епископам были предоставлены места в сенате и сейме; чтобы их "уравнять в своих правах с католическими бискупами". Как видно из "Сокальским артикулов" 1594 г., епископы полностью поддерживали право патроната и практику представления хлебов духовных" королем и пренебрегали старинке соборности украинской православной церкви.
Второй причиной, которая дезорганизовала церковное жизнь в Украине, считается вмешательство в церковные дела братств. Церковные братства были светскими общественно-религиозными объединениями. Они имели большие заслуги в развития образования, культуры, пробуждение и организации национального религиозной жизни в Украине. Братства активно противодействовали латинизации и полонизации украинцев. Предоставив братствам, в частности могучему и хорошо организованном Львовскому Успенскому братству, права ставропигии, восточные патриархи - Антиохийский Иоаким в 1586. и Константинопольский Иеремия II в 1589. - поручили братствам надзор за епископами и духовенством. Такое вмешательство мирян в церковные дела, попытки осуществлять контроль над церковной властью, в частности епископами, как считают нынешние греко-католические авторитеты, не только оскорбляло и унижало духовенство, но и вызывало постоянные конфликты с отдельными епископами, в частности с Львовским епископом Гедеоном Балабаном.
Кризисное состояние украинской православной церкви в XVI века. склонял некоторых выдающихся представителей православия среди украинского магнатства и шляхты к мысли, что выход из этого состояния возможен только в "согласии церкви", которая приведет к оздоровлению всего церковной жизни. Кроме того, они считали, что между православным Востоком и католическим Западом не такие уж и глубокие и непримиримые вероисповедные различия, а уния церквей улучшила бы судьбу украинского народа, когда было бы устранено вероисповедные противоречия, вызывающие вражду. Эту позицию некоторое время представляли князь К. Острожский и Ф. Скувин-Тышкевич. По мнению князя К. Острожского, идея унии воспринималась как "восстановление единства древней" западной и восточной церкви, но не сепаратно, а на вселенском уровне - с участием восточных патриархов, Московской патриархии и других соседних православных церквей. С этой идеей князь К. Острожский готов был выступить как инициатор и обратился к папе Римскому. Однако этого не случилось, князь был обойден украинскими епископами - инициаторами Брестской унии, впоследствии он выступил против сепаратной унии украинской церкви.
Современный католицизм
За почти тысячелетие своего существования католичеством накоплен значительный опыт приспособления своих институтов, идеологии и форм деятельности социально-экономических, политических и культурных условий общества, что меняются. Католичество успешно "вписавшихся" в индустриальное и постиндустриальное общество. Приспособления церкви к условиям зрелого капитализма было положено папой Львом XIII в энциклике "О новых вещах", которая была, собственно, первой социальной энцикликой. В ней сформулировано отношение католической церкви к новым реальностям, которые сложились в индустриальном обществе в конце XIX - начале XX века с осуждением классовой борьбы, провозглашением частной собственности и ее неприкосновенности; речь шла также о заступничестве церкви отношении лиц наемного труда.
Новые социальные реалии, сложившиеся в середине XX ст., произошли в деятельности папы Иоанна XXIII. Папа выступил за запрещение ядерного оружия, в поддержку совместных действий в защиту мира верующих и неверующих. Вне поля зрения католической церкви не остается и семья. Современное католичество - влиятельная сила в мире. Изучение его деятельности крайне необходимо для понимания нашего настоящего.
В современной церкви царит слишком большой консерватизм. Церковные власти Рима, кажется, более склонны к возвращению в добрые старые времена, чем до реального понимания ситуации современного мира и человечества. Мы не достигли еще синтеза между истинной духовностью и реальной ответственностью перед миром, которому грозит катастрофа. Не будем, однако, забывать о том, что церковь - это целый мир, что она объединяет сотни миллионов верующих. Для многих из них религиозный идеал продолжает оставаться высшей духовной культурной ценностью, и в нем они воплощают свои земные стремление. На пороге третьего тысячелетия среди католиков постоянно растет стремление до выработки широкой платформы для объединения всех людей доброй воли на основе общечеловеческих ценностей для спасения и обогащения духовной культуры человечества.
Католическая церковь проводит большую пропагандистскую деятельность. Она выдает много газет, журналов, книг, огромное количество периодической литературы - почти 4700 различных названий общим тиражом 2 млрд. экземпляров. Выпускаются и продаются для демонстрации фильмов на религиозные сюжеты. Кроме радио Ватикана, работают специализированные радиостанции, которые расположены в разных странах мира. Все это рассчитано на активную пропаганду религии, содержание под влиянием католической церкви широкого круга населения.