Элементы педагогической этики мы находим в учениях древних философов и педагогов, пытавшихся осмыслить специфические проблемы педагогической морали.
Ее зарождение связано с появлением профессиональной педагогической деятельности, возникновение которой было обусловлено рядом социально-экономических причин.
Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности — профессиональную педагогическую деятельность.
На первой ступени развития первобытного общества никому в отдельности не доверялось воспитание детей. Они охранялись взрослыми и воспитывались, участвуя в коллективных работах.
С развитием производительных сил и накоплением трудового опыта расширялись знания людей, усложнялись трудовые умения и навыки. Детям все труднее было усваивать их самостоятельно. Возникла необходимость организованного обучения и воспитания подрастающего поколения. Воспитание поручалось наиболее опытным членам родовой общины. Им предъявлялись определенные требования: владеть умениями и навыками, которым нужно обучить детей, знать обряды религиозного культа, сказания, игры и песни, служащие воспитанию нравов. Так, уже в условиях родового строя воспитание начало выделяться в особую форму общественной деятельности. Аристотель в «Афинской политике» описывает торжественный ритуал избрания афинянами учителей, которые должны были закалять молодежь физически, готовить ее к защите прав и собственности рабовладельцев, воспитывать в духе презрения к труду и людям труда — рабам. Учитель прививал молодежи такие нравственные качества, как верность классовому долгу, дисциплинирован ность, готовность управлять государством. Выборность воспитателя налагала на него большие обязанности перед обществом и свидетельствовала о том, что в рабовладельческом государстве педагогическая деятельность была популярной и ей придавалось большое общественное значение. К людям, взявшим на себя труд воспитателей молодежи, предъявлялись требования, регламентирующие их отношения к государству и воспитуемым.
|
Среди римских педагогов было много талантливых, образованных людей, хорошо знакомых с древней философией и с этическими воззрениями своих предшественников. Известный римский ученый Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96) сделал попытку обобщить свой педагогический опыт и теоретически осмыслить место учителя в воспитательном процессе. В сочинении «О воспитании оратора» он писал, что учителем может быть высокообразованный человек и только тот, кто любит детей, понимает и изучает их. Учитель должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть собой пример нравственного поведения для воспитуемых. Педагогический трактат Квинтилиана интересен для нас тем, что в нем впервые учитель-практик попытался теоретически осмыслить требования, предъявляемые профессиональной педагогической деятельностью к воспитателю.
В главных философских школах Греции и Рима этика рассматривалась как дисциплина, венчающая всю философскую систему. Однако в этике рабовладельческого периода сделана лишь попытка выделить те нравственные требования к личности воспитателя, которые налагает на него профессионально-педагогическая деятельность.
|
С разложением рабовладельческого строя и объявлением христианства господствующей религией начался упадок просвещения.
В период раннего феодализма, в пору разгула инквизиции, вопросы нравственных отношений людей не подлежали обсуждению, т. к. раз и навсегда они были определены в христианском учении.
В России система школьного образования возникла в период феодальной раздробленности после принятия христианства в 988 г. Хотя письменность на Руси существовала гораздо раньше, однако организованное обучение детей знатных особ началось со строительством церквей в Киевском государстве. Это нашло отражение в письменных памятниках того времени. Замечательный памятник XII в.— «Поучение Владимира Мономаха детям» — свидетельствует о том, какое значение придавал воспитанию и образованию один из видных государственных деятелей Древней Руси. Владимир Мономах призывал детей учиться грамоте, любить родину, быть высоконравственными, не давать сильным губить слабых, защищать сирот и вдов.
В средние века в период зрелого феодализма и зарождения капитализма, когда Европа вступила в полосу бурного экономического развития, образование и воспитание, находившиеся в руках церкви, перестали отвечать требованиям жизни. Возникает сеть специальных учебных заведений. В средневековых университетах создаются специальные школы для подготовки учителей. Будущимпедагогам внушали мысль, что успех обучения детей в школе зависит от строгости и умения наказывать ленивых и непослушных. По окончании университета учителю вручали розгу и так называемую «palm» — палку с диском на конце для ударов по детским ладоням. При выпуске из университета учитель должен был продемонстрировать перед экзаменационной комиссией свое умение «воспитывать» при помощи этих орудий. Например, в Кембриджском университете была установлена плата мальчикам, которые подвергались во время экзаменов избиению будущими воспитателями. Подобную систему взаимоотношений в средневековой школе порождало то, что преподавание велось в отрыве от жизни и было основано на зубрежке. Кроме того, церковь теоретически обосновала необходимость физических наказаний детей в процессе воспитания с целью «очищения их от дьявольской скверны».
|
Естественно, что общественные деятели эпохи Возрождения — гуманисты, борясь за раскрепощение личности от церковно-религиозного мировоззрения, ратовали за светское образование и воспитание.
В XVI—XVII на территории Белоруссии появляются первые так называемые братские школы. Они имели свой устав, определяющий цели и задачи обучения детей, обязанности учителей, учащихся и родителей. Учителя работали в школах на договорных началах. Родители, отдавая детей учиться, заключали с ректором школы договор, в котором указывали, чему школа должна научить ребенка, какие обязанности берет на себя отец. В договоре определялись и требования к учителям.
Устав братских школ можно считать первым моральным кодексом народного учителя, где были определены требования к его нравственному облику и нормы поведения в процессе педагогической деятельности. В нем указывалось, что учитель должен и учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитание. Учить их, сколько кто по силам научиться может.
Стремление всесторонне обрисовать нравственный облик учителя заставило сочинителей договора и устава оговорить не только положительные качества, которыми должен обладать воспитатель, но и указать па отрицательные, которых у него не должно быть (не пьяница, не блудлив, не лихоимец, не завистлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не способник ересей и т. п.).
Братские школы Белоруссии и Украины сыграли важную роль в распространении прогрессивных идей и в развитии педагогической морали. В них дети воспитывались в духе национальной гордости и свободолюбия.
Значительное внимание этому вопросу уделил великий чешский педагог и мыслительЯн Амос Коменский (1592—1670). Все его философские и педагогические работы пронизаны верой во всемогущую силу просвещения, с помощью которого, по мнению Коменского, можно добиться полного благоденствия среди народов, устранить войны, улучшить нравы, ликвидировать имущественное неравенство. Интересно его небольшое сочинение «Законы хорошо организованной школы», написанное в 1653 г., в котором в виде коротких правил сформулированы законы организации и жизнедеятельности школы, обязанности учителей и учащихся.
Коменский разработал своеобразный кодекс учителя, указав, каким должно быть поведение учителя и как ему необходимо относиться к своим профессиональным обязанностям. Он считал, что должность учителя «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем». Но эта должность накладывает и большие обязанности. Учитель, призванный воспитывать молодое поколение, сам должен быть честным, деятельным, настойчивым в достижении поставленных целей, поддерживать дисциплину «строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях — строгость без свирепости». Коменский считал, что основой нравственного воспитания детей является положительный пример поведения учителя. «Ближайшая забота учителя,— писал он,— будет состоять в том, чтобы увлекать учеников благим примером».
Представители французского Просвещения считали движущей силой прогресса человечества просвещение, науку, разум. С этих позиций они трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции. Французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712—1778) в трактате «Эмиль, или О воспитании»воспитании» изображает идеального воспитателя, лепящего облик ученика по своему образу и подобию. Чтобы соответствовать высокому положению в обществе, учитель, по мнению Руссо, должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества.
Поклонником и последователем Ж.-Ж. Руссо был Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) — один из виднейших представителей швейцарского общественно-демократического движения, прогрессивный мыслитель, видный педагог и публицист. Руководствуясь гуманистическими идеями, Песталоцци, обращаясь к учителю, писал: «Помни, что всякое подавление порождает недоверие и что труд твой потерян, если оно пустит ростки». И далее: «Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание как за проступок. Кто наказывает невинность, тот утрачивает любовь. Мы не должны воображать, что ребенок сам может догадаться, что может быть верным и что для него является важным...» Песталоцци считал, что истинный воспитатель должен уметь в любом ребенке, даже физически и духовно неполноценном, обнаружить такие положительные качества, развивая которые можно подготовить его к жизни. Пропагандируя идеи трудового и нравственного воспитания, Песталоцци бросил вызов системе муштры, зубрежки, насилия и страха, царивших в школах того времени. Его идеи оказали большое влияние на дальнейшее развитие педагогики и педагогической этики.
Наиболее ярким представителем немецкого Просвещения был Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866). Будучи идеалистом, он считал школу решающей силой общественного прогресса, а учителя — основным виновником плохой постановки воспитания молодежи. Он видел, что педагогическая профессия влияет на ценностные ориентации учителя и его нравственный облик. Дистервег сформулировал четкие требования к учителю, который, по его мнению, обязан: в совершенстве владеть своим предметом; любить профессию, детей; быть бодрым, оптимистом, энергичным, волевым, принципиальным проводником своих идей; постоянно работать над собой, над собственным образованием. Учитель должен быть строгим, требовательным, но справедливым; быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения, уметь их отстаивать.
Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с именами русских революционеров-демократов, которые обогатили и углубили этические идеи, выдвинутые деятелями эпохи просвещения. А. И. Герцен (1812—1870), один из создателей революционной теории нравственного воспитания, Герцен считал воспитание одной из сложнейших сторон общественной жизни и придавал первостепенное значение роли личности воспитателя. Впервые в философской литературе Герцен дал наиболее правильное для своего времени толкование вопроса о свободе ребенка и роли авторитета учителя в нравственном воспитании.
Значительное внимание личности учителя уделено в трудах Н. Г. Чернышевского (1828—1889) и Н. А. Добролюбова (1836—1861). Они считали, что доверять воспитание детей можно людям, имеющим твердые убеждения: и прогрессивные идеалы. В «Очерках политической экономии» Чернышевский обратил внимание на специфику педагогического труда, для которого характерно то, что окончательный продукт его «не предмет, посторонний человеку, а сам человек», что этим трудом «удовлетворяются надобности совершенно иного рода, чем надобность в домах, в стульях, в сапогах или рубашках». Он выдвинул задачу всестороннего развития личности в процессе школьного обучения. В ответе на вопрос «Кого можно называть образованным человеком?» содержится педагогическое и этическое кредо Чернышевского: «Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».
Будучи страстным проповедником гуманизма, Чернышевский считал, что действовать на учащихся следует мерами убеждения, а не принуждения и пользоваться при этом средствами, возбуждающими интерес к учению.
Большое внимание вопросам педагогической морали уделял Н. А. Добролюбов. В статье «О значении авторитета в воспитании» он с присущей ему публицистической страстью доказывает, что воспитание, основанное на авторитете подавления, является противоестественным, и называет такое воспитание грубым издевательством над детьми, дрессировкой. По глубокому убеждению Добролюбова, настоящим авторитетом у детей пользуется тот педагог, который имеет высокое образование и всестороннее развитие, твердые и непогрешимые убеждения, представляет собой образец моральной чистоты, любит детей, уважает их права.
Гуманизм и разумность, по мысли Добролюбова,— важнейшие принципы воспитания. Он требовал от воспитателя глубокого уважения прав и достоинств ребенка, предоставления ему свободы и самостоятельности при разумном направлении и руководстве его действиями.
Исключительное значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и литературное наследие К. Д. Ушинского (1824—1870 ). Он подчеркивал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений ». Учитель, по мнению Ушинского, должен быть образованным, теоретически подготовленным в области педагогики и психологии, иметь твердые, последовательные убеждения, без которых нельзя работать с творческим вдохновением, искренне любить детей. Ушинский выступал против рецептурных указаний учителю о нормах его поведения в сфере педагогического труда.
В. И. Ленин рассматривал учительство как великую культурно-просветительную и воспитательную силу. В работе «Странички из дневника» В. И. Ленин писал о необходимости поднимать авторитет учителя, его идейно-теоретический уровень и материальное положение. Тем самым он поставил заботу об учителе на уровень государственных задач.
Соратники В. И. Ленина М. И. Калинин и Н. К. Крупская разрабатывали вопросы коммунистического воспитания, опираясь на нормы и принципы коммунистической морали, конкретизировали требования к нравственному облику учителя в соответствии с задачами, стоящими перед советской школой. М. И. Калинин требовал от каждого педагога глубокой специальной и широкой идейно-политической подготовки, знания законов развития природы и общества.
Н. К. Крупская в 1938 г. составила «Мерила оценки педагога», где особое внимание уделила отношению учителя к своей профессии, коллективистскому характеру педагогического труда. В многочисленных статьях об учителе она конкретизирует требования к его нравственному облику. Придавая огромное значение политической грамотности учителя. Н. К. Крупская сформулировала важнейшее требование марксистско-ленинской этики к профессии педагога: учителю — глубокую политическую подготовку.
«Профессия учителя в данный момент,— писала Надежда Константиновна,— одна из самых ответственных, самых благородных. Роль и значение этой профессии будут все более и более возрастать. Но для того чтобы учитель мог не на словах, а на деле выполнить ту поистине великую задачу, которая стоит перед ним, ему надо упорно работать прежде всего над собой. Надо растить из себя коллективиста-организатора, настоящего коммуниста».
А. С. Макаренко. Воспитания коммунистической морали легли в основу практических поисков Макаренко. В работах «О коммунистическом воспитании», «Воля, мужество и целеустремленность», «О коммунистической этике» и др. А. С. Макаренко отмечает, что советский учитель должен помнить о первейшей — политической — цели воспитания подрастающего поколения. Политическая убежденность учителя, по его мнению, должна быть воинствующей, целеустремленной. Воспитывая борца-коллективиста, учитель обязан думать о воспитании целого поколения.
Большое внимание Антон Семенович уделял взаимоотношениям учителя и учащихся. Советский педагог-гуманист — это не всепрощающий добряк, а страстный борец за высокую сознательную дисциплину — принципиальный и строгий, но искренний, справедливый и незлопамятный. Немалое значение придавал А. С. Макаренко педагогическому такту учителя, его поведению в быту, внешности, педагогическому мастерству и технике общения с детьми.
Большое внимание разработке проблем профессиональной этики уделял В. А. Сухомлинский. По его мнению, не каждый может стать учителем, т. к. эта профессия требует от человека самоотверженности, терпения и творчества, большой любви к детям. Обращаясь к желающим поступить в педвуз, он писал о сложностях педагогического труда и советовал проверить себя в школьные годы, работая вожатым пионерского отряда или октябрятской звездочки.
В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что учение — это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. В основе этих взаимоотношений должна быть доброжелательность — азбука педагогической культуры советского учителя. Ее вершина — бескорыстная самоотверженная любовь к детям.
Значительный вклад в разработку вопросов педагогической морали внесли А. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, Э. А. Гришин и др. Теоретические аспекты педагогической этики разрабатывают Л. М. Архангельский, Г. И. Белякова, Ю. В. Согомонов, Н. Е. Юшманова, Я Г. Якубсон и другие философы. Особое место в разработке проблем профессиональной этики занимает работа
B.Н. и И.И. Чернокозовых «Этика учителя» — первое в нашей стране издание по данной проблематике. В этой книге затронуты практически все вопросы педагогической морали, показаны ее исторические и социальные истоки.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, вызванная к жизни необходимостью внедрить достижения науки в учебно-воспитательный процесс, потребует ломки устоявшихся взглядов на роль общего образования в подготовке молодежи к труду в сфере материального производства, совершенствования морально-психологического климата в педагогических коллективах, усиления ответственности учителя за социальный брак, допускаемый в результате неиспользования имеющихся возможностей социалистической системы воспитания подрастающего поколения. Новые требования, предъявляемые к современной школе и учителю, вызывают необходимость пропаганды и новых исследований в области педагогической этики.