Национальная специфика фонетики.




Национальная специфика.

Грамматические категории оказываются разными. Есть уникальные (артикль, категория вежливости в китайском и японском), которые есть у одного языка и нет у другого. Если эти категории совпадают, то количество их варьируется.

Устройство категории времени: в болгарском 4 прошедших времени.

Разные наборы частей речи в разных языках. Ключевой набор обычно состоит из 4 частей речи – глагол, существительное, прилагательное, наречие (русский, английский, французский). В китайском – 3 части речи (существительное, прилагательное+глагол, наречие). В арабском 2 – признак+имя, глагол. В африканском йоруба: глагол+признак, существительное. Тюркский: существительн+прилагательное, глагол+наречие.


 

№19. Основные проблемы системного изучения фонологии

Одним из самых спорных вопросов здесь является вопрос о фонеме. Это единая фонетическая система, но не нет единства по ее содержанию. Б. де Куртенэ считал, что фонема – психологическое образование звука, хранящееся в мозгу, включающее большое количество реальных вариантов. Трубецкой: содержание фонемы – это совокупность дифференциальных признаков, различные смыслы. Структурный подход.

Сформировались 2 школы

МФШ ЛФШ
Аванесов, Кузнецов, Реформатский Щерба, Зиндер, Матусевич
Фонема – ряд звуков, появляющийся в результате живых позиционных чередований в 1 и той же морфеме. Во\ада Фонема – звуковой тип, который объединяет звуки, близкие по звучанию и артикуляции Плот т Плод т

В современной лингвистической литературе возникла идея силлабофонемы – мельчайшей единице звукового потока является слог (ма – м,а).

Структурные отношения в фонологии определяются на основе оппозиций Трубецкого:

- привативные (наличие или отсутствие признака)

- одномерные (различение фонем по одному признаку)

- пропорциональные (образуют серии, ряды фонем, противопоставленные по одному признаку)

На фонетичеком уровне есть не только сигментарный уровень (фонема), но и супрасегматический уровень (просодический уровень), где важны ударение и интонация. Фонемы организуются в слово ударением, а слова склеиваются интонацией. Ударений несколько типов в языках, есть сила голоса (музыкальное ударение) и объединение слов долготой.

Изучены составляющие интонации. Она рассматривается как совокупность ритмико-мелодичных компонентов речи, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп и тембр. Функции интонации:

1. Оформление высказывания в единое

2. Выражение эмоционального и скрытого смысла

3. Характеристика говорящего и ситуации общения в целом.

Интонация во многих языках более изучена и описана. В России изучение интонации в основном связано с преподаванием языка как иностранного.

Национальная специфика фонетики.

Отличие в количестве фонем, соотношении гласных и согласных, оппозициях, законах сочетании фонем.

Количество фонем: 10 – нижнее, 30-40 – среднее, 85 – верхнее.

По соотношению гласных и согласных: вокализм (гласные) – английский, французский, консонантизм (согласные) - русский, итальянский. В и К различны в системы и в тексте. Они могут меняться (русский язык), их отношение к мелодичным языкам. Немецкий язык в речи теряет гармоничность.

Артикуляционные и акустические признаки. Якобсон и Халле отметили 12 признаков. От них исходят системы языков. Сочетаемость фонем. Слоги, свойственные одному языку и не свойственные другому (инговое окончание).

Установилась обратная зависимость между количеством фонем и средней длиной корневой морфемы. Корень может состоять из 1 буквы в тех языках, где количество фонем не менее 40. Ограничения в моделях слогов влияют на способность заимствовать слова (финский, венгерский, китайский – заимствования из этих языков не продуктивно из-за фонетической системы).

№18. Модели системы языка (динамическая, многослойная)

Язык – объект познания, где моделирование оказывается наглядным методом. Система языка заложена в мозгу человека и прямому наблюдению недоступна. Чтобы лучше представить ее устройство, ученые строят ее модели в виде схем, чертежей, таблиц, графиков. Обычно моделируются участки системы языка или ее подсистем, но делаются попытки представить модели и всей системы языка в целом. Моделирование системы естественного языка выполняется с целью приблизиться к пониманию ее устройства в том виде, в каком она хранится в мозге человека.

Многослойная модель возникла в результате изучения языкового поведения в ситуации измененного состояния. Такое состояние возникает под воздействием стрессов, шока, алкоголя, наркотиков и пр.

Сознание – протяженность разного состояния. На каждом этапе происходят свои процессы. Дмитрий Леонидович Спивак выяснил, что по мере углубления измененного сознания уменьшается количество языковых средств, которыми в состоянии воспользоваться говорящий. При распаде сознания распадается языковое знание. Быстро падают существительные, прилагательные, союзы, предлоги, сокращается длина слов и предложений. Дольше сохраняются глаголы, местоимения, частицы, однословные высказывания. На основе этих данных моделируется ядро языковой системы – те компоненты, которые дольше всего сохраняются. Выстраивается многослойная модель языковой системы, в которой ядерные слои лежат на самой глубине, а периферийные оказываются менее глубоко заложены в память, поэтому легче утрачиваются.

Динамическая модель системы языка выстраивается с учетов последовательности восприятия ребенком или иностранцем языка, с которым он знакомится без помощи преподавателя в условиях иноязычной среды. Вся модель складывается из 3х относительно самостоятельных блоков: фонетический, лексический, структурный.

Формирование системы начинается с восприятия звучащей фразы и ее мелодического рисунка. Далее этот рисунок разделяется синтагмы и просодемы (интонации). После фонетические слова делятся на слоги – минимальные единицы системы языка (на физиолого-акустическом уровне единицы меньше слога нет). Затем в слогах мы различаем звуки – фонемы, но в речи они не выделяются. Выделение фонем – результат научения.

Фонетические слова – знаки определенных мыслительных образов, которые представлены в словоформах и их последовательности высказывания.

Лексический блок – носитель значения. морфема – добавочный компонент, так как не все языки изменяются. Морфология спрятана в другие блоки. В лексиконе слова вступают в разнообразные отношения и образуют разные типы группировок:

- основные объединенные образования и лексическому значению

- словообразовательные гнезда и ряды. Слова объединены по сходству морфем.

- словоизменительная категория. Здесь уже важны части речи.

Переплетение словоформ по этим 3м параметрам образует блок лексикон. Одна и та же словоформа одновременно является элементом всех подсистем. Связь с фразеологией вытекает из синтаксиса, так как по структуре эти сочетания – словосочетания или предложения.

Структурный блок. Здесь выделяются структурные схемы простого предложения (грамматическая основа). В нем не будет какого-то одного общего элемента, из которого будет разворачиваться блок. В этом заключается его отличие от традиционных моделей синтаксиса.

В его основе – структурная схема, которая состоит из элементов (см. схему: словосочетания…). Есть развитие – представлены обороты с отглагольными словами. От них образуется структура сложного предложения.

«Охотники измучились, устали и вернулись домой». Язык позволяет трансформировать предложение – с причастием и деепричастием (предложения). Это уже трансформа осложненного предложения. От простого при помощи определенных средств связи можно перейти к сложному: «Когда охотники устали, они вернулись домой». Словоформы этого блока встречаются и в блоке лексикон.

Эта модель показывает: каждый из блоков может функционировать вполне самостоятельно. Можно самостоятельно освоить фонетический и лексический блоки, а так же структурный, если человек хорошо понимает механизм образования словосочетаний, предложений, но без возможности коммуникации. Эта схема отражает и последовательность в изучении языка (структурный блок формируется к 12-17 годам). Она позволяет увидеть общие и необязательные части языка. Необязательна морфология. Это «съемный» блок. Конкретный набор в каждом блоке может быть разным.

№17. Модели системы языка (поуровневая, полева, ассоциативно-вербальной сети)

Язык – объект познания, где моделирование оказывается наглядным методом. Система языка заложена в мозгу человека и прямому наблюдению недоступна. Чтобы лучше представить ее устройство, ученые строят ее модели в виде схем, чертежей, таблиц, графиков. Обычно моделируются участки системы языка или ее подсистем, но делаются попытки представить модели и всей системы языка в целом. Моделирование системы естественного языка выполняется с целью приблизиться к пониманию ее устройства в том виде, в каком она хранится в мозге человека.

Хронологически первой была поуровневая модель языка. Она построена под влиянием естественных наук, в которых есть иерархия систем. Система языка – совокупность ярусов, каждый из которых объединяет однородные единицы с одинаковой степенью сложности и выполняющие одинаковые функции. Между уровнями устанавливаются иерархические отношения. Уровни обладают определенным соотношением плана выражения и содержания. Чем выше уровень, тем больше на нем единиц их вариативности.

Бенвенист. Проблема. В этой модели не удается охватить все уровни языка. Не все подсистемы вписываются в иерархию. Много претензий к этой модели.

Распопов предложил модель-компромисс: уровневую модель, которая содержит основные (морфология, лексика, коммуникативный синтаксис) и промежуточные (между морфологией и лексикой) уровни. Промежуточные: морфология, лексикоморфология, отдельно выделяется схематично-конструктивно-синтаксический подуровень, находящийся между лексическим и коммуникативно-синтаксическим уровнями.

Эта модель широко распространена, так как методически удобна, рационально описывает строение языка, хотя к ней много претензий и она устарела.

Полевая модель характеризуется как модель не жесткого иерархического структурообразования. Зародилась в семасиологии в 30е. Изначально термин применялся в области значения слов. Затем появилась функционально-семантическая модель поля (Бондарко), куда входят и лексические и грамматические средства языка, имеющие общие семантические функции: ядро (группа форм, в центре) и зоны периферии (ближней, дальней, крайней). Путем пересечений и переходов поля в другие поля образуется непрерывная структура системы языка. Для ядра и периферий есть характеристики:

1. Ядро включает наиболее употребляемые, регулярные элементы

2. По мере удаления полей будет больше

Вид полевой модели хорошо совмещается с изображениями расположения и связей нервных клеток в мозгу. Это хорошее совмещение изображения структуры коры головного мозга с полевой моделью системы языка является для ученых существенным аргументом в пользу истинности этой модели.

Модель ассоциативно-вербальная сеть Караулова. Возник вопрос: «Как слова хранятся в мозгу человека?» Точно не в парадигмах. Ученый и его ученики провели множество экспериментов для выявления ассоциаций на предлагаемые словесные стимулы. Гипотеза его заключается в том, что вся грамматика языка лексикализованна и привязана к отдельным лексемам. Анализ полученного материала позволил ученому предложить модель ассоциативно-вербальной сети, в которой лексика и грамматика не разделены. Эта сеть хранится и работает в пульсирующем режиме. Данная модель снимает многие трудности уровневой модели.


 

№16. Общие принципы системной организации языка.

Язык – система систем, динамичная и открытая. Как глобальная система она состоит из ряда подсистем (идея из физики). Эти подсистемы гетерогенны (состоят из неоднородных элементов, имеют разную организацию и степень жесткости структуры).

Давление системы – определенная самостоятельность и возможность воздействовать на свои элементы, которые вариативны. Это воздействие заключается в том, что под наиболее типичные структурные группировки данной системы подстраиваются изолированные и нерегулярные элементы (литературные формы махать – машу под воздействием глаголов на –ать получают формы махаю, махаешь, махает – просторечия). Вариативность: каждый элемент системы в конкретных речевых актах выступает как набор вариантов.

Языковая система обладает потенциальностью («пустые клетки» в морфологии – не у всех существительных есть 12 словоформ (6 ед.ч и 6 мн.ч.) – «слабые звенья»). Еще одна особенность – неодинаковая разработанность системы звеньев: наименования родственников хорошо разработаны и структурированы в системе языка, а названия средств и орудий художественного творчества немногочисленны и не вступают в тесные структурные связи.

Языковая система изменяется под воздействием и внутренних и внешних факторов. Это самостоятельная система. Признание глубокой диалектической связи элемента и системы позволяет понять единство диахронии и синхронии в системе языка, в ее статике и динамике.


 

№15. «Система», «структура», «элемент»

Системный подход к языку утвердился в начале 20в. Внятных определений системы и структуры вначале не было. Со временем обнаружилось, что в понятие «система» и «структура» ученые вкладывают разные понятия. Происходит их разграничение. В целом систему можно определить так: система – сложное целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, выполняющих единую функцию. По Мельникову, схема связей или отношений между этими элементами – структура. Структура характерна для любого сложного объекта, не обязательно для системы.

Система Элементы структуры
Функция

Сложным является вопрос об элементе языка. Элементом языка большинство ученых рассматривают СЛОВО. Оно отвечает всем требованиям знаковой ситуации, в то время как прочие единицы языка отвечают лишь отдельным ее сторонам. Слово обладает тремя необходимыми для создания системы функциями:

1. Системообразование (частиречная принадлежность)

2. Системоприобретение (способность слов являться членами предложения)

3. Системонейтрализация (свойство, которое в этой системе может быть несуществующим, н-р, фонетичекая сторона).

Функция слова как элемента в номинации как элемента коммуникации.

Отношения глобальности, которые определяют язык как систему:

1. Манифестации (отношения выражения, представления между планом выражения и содержания, звуком и значением).

2. Иерархии (вхождение пространства языка в более сложные, зависимость главного и второстепенного)

3. Парадигматические (отношения в группе, наборе, классе единиц): морфологи – спряжение и склонение, лексика – синонимы, антонимы, фонема – передний – средний – задний ряд гласных

4. Синтагматические (отношения между единицами в ряду, высказываниями речи)

5. Производности (словообразование, семантика).


 

№14. Слово как языковой знак. Принцип асимметрии. Типология языковых знаков.

Вопрос «чем является слово по отношению к предмету?» был поставлен давно. Платон излагал материалистическую (имя дается людьми по установлению и произвольно, не определено природой вещей) и идеалистическую (у всего есть врожденное от природы, правильное имя) точку зрения на этот вопрос. Эти точки зрения развивались позже, в средние века, в теориях реализма (слова имеют собственное бытие) и номинализма (слова – только имена вещей, не имеют самостоятельного существования).

Постепенно мысль об условности связи между словом и предметом утверждалось. Появилась мысль, что слово является знаком предмета. Гумбольдт пришел к мысли, что слово – это знак понятия. Однако лингвисты не сразу обратились к разработке этого тезиса.

Согласно учению Потебни, слово непосредственно связано с понятием, а в основе связи лежит знак – некоторый признак, избираемый для указания на предмет и закрепляемый в слове. Светлица – лучшая комната в дома – названа по признаку «свет».

Далее этой проблемой занимался Соссюр в 20в. языковой знак имеет две стороны: обозначающее (акустический образ) и обозначаемое (значение слова). Знак находится в мозгу человека, он произволен по отношению к обозначаемой идее. Он принципиально не отличается от множества других знаков, которыми пользуются люди, и потому он должен изучаться в семиологии (науке о знаках).

После выхода книги Соссюра начались интенсивные разработки теории знака. Широкое распространение получила семиотика. В ее рамках выделились несколько направлений: биосемиотика, этносемиотика, лингвосемиотика и пр.

Что касается советской лингвистики и проблемы слова, то долгое время считалось: слово - нерасторжимое единство звука и значения, это значение аналогично представлениям. Ленин сказал, что представления сродни копиям, снимкам, слепкам действительности, из чего делался вывод, что слово не является знаком и проблема знаковости не актуальная для советского языкознания. Но со временем эта проблема привлекла большее внимание наших исследователей.

Был поставлен вопрос: в каком отношении находится название к мысленному образу. Мысленный образ предмета – его копия, снимок, имя – знак предмета. Следовательно, надо различать в слове звуковую (лексема, является знаком мысленного образа) и содержательную (семема, мысленный образ предмета, не является знаком предмета) стороны.

Вопрос о типологии языковых знаков остается дискуссионным, его решение зависит от общей теории знаков, которой придерживаются ученые. Многие семасиологи обсуждают эту проблему только по отношению к слову. Некоторые считают знаками все двусторонние единицы языка (морфемы, словосочетания). Третья группа именует знаками и фонемы, и другие единицы плана выражения. Они исходят из того, что эти единицы обладают различительной функцией.


 

№12. Понятие о знаке, знаковой ситуации, типах знаков

По философскому определению знак – материальный предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений.

В 1938 семиотика стала рассматриваться как самостоятельная наука. Лингвистика, пересекаясь с семиотикой, использует ее определение знака: материальный заместитель предмета, явления, события, который служит для хранения, переработки и передачи информации. Внутри семиотики сложились направления: лингвосемиотика – часть языкознания. Метанаука – наука над науками.

Первую классификацию знаков предложил Пирс:

- иконы (копии)

- индексы (по смежности)

- символы (условное обозначение),

а также Моррис (3 измерения семиозиса):

1. Аспект семантики (денотативное значение, сигнификативное отношение)

2. Синтактика (отношения между знаками в речевой цепи)

3. Прагматика (отношение между знаком и участником коммуникации).

Семиотика разработала типологию знаков. Знаковые средства общения людей разнообразны: таблицы, транскрипции, цифры, жесты и пр. Разграничивать их можно на разных основаниях:

- по физической природе (звуки, движения, цвет)

- по форме (буквы, кружочки, звездочки)

- по типу восприятия (глазом, ухом)

- по устройству системы и пр.

Типология Шаффа указывает наиболее крупные группы разных знаков и устанавливает место языковых знаков среди других знаковых систем (реализует классификацию знаков Пирса).

 

Естественные: признаки, по которым человек ориентируется в проявлениях природы (лед – низкая температура), и симптомы, по которым человек делает заключение о состоянии здоровья (повышенная температура – симптом болезни).

Искусственные: создаются человеком. Словесные (естественно исторический характер создания знаков, язык не существует как первичный): Шафф ставит на особое место. Несловесные (нет связи между предметом и сигналом, немотивированное значение): ракета – просьба о помощи.

Собственно замещающие: портреты, картины, макеты, модели – отражают сам объект.

Символы (образная связь): предметы или их изображения, имеющие некоторое сходство с замещаемыми концептами – чаша с ядом змеи – символ медицины. Социальные символы: иномарка, норковая шуба, вилла – зажиточность.

Несловесные невербальные: большое значение имеют жесты.

Номинативные: заменяют дополняют или дублируют вербальные средства (покручивание у виска – ненормальный). Относят и изобразительные жесты – передают чувственный образ предмета (изображение формы, высоты предмета).

Эмоционально-оценочные: оценка чего-либо в ходе общения – отмашка рукой, кулак как угроза.

Указательные: выделяют предмет, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем).

Риторические: усиливают выражаемое содержание, подчеркивают ритмический рисунок высказывания (взмах рукой).

Игровые: шуточные, используются для игры, развлечения (нос, рожки).

Вспомогательные: физическая помощь себе или собеседнику в ситуации (поддержать под руку).

Магические: используются в магических целях (осенение крестом).

Но типология Шаффа не общепринятая, есть другие, н-р, классификация Ибраева. Знаками он считает только вещи, созданные людьми. Они создавались специально, чтобы быть знаками.

Множество разнообразных искусственных систем знаков, которыми люди пользуются для коммуникации в специальных условия (азбука Морзе), это вторичные системы. Они воспринимаются, расшифровываются с помощью естественного языка.

Таким образом, одна из популярных идей зарубежной семиотики о том, что знак языка – лишь одна из разновидностей знаков, ошибочна. Языковые единицы имеют лексемы, а лексема – это и знак семем, и способ их бытия. Такой второй стороны у других знаков нет.

Осмысление знаковой ситуации в языке шло постепенно. В античности и средневековье те, кто считал слово именем предмета, данным людьми, по сути уже нащупали знаковую ситуацию. Она складывалась из двух компонентов: знак (имя) и обозначаемый предмет. В 17-18 вв. был открыт третий компонент – понятие.

Одним из первых развернутое описание знаковой ситуации дал Фреге. Он предложил различать ИМЯ (знак), ДЕНОТАТ (предмет, называемый именем), СМЫСЛ имени (концепт денотата). Это семантический треугольник Фреге. Одному денотату может соответствовать несколько смыслов. У знака всегда есть смысл, но не у всякого смысла есть денотат – наиболее удаленное от Земли небесное тело – смысл есть, а денотата нет. Фреге еще выделяет и ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о денотате - расплывчатое, субъективное, индивидуальное. Смысл находится между денотатом и представлением.

Важным моментом для осознания знаковой ситуации стала разработка Соссюром категории ЗНАЧИМОСТИ языкового знака. Иными словами он ввел в знаковую ситуацию компонент ДРУГИЕ ЗНАКИ.

Моррис рассматривает знаковый процесс как 5членное отношение, одним компонентом которого является человек. Таким образом, знаковая ситуация в общей семиотике приняла вид:

 

Бюлер рассматривал знаковую ситуацию именно для языкового знака. В его модели языковой знак изображен как треугольник, наложенный на круг так, что углы выходят за пределы круга, а за пределами треугольника оказываются сегменты круга. Языковое явление (круг) и его знаковое содержание (треугольник) не вполне совпадают.

 

 

Здесь фактор человек представлен в двух ипостасях как ОТПРАВИТЕЛЬ и ПОЛУЧАТЕЛЬ.

В настоящее время ясно, что недостаточно иллюстрировать языковую ситуацию на примере одного знака, нужно включить в нее систему языковых знаков.


 

№1. Предмет и проблемы языкознания. Применение достижений

Теоретическое языкознание – отдел науки о языке, который изучает основные закономерности происхождения, развития, устройства и функционирования языка в тесной связи с проблемами философии, логики, антропологии, психологии и других смежных наук. Позволяет взглянуть на язык в целом. Это молодая наука.

Предмет: происхождение, развитие, строение, функционирование разных языков мира.

Общее языкознание – «зонтиковый» термин, который охватывает много других исследований.

Проблемы:

1. Сущность и функции языка (вопрос о соотношении в языке биологии, физиологии, психологии)

2. Происхождение языка

3. Проблемы и закономерности развития языка

4. Классификация языков

5. Изучение строения языков

6. Языковые контакты, их последствия

7. Методы изучения языка

В настоящее время основными прикладными сферами использования теоретических достижений языкознания являются:

- преподавание родного и иностранного языков в опоре на описание этих языков, сделанное лингвистами

- исследование истории народа и его культуры по данным языка

- расшифровка древних текстов

- лингвистическая идентификация личности по устной речи и почерку

- установление авторства и интерпретация смысла текста

- разработка новых систем связи

- создание эффектных рекламных текстов

- машинный перевод

- разработка систем синтеза и анализа речи для робота

- реабилитация людей, страдающих расстройством речи

- лингвистическая экспертиза текстов и пр.


 

№2. Теории происхождения языка

Сама проблема поставлена впервые в 18в. Ж-Ж Руссо. Возникновение языка – важная составляющая эволюции человека на пути от человекообразной обезьяны к гомо сапиенс.

Существует несколько традиционных гипотез происхождения языка:

1. Междометная (эмоциональная). Язык возникал из выкриков человека в процессе трудовой деятельности, охоты, под воздействием внутренних состояний и внешних обстоятельств.

2. Теория общественного договора. Принадлежит Руссо. Люди договорились, как они будут называть предметы.

3. Звукоподражательная теория. Подражание человека звукам природы, крикам животных, звукам, издаваемым самим человеком.

4. Жестовая теория. Звуковому языку предшествовал ручной язык – жесты, которые позже стали сопровождаться звуками.

5. Божественная теория (инопланетная). Отказывается от эволюции, в которой есть дыра. Возникновение языка без предпосылок.

6. Трудовая теория. Выстроена как философская на основе данных 19 в. Труд сплачивал людей. Совместные действия привели к возникновению потребности сказать что-то, следовательно, развивалась гортань и мышление. ТРУД-МЫШЛЕНИЕ-ЯЗЫК.

Все эти гипотезы имеют право на существование. Не выдерживает критики лишь теория общественного договора, так как непонятно, как люди, не имея языка, могли договориться. Эти гипотезы исходят из того, что у древнего человека не было языка вообще, и пытаются объяснить, как он вдруг появился. При этом не учитывается, что у человека уже была развитая коммуникативная система. Это позволяет ученым выдвинуть естественную гипотезу происхождения языка: язык сформировался из коммуникативной системы человекообразной обезьяны эволюционным путем. Стоит сказать, что все перечисленные гипотезы не перечат естественной, дополняют и раскрывают ее.

В 20в. появляются сомнения. Факты из антропологии. Останки в Африке – разделили прямохождение и труд (прямохождение – ключевой фактор говорения). Это способствовало развитию интеллекта и языка. Руки теряют силу – ее приобретает челюсть, появляются орудия труда.

Возникла идея макромутации (почему выпрямился человек). Радиоактивное воздействие.

Ученые решают проблему развития мозга. В мозгу ищут причину образования языка. Концепции:

1. Происхождение языка зависит от уровня развития мышления

2. Язык повлиял на развитие мозга.

В языке используется членораздельный звук, который взят у членораздельной мысли.


 

№3. Сущность и функции языка.

В повседневной жизни человек не задумывается над тем, что такое язык, каковы его признаки и функции. Это то, благодаря чему мы общаемся. Определений языка существует множество.

Язык – система знаков, имеющая коммуникативную функцию и исторически сложившаяся в обществе.

Есть определение через метафору. Язык – организм, который живет по всем правилам, присущим живому организму. ИЛИ Язык – творческое начало.

Ведутся споры: какова доля социальности и биологичности в языке? Сущность языка предполагает решение этого вопроса. Можно сказать, что язык социален, но он не отрицает биологических предпосылок.

Аргументы в пользу социальности:

1. Существует только в обществе, с рождения человека

2. Развивается с обществом, отражает стадии его развития

3. Реализуется только в обществе

4. Письменный

5. Информативная функция

6. Ненаследуемость

7. Общество влияет на язык

Биологическая составляющая языка:

1. Ген языковой способности

2. Связь языка и мышления, развитие интеллекта

3. Система органов дыхания, артикуляционные органы, особое строение мозга

4. Время говорения (когнитивный период – до 5 лет)

5. Способность к синтаксированию (рекурсивная способность – неограниченное использование языковых знаков).

Язык материален по отношению к мышлению и идеален по отношению к речи.

Функции языка. Под функцией в большинстве работ понимают основное предназвачение языка.В науке нет единства насчет количества функций и одной глобальной. Как правило, главная функция – коммуникативная. Ученые говорят о необходимости разграничивать функции языка и речи.

Язык – регулятивная, национально-культурная, познавательная.

Речь – эстетическая, эмоциональная, магическая.

Еще один подход к функциям – с точки зрения выполнения в обществе:

- межнационального общения

- литературного языка

- общения межнациональных меньшинств

Еще функции:

- дейктическая (указание)

- номинативная (название)

Количество функций увеличивается.

1. Когнитивная (познавательная) – приобретение, накопление и хранение социально-культурного опыта человечества. Язык – форма памяти человечества и средство познание.

2. Способность выражать мысли. Это сущность языка, не только функция.

3. Эмотивная (экспрессивная). Язык помогает выражать чувства (эмоции, а потом чувства). Обеспечивает психическое здоровье человека.

4. Регулятивная – язык как средство изменения поведения (больше имеет отношение к коммуникативной)

5. Фатическая (контактоустановочная) – сигнал, что мы кого-то видим, сигнал человека в своем окружении.

6. Директивная – выражение воли.

7. Символическая – речевое воздействие на человека косвенным смыслом фраз.


 

№4. Аспекты языковой деятельности

Одни проявления языка материализованы, чувственно воспринимаемы, другие протекают в мозгу человека и недоступны для органов чувств других людей. Молчащий, не участвующий в процессе речи человек, но слушающий других и обдумывающий, намеревающийся сказать что-то, речемыслительная деятельность в его сознании все равно протекает.

Речемыслительная деятельность – процессы мышления и речи, выступающие как принадлежность сознания человека. У людей, говорящих на одном языке, важные элементы системы языка и правила их употребления одинаковы, однако в устной и письменной речевой деятельности каждого человека есть индивидуальные отличия: манера речи, тембр голоса, громкость речи пр. РМД – явление многостороннее и многоаспектное.

Разные лингвистические школы обращались к этой проблеме, при этом обозначая предмет своего изучения разными терминами – речевая деятельность, языковая деятельность, процессы говорения и т.д. Иногда термины совпадали, иногда в них вкладывалось различное содержание.

Штейнталь различал: речь, способность говорить, языковой материал, язык. Соссюр разграничил практически такие же аспекты: язык, речь, речевую деятельность, но под языком он понимал не совокупность языкового материала одного народа, а систему знаков, хранящуюся в мозге человека, под речью – индивидуальное говорение. Главным делом лингвистов он считал изучение языка.

Левицкий обратил внимание на то, Соссюр в действительности выводил язык и речь из речемыслительной деятельности, показывая этим их единство.

Для разграничения языка и речи было предложено несколько теорий. Несколько подходов:

1. Гносеологический (от теории познания). Антиномии:

- общее (я) – частное (р)

- абстрактное – конкретное

- содержание – форма

- необходимое – случайное

2. онтологический (естественно-научное рассмотрение):

- психическое (я) – физиологическое (р)

- сознание – мышление

- инвариант (постоянное) – вариант (изменение)

- система – текст (функция)

3. прагматический:

- социальное (я) – индивидуальное (р)

- узуальное – окказиональное

- порождающее устройство – процесс его функционирования

Троякое разделение Щербы:

1. Речевая деятельность (говорение и понимание)

2. Языковая система (словарь и грамматика)

3. Языковой материал (тексты, рукописи, книги)

Это членение проводит четкую границу между процессом говорения – понимания и его результатом – языковым материалом. В его концепции эти аспекты слиты в одном – речь.

Сейчас тройное деление ЯЗЫК-РЕЧЬ-ТЕКСТ

Речь – наиболее многозначна, используется в разных науках (учитывая значение термина). Хомский называл языковой способностью совокупность психических и физиологических особенностей, обеспечивающих производство и понимание речи.

Большинство современных ученых признают наличие глубокой связи между языком и речью.

Способность человека к речемыслительной деятельности ученые называют врожденной, физиологической основой, обеспечивающей саму возможность как речевой, так и мыслительной деятельности, освоения системы языка, процесса создания текста. Все аспекты речевой деятельности существуют в единстве.


 

№9. Национальная специфика языка и мышления. Теория языковой относительности

Проблема национальной специфики языка возникла в работах Гумбольдта в связи с идеей влияния языка на мышление. В 20в. возникла теория самостоятельной лингвистической относительности, созданная Сепиром и Уорфом.

Согласно ей каждый язык дает народу свою картину мира, навязывает свое мировоззрение. Мышление – производная языка. Грамматика и логика меняются от языка к языку.

С этими учеными связывают лингвистическую детерминацию. Их идеи возникли на основе изучения языка американских индейцев. В нем нет целых языковых категорий (н-р, времени или пространства). Нет в этом языке и грамматических, лексических показателей.

После Сепира и Уорфа другие ученые выяснили, что индейцы передают сообщения жестами или оборотом «на какой луне». Если этих категорий нет в языке, значит их нет и в мышлении.

Встает вопрос: есть ли национальное мышление. Стоит различать мышление – сознание - менталитет (совокупность когнитивных аспектов, характерных для определенных групп людей). Весь мир категорируется языком, а не мышлением.

С этим вопросом связано понятие картины мира. Ученые различают несколько видов:

- непосредственная (прямое познание исторической действительности). Отражает когнитивный опыт человечества;

- языковая (знания в единстве языка).

Языковые единицы ограничены в семантике. Мышление имеет неограниченные возможности для познания действительности, но ограниченный набор языковых средств для выражения познанного. Содержание мышления не равно содержанию языка. <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: