Приехали на станцию Суоярви на 350 поезде Санкт-Петербург-Костомукша в 0:05. От платформы до места сбора байдарок на берегу около 450 метров. Чтобы попасть на берег нужно перейти ж/д полотно и по дороге с восточной стороны обойти Суоярвский хлебокомбинат, вы окажетесь на поляне, напротив разрушенного моста на остров Любви. Здесь мы и собирали байдарки. Хоть это и ночь, было достаточно светло, фонариками не пользовались. В 4:20 отплытие. Шли в режиме 50/10. За два перехода прошли около 9 км по озеру Суоярви на юг и остановились на завтрак. Островов на озере много, ориентировались по компасу и правому берегу. Стоянка – пляж, залив, место для костра. Стоянку, почти не искали, все оказалось именно там, где по времени пора было останавливаться. После завтрака – отдых, сон (2 часа). Отплытие назначили на 10, но вышли только в 10:20. Еще за два перехода прошли около 9 км и дошли до края озера (остров Муравьиный) у истока реки Суойоки, где в 12 часов остановились на обед. Весь день было ясно, ранним утром – штиль, к обеду - легкий ветер не более 3м/с. В 14:40 отплытие, двигаемся по реке Суойоки. В устье реки встречается первое препятствие – сужение и камни в русле, чуть замедляем скорость и проходим, сохраняя интервал между байдарками, позволяющий видеть траекторию впереди идущих и иметь возможность выбрать другой вариант движения, если впередиидущие сядут на камень. Через километр после автомобильного моста, под ЛЭП встречается следующее препятствие – порог Куст.
Порог короткий, весь просматривается и с воды. Но река широко разливается, по всей ширине настолько мелко, что не пройти. Глубокое русло только под правым берегом в обход мыса из густого кустарника Правый берег, заросший и, чтобы рассмотреть траекторию движения выходим на просмотр по левому берегу. Фотосъемку производили тоже с левого берега, издалека. Чтобы пройти и не сесть на камень, приходиться несколько раз делать довольно резкие повороты. В случае аварии, приходится вылезти из байдарки и, сняв ее с камня, снова сесть и продолжить движение. Проходим порог по одной байдарке. Вперед отправили самых легких и техничных. Первая прошедшая порог байдарка становиться на страховку с воды, сразу за кустами.
|
Далее на реке до порога Грива встречается еще шиверы и два и н/к порога. Прохождение не вызывает затруднений, один порог запомнился деревянной ракетой на берегу. Второй порог у острова, от него виден мост, который находится уже за порогом Грива, но до порога Грива мы еще не дошли. Остров обходим по правому рукаву, левый мельче. К 17-ти часам мы дошли до запланированной стоянки перед порогом Грива. Стоянка небольшая, рыбацкая, места под платку мы, конечно, нашли, но бывает и лучше. За час разгрузились и поставили лагерь. С 18 до 19 тренировались на пороге. Одну байдарку обнесли для страховки остальных с воды. Просматривать порог, обносить байдарки лучше по правому берегу.
Порог начинается быстриной в сужении реки, левая часть русла глубже, по ней и следует идти, в правую часть русла врезаются перегораживающие путь гряды камней, затем по правому берегу – суводь и новая гряда камней, а основная струя переходит к центру реки и падает сливом, пологим справа и крутым слева, оба слива – не прямые. По нашему (среднему) уровню воды крутой левый слив был невысокий и пенный котел за ним был мягким, байдарку с малой собственной скоростью движения он слегка притормаживал, поэтому проходили его, разогнавшись. На тренировке проходили и по центру реки, где важен был точный заход.
|
Схема - сделанная нашими предшественниками в июне 2012 года и вид на порог в очень высокую воду с картографического сервера bing maps (2018).
Группа на фоне порога Грива.
Порог Грива, вид вниз по течению. Порог Грива, вид вверх по течению
Тренировка на пороге Грива.
Экипаж Маркевич-Фыгина. Экипаж Плехов-Сергеев
Июня 2018 года (Маркевич)
День был пасмурный. Начиная с 5 утра, временами шел дождь. В 9:45 на воду вышла последняя байдарка, ожидая её, остальные играли в пятнашки бутылочкой в разливе реки ниже порога Грива. После ж/д моста шиверы не было, затем встретились две локальные шиверы. Через 3км от стоянки встали на перекус перед автомобильным мостом, чтобы сходить в магазин в посёлок Суоёоки за хлебом. «Суойокский каскад» начался за 100м до автомобильного моста. Это длинный (около 400м) бурный шиверистый участок. В 12:30 продолжили прохождение шиверы, которая заканчивается в повороте реки. Шивера не имеет
определенной лини движения. Все шли по-разному, все цепляли камни, аварийных ситуаций не было, байдарки целы. Ниже в реку впадает левый приток – река Тарасйоки, с этого места река называется Шуя (в переводе - глубокая). До порога Медвежий река широкая, полноводная, спокойная. В 13:10 вышли на высокий левый берег для просмотра порога Медвежий. Длина порога 400 метров. Выбрали линию движения: заход чуть правее центра, далее по прямой, чистой, ярко-выраженной струе, за ней стоячие валы не выше 1м и выходная шивера. Первыми проходили две байдарки (взаимостраховка). Они остановились в суводи под правым берегом сразу за порогом и из этой суводи и осуществляли страховку остальных. Фотосъемка с левого берега.
|
После порога Медвежий за три перехода по 50 минут прошли около 13 километров. Препятствия (порог Древний Мост, порог Луки и порог Орленок) простые, интереса не представляли, проходили сходу. В 16:30 остановились на обед, погода прояснялась. Когда в 19:00 мы продолжили движение по маршруту, уже было ясно. За переход дошли до озера Шуясалми, но на повороте реки, где мы планировали встать – территория застроена. Ниже по течению стоянок не было. В поисках стоянки мы прошли еще один переход в 5км и встали на ночлег за 3 км до Хаутаваарских мостов.
Июня 2018 года (Фыгина)
Погода в этот день была ясной. Ветер был юго-западный 5м/с порывами до 13 м/с и, когда река поворачивала на юго-запад, эти порывы существенно усложняли движение вперед.
Первым препятствием в этот день был перекат на обходе острова на 5 км ниже Хаутаваарских мостов. Сразу за этим перекатом над рекой проходит ЛЭП, обозначенная на карте. Перекат весь просматривается с воды. Проходили по одному экипажу. Страховку второго и последующих осуществляли с воды, из суводи ниже переката.
Еще через 2,5км подошли к порогу Цапфовский. Уровень воды был таким, что порог стал простым, все препятствия ближе к правому берегу, а под левым берегом по внешнему радиусу – чистый судовой ход. Просмотр с воды, страховка с воды. После порога Цапфовский река поворачивает на юго-восток и сужается, скорость течения заметно увеличивается. Затем река делает S-образный поворот, после которого через 700 метров выходит к высоким берегам порога Сизовский. Если считать от момента выхода со стоянки, то до Сизовского мы дошли за три перехода по 50 минут, пройдя 13,5 км.
И справа и слева от порога высокие берега с красивыми стоянками, обносить байдарки удобнее по левому берегу, к нему мы и пристали. Обнос, перекус и просмотр порога заняли один час.
Через 2,3км от порога Сизовский – порог Островной, дошли до него за 30 минут и в 15:00 были на месте. На высоком острове у порога остановились на ночлег. С 18:00 до 19:30 состоялась тренировка на пороге. Мы разбились на экипажи отличные от тех, в которых шли весь поход.
Для тренировки использовали только байдарки «Свирь». Желтая – для осуществления страховки с воды ниже порога из ближайшей суводи по центру реки. Три других байдарки обносили после прохождения через остров наверх. Порог пробовали пройти по различным траекториям, сравнивая ощущения.
На этом пороге, сверху не просматривается нижняя часть порога из-за падения высоты. Поэтому сигнал о том, что можно начинать движение передавали от страховочной байдарки сигнальщику на берегу, а дальше стоящей на старте байдарке.
24 июня 2018 года (Андреева)
Вышли на маршрут в 9:30. Погода была пасмурная, временами шел моросящий дождь. Первые 12 километров от пор. Островной до Игнойльской ГЭС прошли за два перехода по 50 минут. Причалили к правому берегу перед ГЭС в том месте, где с реки видна дорога. Затем, пройдя по дороге в сторону ГЭС, мы увидели причал перед самой плотиной, вернулись, обошли на байдарках первый мост и стали обносить вещи по дороге уже оставшиеся 200 метров вместо 400. После обноса, перед отплытием сделали перекус и продолжили движение по маршруту. Через 20 минут подошли к табличке о погибших в пороге Кеняйкоски на левом берегу, с этого места идет тропа просмотра вдоль порога. Ушли на просмотр. Длина порога примерно 800 метров. Порог можно разделить на три части: входная шивера, основная ступень и выходная шивера.
Входная шивера – её проходили, траверсируя между левым берегом и центром реки, а затем, причаливали к правому берегу метрах в 50-ти от основной ступени.
Основная ступень – её мы обнесли по левому берегу, сразу ниже ступени удобная суводь. Рассматривая этот участок порога, пришли к выводу - чтобы пройти её нужно четко попасть в язык слива в центре ступени, хорошо видный на просмотре с берега и не видный с воды. Для этого надо, чтобы кто-то, например, страхующий с воды экипаж наводил проходящего порог.
Третью часть порога – выходную шиверу мы проходили обходя остров по левому рукаву. Заканчивается этот участок разливом реки.
Затратив на преодоление(вместе с просмотром) порога Кеняйкоски 1 час 20 минут продолжили движение по маршруту и через 1 км подошли к порогу Малый Валойне.
Ориентир перед порогом Малый Валойне – ЛЭП над рекой. Перед ней причаливаем и идем на просмотр по левому берегу. Место для чалки – не удобное, высокий обрывистый берег. А для просмотра берег удобен. Порог проходили по ярко выраженной основной струе в центре реки. Порог короткий, заканчивается высокими стоячими валами. Страхова ниже порога с воды.
За порогом река снова широко разливается.
Через 700 метров в следующем сужении реки – остров. Справа от острова мелкая, непроходимая протока. Справа – порог Сарикоски. На острове – оборудованная стоянка, здесь мы остановились на обед, подклеили мелкие дырочки на шкуре, просмотрели порог. Первым проходил порог экипаж Маркевич-Фыгина, их страховали с берега. Они страховали все остальные экипажи с воды ниже порога.
Порог проходили по струе образующей длинный язык по диагонали от левого берега к центру реки, эта струя упирается в обливные камни поперек русла, которые можно обойти и слева и справа. Экипажи шли по-разному. Аварий не было.
Через два километра от порога Сарикоски следующий порог. Порог Кумио. При различном уровне воды сложность этого порога меняется очень значительно. Порог находится в S-образном повороте реки. По нашему уровню воды на первом участке две бочки (прямая и косая), которые обычно перегораживают реку, выродились в два стоячих вала и не затрудняли движение.
На нижнем участке реки опасен прижим к правому берегу, но мощность струи уменьшилась и сила прижима соответственно тоже. Чтобы перестраховаться решили после первого участка заходить в суводь под правым берегом, собираться с мыслями, а после проходить второй участок. Страховка первого участка осуществлялась экипажем Костенко – Андреева с воды из большой суводи под правым берегом в середине порога. Страховка первого экипажа на первом участке – взаимостраховка (второй экипаж Георгиевкася-Попова шёл в итервале 40 метров). Страховка второго участка с берега.
У порога Кумио несколько больших стоянок на левом берегу: две у порога, и еще одна на высоком берегу ниже порога. Когда мы все закончили прохождение порога и накопились в расширении реки, было 19:20. На преодоление порога вместе с просмотром понадобился 1 час. В этом месте мы планировали встать на ночлег. Погода улучшилась – светило солнце. Эмоций во второй половине дня было много – четыре порога один за другим, а гребли мало. Мы решили погрести еще полчаса до 20:00 и встать на ночлег по времени, ведь впереди прямой 13-ти километровый участок реки без препятствий до поселка Соддер. Так и сделали. За полчаса прошли 3 км и на повороте реки встали на стоянку на правом берегу реки. Стоянка эта была бы идеальной, при уровне воды на полтора метра выше нашего, а так обнажился обрывистый берег и вязкое глинистое дно.
Июня 2018 года (Сергеев)
Вышли на маршрут в 9:20 и за два перехода по 50 минут дошли 10км до поселка Соддер. Препятствий на этом участке реки не было. Мельничный порог на реке отсутствовал, на берегу была база отдыха с таким названием и мельницей. Наплывной мост в поселке Соддер убрали и построили новый подвесной. В поселке Соддер зашли в продуктовый и хозяйственный магазин, купили хлеб и мороженое. К магазину можно подплыть очень близко, для этого надо зайти в правый приток - ручей Периайоки и подняться 100м вверх по течению и вы окажетесь у магазина. Здесь у причала не людно. Мы сделали перекус и в 12:30 продолжили маршрут. Вышли на Шотозеро. Дул легкий 3м/с юго-западный ветер, для нас он был попутным и за 1 час 40 минут мы прошли оставшиеся 10,5 км до места ночлега. Чтобы сохранять интервал не более 50м между байдарками приходилось часто останавливаться и ждать друг друга. К обеду мы дошли до песчаного пляжа на северном берегу Шотозера. После обеда отдыхали.
Июня 2018 года (Вдовина)
На этот день была запланирована дневка. Но на пляже было не очень уютно, дул ветер с озера, волна пригоняла много плавника и мусора со дна. Чтобы набрать воду для приходилось заходить по пояс и оставаться здесь рискуя, что ветер усилиться и усложнит наше дальнейшее движение по маршруту – не хотелось. Вышли на воду в 10:00 и, за три перехода обойдя вдоль северного берега Шотозеро, вновь вошли в Шую. «...Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...» На реке – заветрие, значительно теплее, но слепни одолевают. На послеобеденный отдых пришлось спрятаться в палатки. Отдыхали до 17 часов, затем, рассудив, что дневка – это просто резервный день на усталость, непогоду или какие-нибудь оказии. У нас же - все прекрасно, и лучше на пороги время больше оставить. Погребли дальше. Четыре перехода нам понадобилось, чтобы дойти до юго-восточного края Вагатозера, пройдя 12,3км. В 20:20 мы встали на ночлег, выбрав стоянку на входе в реку Шуя на левом берегу. Вечером мимо нашей стоянки вниз по реке прошла коммерческая группа на катамаранах собранных в один плот с мотором.
Июня 2018 года (Гаевская)
Наконец-то снова река с течением и порогами. В 10:00 вышли на маршрут и за два перехода прошли 13 км. Шивера «сад камней», название которой описывает её лучше любых других слов, порадовала нас. Весело было лавировать между камнями, а сев на мель, вылезать и проводить байдарку было не сложно, так как не глубоко и тепло. Порог Киндасовский прошли сходу, так как линия движения читается с воды. За поселком Киндасово остановились на перекус. В 13:30 продолжили путь и еще за четыре перехода по 50 минут прошли 20,5км и к 17:00 дошли до порога Большой Толли.
На этом участке реки были еще два порога Кутижимский и Питкакоски, они представляли собой длинные бурные шиверы со стоячими валами до 1 метра. Линия движения на этих порогах – многовариантна, что позволило нам проходить их без просмотра с интервалами между судами достаточными, чтобы не мешать маневрировать друг другу, но не очень большим, чтобы помочь в случае аварии. Первым шёл экипаж Костенко-Андреева, они принимали решение, где остановиться и ждать всех. Последним шел экипаж Поташева-Вдовина, исполняя роль замыкающих.
Перед порогом Большой Толли мы причалили к левому берегу и встали на огромную стоянку, сделали обед. Через час к этой же стоянки причалила коммерческая группа, мы подвинулись и все поместились.
К 19:00 мы все подготовили к тренировке на пороге, обнесли байдарку для страховки ниже порога. На пороге три проходимых слива, мы для себя выбрали самый простой, под левым берегом. Прошли порог на разгруженных байдарках и продолжили тренировку ниже порога, пытаясь выйти из суводи на струю, траверсируя струи, пройти как можно ближе под порогом на другую сторону реки. За час устали и к 20:00 закончили тренировку.
28 июня 2018 года (Попова)
К утру этого дня мы опережали запланированный маршрут на 33,5 км, а до конца маршрута оставалось 19,7 км и полтора дня.
Вышли в 10:00 и за один переход прошли 6 км до Сойвожпорога, который представлял собой шиверу. Вдоль всего порога по правому берегу идет тропа и берег позволяет проводить байдарку вверх по течению. Длина порога 300м, заканчивается он расширением реки с галечным пляжем по правому берегу. На пороге организовали тренировку. На базе «Поляны» взяли ворота и повесили их над рекой, для нас это оказалось сложнее самой тренировки. На это потратили все утро, сама тренировка началась только после обеда с 16:00 до 18:00. На тренировке проходили прямые и обратные ворота на время.
После тренировки разбирали, сушили, чистили и клеили байдарки. Упаковывать решили на следующий день, ночь и утро по прогнозу обещали без дождя. В этот день мы закончили активную часть маршрута, сообщив об этом в РМКК и спасателям. Почему мы закончили маршрут у Сойвожпорога на 13,7км раньше? Причин несколько.
- 160 км - минимальная протяженность маршрута 2 КС пройдены, пройдено даже большее расстояние – 175,7км.
- Заранее прибыть к концу маршрута и находиться в населенном пункте Виданы хуже, чем находиться у Сойвожпорога и сушить байдарки.
- На 29 июня обещали по прогнозу дождь и байдарки будут мокрые, а сушить их в городе будет некому, так как большая часть участников похода, сразу по возвращению уезжает на сборы к соревнованиям.
- На базе «Поляны» уже стоит автобус, водитель которого пообещал, что довезет нашу группу до вокзала.
Начало документа
ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Поход по реке Шуя, для основного состава группы стал третьим спортивным категорийным водным походом в их походной истории.
Первый – поход Iкс по Заонежью – в конце мая начале июня 2017 года в сложных погодных условиях (ветер, снег, дождь). Этот опыт позволил им не чувствовать дискомфорта из-за непогоды, обрести ярко выраженное желание пойти в водный поход не по озёрам, а на бурные речки.
Второй – поход Iкс по рекам Пулома и Воньга в конце мая начале июня 2018 года. В этом походе был обретен опыт уверенного прохождения бурных шивер и порогов шиверистого типа, но с погодой снова не повезло – холодно, мокро. Желание идти в следующий поход – не пропало, хоть разговоры о том, что «больше нам воды не надо» в группе и были.
Все очень надеялись на тепло, солнце и бурную воду. И поход по реке Шуя в конце июня, начале июля 2018 года оправдал надежды всей группы.
Уровень воды в порогах был таковым, что камни скрыл на достаточную для прохождения над ними глубину, а бочки и стоячие валы уже не такие мощные, как в высокую воду. Для нас препятствия стали проще, доступны для прохождения и менее опасны.