Представить основные положения теории Иванникова, показать, что она опирается, на основные положения психологии деятельности.
В советской психологии в рамках мотивационного подхода сформировалось представление о воле как о способности сознательно преодолевать препятствия, и это представление стало обладающим.
В мотивационно-деятельностной теории Иванникова воля определяется как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации".
То есть, по Иванникову воля – инструмент для преодоления препятствий, для преодоления борьбы мотивов. Она является частью мотивации и имеет узко конкретное назначение.
Следует различать понятия «воля» и «волевая личность».
Понятие воли вводится как понятие, которое признано объяснить особенности поведения (инициация действия, выбора цели, регуляции различных параметров).
Понятие волевой личности в большей мере вводится как обобщенное для обозначения эмпирически наблюдаемых особенностей человека и характеристик его поведения (степень настойчивости, энергичности, целеустремленности, решительности, упорства и пр,) Система этих качеств и степень их развития определяют уровень волевого развития человека, при чем каждое отдельное качество личности, проявляющееся в поведении, определяется множеством факторов и эти волевые качества не только выражаются в таких характеристиках поведения, как настойчивость в достижении целей, быстрота и решительность принятия решений, терпение при усталости или боли, но и сказываются на инициации действий.
|
Отечественный психолог В.А. Иванников предлагает следующие представления о механизме волевого поведения.
Вначале действие, которое не имеет достаточных для осуществления внутренних побуждений, принимается к осуществлению в силу влияния внешних причин, то есть по необходимости. Затем происходит изменение или создание дополнительного смысла действия. Для этого действие подключается к смысловой сфере личности. Оно соединяется с нравственными мотивами и ценностями. В этом проявляется связь мотивационно–смысловой сферы человека с его поведением. Чем больше нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется волевое действие. То есть основным механизмом волевого поведения, по предположению Иванникова, является «изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию».
Изменения смысла действия можно достичь следующим способами:
1) через переоценку мотива при обесценивании предмета потребности (К. Левин описал поведение мальчика, неожиданно для себя обнаружившего в комнате печенье. Мальчику хотелось съесть это печенье, но он знал, что его за это накажут. И тогда он убедил себя, что печенье черствое и невкусное и поэтому его не надо есть.);
2)через изменение роли и позиции человека в общности (отстающему школьнику поручают опекать младших ребят. Изменение позиции более старших школьников привело к тому, что учеба получила для них определенный смысл и они стали более упорно работать над ликвидацией пробелов в своих знаниях.).
|
3) через предвидение и эмоциональное переживание результатов действий (Например, поздно вечером вашему другу стало плохо, и чтобы ему помочь, нужно сходить в аптеку, а вам страшно, так как уже очень темно и поздно, но осознание того, что ему станет хуже, помогло вам решиться и сходить)
4) самостоятельное обращении к внешним символам, напоминающим о последствиях действий, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, в обращении к другим людям или божеству за поддержкой.
5) через соединение данного действия с другими более высокими мотивами (например, ответственность: старшим детям поручают нарезать бумажные полоски, а затем еще раз просят их нарезать для того, чтобы из них делать игрушки для маленьких детей. Результаты работы во втором случае резко меняются);
6) через воображение ситуации с новыми мотивами (вообразить, что действие выполняется в ситуации соревнования или например, уборка комнаты ради будущей игры в футбол или похода в кинотеатр).
Отсюда волевым считается человек, способный создавать дополнительные побуждения к действию путем изменения смысла этого действия.
Большие трудности имеются в понимании механизмов волевой регуляции.