Региональное сотрудничество в области прав человека.




 

Наряду со сложившейся системой универсального сотрудничества государств в области прав человека такая деятельность осуществляется и на основе региональных соглашений. Региональное сотрудничество дополняет формы универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях и более эффективно обеспечивает основные права и свободы человека.

Согласно ст. 52 и 53 Устава ООН, региональные организации должны были создаваться для мирного разрешения “местных споров”, а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности. Однако вскоре после принятия Устава ООН стали создаваться и организации, цель которых — защита прав и свобод человека на региональном уровне. Такие организации учреждены на всех континентах за исключением Азии.

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Старейшей региональной организацией является Совет Европы.[9] 4 ноября 1950 г. в Риме его членами были принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г. Спустя 25 лет после принятия Конвенции ее участниками стали все члены Совета Европы.

Однако ценность Европейской конвенции состоит не в зафиксированных правах и свободах, а в создании механизма их имплементации.

“Ценность Конвенции, — пишет французский ученый К. Ва-сак, — определяется фактически ее механизмом, а не правами, которые она защищает”. Впервые в истории человечества, подчеркивает он, существует международный механизм, который функционирует вне государства и “выражает общие ценности всего человечества”.[10] Этот механизм, по определению других ученых, является “уникальным, жизненным и развивающимся”.

Механизм рассмотрения жалоб, поданных в Комиссию, довольно сложный. Прежде чем принять жалобу к рассмотрению по существу, Комиссия должна удостовериться, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек 6-месячный срок после принятия решения на национальном уровне.[11] Не принимаются к производству анонимные жалобы, а также те, которые уже расследовались Комиссией или рассматриваются в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования (ст. 27). Комиссия не рассматривает жалоб, содержащих требования о признании прав, не перечисленных в Конвенции или же не признаваемых государствами-участниками. [12]

Созданный на базе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод контрольный механизм был в значительной степени результатом компромисса. В годы его создания члены Совета Европы не были готовы к отказу от части своих суверенных прав, переводу наднациональной защиты прав человека на более высокий уровень и предоставление индивиду права на прямой доступ в Суд. Сейчас такие условия созрели. 11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в суд. Этот протокол вступит в силу через год после того, как все государства — участники Конвенции согласятся с ним путем подписания и ратификации. Согласно протоколу Европейская комиссия по правам человека упраздняется и единственным органом будет Суд. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб будут решаться комитетами из трех судей. Это вызвано тем, что поток жалоб постоянно возрастает, особенно в связи с ростом членов Совета Европы, и комитеты смогут быстро и эффективно решать вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы интерпретации Конвенции, а также дела, переданные ей по требованию участвующих в споре сторон. Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы.

Любое государство, вступающее отныне в Совет Европы, должно не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россию приняли в Совет Европы, особенно важно привести российское законодательство и правоприменительную практику в полное соответствие с европейскими стандартами. Принятие России в Совет Европы несомненно ускорит этот процесс.

И наконец, чтобы избежать наплыва частных жалоб в Европейский суд, необходимы четко работающие эффективные механизмы защиты прав и свобод человека, а также система гарантий реализации принимаемых законов.

2. Хельсинкский процесс. Наряду с Советом Европы значительное место вопросы прав человека занимают в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это Совещание, которое объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, является наиболее представительной европейской региональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В конце 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Первый этап этой работы завершился 1 августа 1975 г. подписанием Хельсинкского Заключительного акта. Один из четырех основных разделов Заключительного акта, в котором были зафиксированы совместные договоренности стран-участниц на основании консенсуса, относится к гуманитарному сотрудничеству европейских государств и правам человека.

Хельсинкский Заключительный акт определил направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию, контакты между людьми. Он явился той основой, на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека.

В Парижской хартии для новой Европы предусматривалось создание Парламентской ассамблеи СБСЕ[13], в которую должны войти члены парламентов всех государств-участников. В рамках этого парламента могли бы быть созданы специальные органы с полномочиями рассматривать отдельные нарушения основных прав и свобод человека и принимать обязательные по ним решения.[14]

3. Межамериканская конвенция по правам человека. Интеграционные процессы, происходящие на Европейском континенте, уникальны. В других регионах мира они еще далеки от европейских. Межамериканская конвенция по правам человека, которая была принята 20 ноября 1969 г. на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике, во многом скопирована с Европейской конвенции. Лишь 12 из 19 латиноамериканских государств, участвовавших в конференции, подписали этот документ1. Не поставили своей подписи под Конвенцией и США.

Потребовалось почти 10 лет, чтобы 11 государств ратифицировали ее, она вошла в силу в 1978 г. На 1 января 1994 г., т. е. 25 лет спустя после принятия Конвенции, все еще не все государства, входящие в Организацию Американских государств (ОАГ), ее ратифицировали.

Перечень прав и свобод, провозглашенный в Межамериканской конвенции, ограничен лишь традиционными гражданскими и политическими правами.

Многие западные ученые признают нереалистичность этого документа, хотя все перечисленные в нем права “срочно нуждаются в международной защите”. Функционирование региональной системы защиты прав человека, созданной на основе Межамериканской конвенции по правам человека, свидетельствует о ее неэффективности, определяемой нестабильностью политических режимов в ряде государств данного региона.

 

 

Заключение:

Таким образом, мы рассмотрели наиболее общие положения международно-правовых актов о правах человека и гражданина. Цель их создания - это направление деятельности, сфера регулирования и собственно сами права и свободы человека и гражданина.

Деятельность этих международных деклараций, соглашений адресована на безусловное установление приоритета социальных и личных прав, свобод и обязанностей индивида над политическими и общегражданскими. И трактовка, и применение в жизнь указанных прав должны складываться не из государственных соображений, или их временных интересов общества, а из универсальных принципов гуманизма, из самой человеческой природы, сущности. Признание перечисленных прав и свобод, а также создание всех возможных условий для их полной и всесторонней реализации есть обязанность, долг государства. В противном случае невозможно всестороннее совершенствование личности и, следовательно, ее участие в развитии страны, в делах государства.

При рассмотрении данной тематики позволяет сделать вывод о том, что главное не привести нормы российского законодательства сообразно зарубежным правовым канонам, не установить абсолютный приоритет иноземных правил над отечественными, а создать «живую», взаимодействующую систему мирового, общеприменительного и общепризнанного права, основанного исключительно на гуманных принципах.

Кроме этого, анализ международно-правовых актов о правах человека и

гражданина позволяет сделать вывод о том, что они несут двоякую функцию:

1) являют собой единый «скелет» нормативных правил для любого

государства, имеющего демократическую сущность;

2) представляют собой связующие звенья для правовых систем

мира.

Список литературы:

1.Конституция РФ. 12 декабря 1993.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.

3. Постановление Европейского суда по правам человека. // Российская газета от 24 апреля 2003.

4. Регламент Европейского Суда по правам человека. // Российская Юстиция № 5, 2002.

5. Глотов С.А., Петренко Е.Г. Права человека и их защита в Европейском суде. М., 2000.

6. Эрделевский А.М. Обращение в Европейский Суд. М., 1999.

7. Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С.Кривчиковой. −2005.

8. Гетьман- Павлова И. Международное право: Учебник. М., 2008


[1] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. –М., 2000. – С. 112 – 122. [2] Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ. - М., 1996. – С. 19 – 21.

[3] Европейская конвенция прав и свобод человека. 3 сентября 1953г.

[4] Классифицировано согласно установкам учебника: А.В. Малько, С.А. Комаров. Теория государства и права. – М., 1999. – С. 306 – 311.

[5] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999.

[6] Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ.- М., 1996. – С. 19 – 21.

[7] Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ.- М., 1996.

[8] Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.

[9] Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М., 1992.

[10] См. там же

[11] Эрделевский А.М. Обращение в Европейский Суд. М., 1999.

[12] Европейская конвенция прав и свобод человека. 3 сентября 1953г.

[13] Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. М., 1989. С. 50—51.

[14] Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ. 30 января 1992 г.//Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1993. С. 393—398.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: