История дидактики свидетельствует о наличии, по крайней мере, двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Герберт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно – ориентированная дидактика (Дж. Дьюи), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях [20].
Рассмотрим основные различия этих двух систем в приведенной сравнительной таблице 1 и 2, которая была разработана сотрудниками кафедры педагогики ООИПКРО.
Таблица № 1
Традиционное обучение | Личностно – ориентированное обучение |
«Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности» [6; 25]. | «Личностно – ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» [9; 55]. |
Образное понимание обучаемого: «человек – глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы. | Образное понимание обучаемого: «человек – семя» - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств. |
Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель. | В центре процесса обучения – ученик. |
Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят. | Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение». |
Ведущая деятельность процесса обучения – преподавание. | Ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания. |
В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» – стандарт. | В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников. |
Общественные интересы ставятся выше личных. | Признается высшая самоценность личности ребенка. |
Учитель вместе с учебником являются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания. | Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения |
Таблица № 2
Учебно-дисциплинарная (авторитарная) модель обучения | Личностно-ориентированная модель обучения |
1. Формирует удобный тип личности. 2. Монолог учителя в учебно-воспитательном процессе (объектность ученика). 3. В обучении происходит взаимодействие ребенка с учебным материалом. 4. Отношения взрослого и ребенка находятся в плоскости назидания, контроля и осуждения. 5. Ученик поглощает информацию. 6. Совместная деятельность учителя и ученика - совокупность параллельных (непересекающихся) линий. 7. Школа ориентирована на процесс усвоения ребенком заданного учебного содержания и игнорирует реальную жизнь ребенка среди других детей и взрослых. | 1. Создает условия для развития и саморазвития творческой личности. 2. Диалог педагога и воспитанника в учебно-воспитательном процессе (субъектность всех участников процесса). 3. В обучении происходит личностное взаимодействие (личностно - ориентированное обучение). 4. Отношение взрослого и ребенка основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке. 5. Ученик не только поглощает информацию, но отбирает ее, систематизирует, анализирует и вырабатывает новую. 6. Совместная деятельность учителя и ученика - единая линия. 7. Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения ребенка и учитывает реальную жизнь ребенка и индивидуально-типологические особенности и возможности. |
В таблице 1 представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.
Таблица 1
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.
2. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное!
3. Деятельность ученика: ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.
4. Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик – лицо второстепенное.
1. Целеполагание. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диолог: учитель-ученик.
2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.
3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
4. Отношения «учитель – ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.