У нас уже есть свои национальные идеи, и все они изложены в Конституции РФ. 9 глава




 

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <1> закрепляет права полиции проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске; доставлять граждан, т.е. осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, - средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам, и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

 

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> предоставляет органам внутренних дел, Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки, государственной охраны право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

 

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" <1>, в частности, предоставляет федеральным органам государственной охраны право задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах пребывания объектов охраны; использовать в служебных целях транспортные средства организаций и граждан для преследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении; беспрепятственно входить в жилые помещения граждан (об этих случаях, если вхождение в помещение происходит против воли граждан, органы охраны обязаны уведомить прокурора в течение 24 часов); временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" <1>, в частности, предоставляет войскам национальной гвардии право доставлять граждан в органы внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших установленные правила; производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. 1). Ст. 4159.

 

Кроме того, ограничения прав и свобод предусмотрены в Федеральном законе от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" <1> и в Федеральном законе от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" <2>, получивших в СМИ наименование "антитеррористический пакет законов депутата Государственной Думы И.А. Яровой и члена Совета Федерации В.А. Озерова" <3>. Так, например, изменения, устанавливающие запрет, во-первых, на размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением прямо оговоренных Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" случаев, во-вторых, на "перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности", были внесены положениями ст. 14 Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ в ст. ст. 17 и 22 Жилищного кодекса РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2016. N 28. Ст. 4558.

<2> СЗ РФ. 2016. N 28. Ст. 4559.

<3> См., например: Иванов М., Самохина С., Корченкова Н. и др. Террористов будут лишать и не пускать // Коммерсантъ. 2016. 8 апреля. С. 1; Кодачигов В., Ищенко Н. Закон Яровой может стоить логистическим компаниям 180 млрд. рублей // Ведомости. 2016. 13 июля.

 

Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46), в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

Что такое правовой статус личности?

Назовите принципы, на которых строятся основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Разъясните, что означает принцип полноты прав и свобод личности.

Какова взаимосвязь прав и обязанностей человека и гражданина?

Каковы могут быть основания для ограничения прав и свобод?

Перечислите формы ограничения прав и свобод человека.

Какие права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены ни при каких условиях?

 

Глава 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫИ ОБЯЗАННОСТИ

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

§ 1. Классификация конституционных прав и свобод

 

Человек, его права и свободы занимают центральное место в Конституции РФ. Их признание, соблюдение и защита - цель и задача существования государства.

В любом демократическом обществе права и свободы гражданина, а также его обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он - средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства <1>.

--------------------------------

<1> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 160.

 

Всеобщая декларация прав человека (преамбула) считает закрепление в основных законах прав и свобод человека и гражданина "основой свободы, справедливости и всеобщего мира". Российская Федерация в полной мере признает общепринятые международные стандарты. Исторически принятая в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, впервые закрепившая права и свободы человека и гражданина в современной концепции, стала частью новой Конституции РФ (ч. 1 ст. 17). Права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми (ч. 2 ст. 17), непосредственно действующими (ст. 18), данными ему от рождения (ч. 2 ст. 17), признаются высшей ценностью (ст. 2) и не носят исчерпывающего характера (ст. 55). Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина, некоторые из них являются новыми в нашем законодательстве, а также впервые закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст. 2).

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации (ст. 19).

Перечень прав и свобод, закрепленный в глава 2 Конституции РФ, состоит из 48 статей и учитывает в полном объеме требования международного права в отношении прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на личные (гражданские), социально-экономические, политические, культурные.

Доктрина конституционного права выделяет три поколения прав относительно их возникновения и закрепления в известных декларациях и основных законах: политические, гражданские (личные) права; социально-экономические права; коллективные права. Разделение прав и свобод носит условный характер.

Как отмечает Н.И. Матузов, в отечественной литературе справедливо критикуется концепция иерархии прав по степени их значимости. В частности, указывается на "зигзаги восприятия роли социально-экономических прав", попытки объявить их "социалистическим изобретением", неизвестным "цивилизованным странам". Эти права якобы лишены качества "юридических возможностей, защищаемых судом". Более мягким вариантом выступает нивелирование роли социально-экономических прав. Однако "вряд ли оправдано такое противопоставление прав - все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. N 4. С. 23 - 35.

 

В Конституции РФ наряду с правами и свободами человека закрепляются права и свободы гражданина. Основания существования двух этих категорий вытекают из содержания понятий: права и свободы человека существуют независимо от государства, не требуют государственного закрепления, эти права неотчуждаемы, права и свободы гражданина связаны с конкретным государством, находятся под защитой этого государства (нельзя забывать, что статус гражданина имеют не все лица, соответственно, они формально лишены прав и свобод гражданина).

 

§ 2. Личные права и свободы

 

Перечень прав и свобод в Конституции РФ открывается личными (гражданскими) правами: право на жизнь (ст. 20), достоинство личности (ст. 21), свобода и неприкосновенность личности (ст. 22), тайна частной жизни и коммуникаций (ст. ст. 23, 24), неприкосновенность жилища (ст. 25), право на культурную самоидентификацию (ст. 26), свобода передвижения и поселения (ст. 27), свобода совести и вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова (ст. 29).

Личные права и свободы являются неотчуждаемыми, присущими каждому от рождения, не зависящими от наличия или отсутствия гражданства.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20).

Конституция РФ в ч. 2 ст. 20 допускает смертную казнь впредь до ее отмены в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Согласно Конституции РФ смертная казнь допускается как мера наказания только за особо тяжкие преступления против жизни и по закону она не применяется к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, женщинам, а также к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 лет.

В действующем Уголовном кодексе РФ эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления.

Вместе с тем в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы были взяты международные обязательства немедленно ввести мораторий на применение смертной казни и законодательно ее отменить в течение трех лет. 16 мая 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Последняя смертная казнь в Российской Федерации была приведена в исполнение 2 сентября 1996 г. С этого момента приговоренным к смертной казни она фактически заменяется на пожизненное заключение, и приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.

При этом законодательно смертная казнь в нашей стране так и не была отменена. Вначале Президент РФ заблокировал исполнение смертной казни, отказавшись рассматривать ходатайства о помиловании осужденных, затем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П признал неконституционным вынесение смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Президентом РФ были помилованы все лица, приговоренные на тот момент к смертной казни (с заменой на пожизненное наказание или 25-летние сроки).

Несмотря на то что Российская Федерация до сих пор не ратифицировала подписанный ею 16 апреля 1997 г. Протокол N 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. <1>, а также на введение с 1 января 2010 г. суда присяжных на всей территории Российской Федерации, 19 ноября 2009 г. Конституционный Суд РФ своим Определением N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П" указал, что мораторий на смертную казнь продлен до ратификации Российской Федерацией Протокола об ее отмене.

--------------------------------

<1> Российская Федерация должна была подписать его в течение одного года с момента вступления в 1996 г. в Совет Европы.

 

То, что Протокол N 6 до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией, не препятствует его фактическому исполнению, так как в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если оно выразило согласие на обязательность для него договора, и до вступления договора в силу.

Таким образом, в настоящее время смертная казнь в Российской Федерации не применяется <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Виноградова П. Правовая природа моратория на смертную казнь // Уголовное право. 2015. N 1. С. 22 - 27; Васильев А.М. Смертная казнь в России: высшая, исключительная мера наказания, устрашение или политика? // Юридические исследования. 2013. N 4. С. 159 - 195; Насонова Г.С. Уголовно-правовые аспекты применения моратория на смертную казнь // Проблемы теории и практики обеспечения безопасности общества и государства: уголовно-правовые аспекты: Сборник научных докладов по итогам межвуз. науч.-практ. конференции (10 апреля 2013 г.). Орел, 2013. С. 160 - 164; Коняев С.А. Мораторий на применение смертной казни в России: конституционно-правовой аспект // Вестник Воронеж. гос. ун-та. 2011. N 1 (10). С. 70 - 78; Сотсков Ф.Н. Вопросы смертной казни в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Правовые механизмы модернизации России: Сборник статей по материалам науч.-практ. конференции "Молодежь и социальная модернизация России: инновационная миссия и гражданская активность" (21 апреля 2011 г.). М., 2011. С. 142 - 145.

 

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности: запрет на пытки, насилие, другое жестокое или "унижающее человеческое достоинство" обращение или наказание, проведение над человеком без его согласия медицинских, научных или иных опытов (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).

Достоинство личности неоднородно, оно реализуется через набор тех личных прав и свобод, которые в конкретном обществе гарантируются каждому человеку.

Из права на жизнь и права на достоинство личности органично вытекает право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ): от физического или психического принуждения (физическая и духовная неприкосновенность), на свободу действий и принятия решений, возможность располагать собой и не находиться под контролем, свободу человека по своему усмотрению перемещаться в пространстве (свобода перемещения). Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность является прежде всего ограничение свободы действий и перемещения в результате прямого физического или психического принуждения (насилия).

Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения.

Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность означает, что человек не может быть лишен свободы и заключен под стражу по произволу власти.

Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения.

Конституция РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с федеральным законом на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23).

Конституция РФ (ст. 25), гарантируя каждому право на неприкосновенность жилища, предусматривает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией РФ свободу мысли и слова.

Дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является установленный Конституцией РФ запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Только согласие лица является тем единственным условием, при котором возможна работа с информацией о нем (ст. 24).

Международным стандартам соответствует закрепление в Конституции РФ права каждого на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации, а также право граждан свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27). Ограничение этих прав допускается только на основании федерального закона.

В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно Конституции РФ право на свободу передвижения состоит из двух основных элементов: первый - это право для каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться по ее территории и выбирать место жительства; второй - право выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Россию.

Нормативное содержание названного конституционного права включает:

1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации;

2) свободу выбора места пребывания;

3) свободу выбора места жительства.

Право на выбор места жительства предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо являясь его собственником, либо на основании договора найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право на свободный выбор места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым.

Закон устанавливает также определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства.

Часть 2 ст. 27 Конституции РФ говорит о праве каждого свободно выезжать за пределы страны и о праве граждан свободно возвращаться в свою страну. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 2009. N 26. Ст. 3123.

 

Закон разделяет правовое регулирование порядка въезда и выезда для граждан и иностранных граждан и лиц без гражданства. Право гражданина на выезд из Российской Федерации теперь может быть ограничено по ряду оснований, перечисленных в указанном Законе.

В частности, ст. 15 Закона говорит о возможности временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, при том что указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством РФ. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания воинской службы или альтернативной гражданской службы;

3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса, на срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

Существенной новизной отличается норма Конституции РФ, согласно которой каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность и никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). Важной гарантией национального равноправия является предусмотренное Конституцией право каждого на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке (ч. 2 ст. 26). Одновременно устанавливается, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 <1>, к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрет на внесение в паспорт сведений, не предусмотренных Положением.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.

 

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, поскольку Конституция РФ (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности.

Значительно шире, чем это делалось ранее в конституционном законодательстве, формулируется Конституцией право на свободу совести (ст. 28): каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения федерального закона.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" <1> не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения к религии и иных обстоятельств закреплено в ст. 19 Конституции. Поскольку религиозная принадлежность человека не имеет правового значения, не допускается в официальных документах о личности, анкетах при приеме на работу, других документах наличие требования об указании национальной принадлежности человека.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

 

Свобода вероисповедания включает в себя и свободу создания религиозных объединений в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях".

Закон дополнительно включил право каждого свободно менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.

Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Федеральный закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону.

Поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни.

Статья 14 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как светское государство, в котором нет обязательной государственной религии, а существующие на территории России объединения равны и не являются государственными.

Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Вместе с тем в последнее время неоднократно поднимается вопрос о необходимости введения преподавания основ и истории традиционных религий в школах.

Перед государством и обществом стоит непростая задача сохранить такую основу конституционного строя, как светский характер государства, а также свободу атеистического выбора, но при этом не нарушить гармонии между традиционными для России религиями и не породить основания для новых конфликтов в этой чувствительной сфере. Необходимо дальнейшее открытое обсуждение этой проблемы и возможных решений с учетом мнения всех заинтересованных сторон, поскольку речь идет о переменах в сфере общего образования и культуры.

К числу гражданских прав Конституция РФ относит право каждого на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Одновременно установлено, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, и определяются юридические границы этого права: каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться федеральным законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается федеральным законом (ст. 29).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: