ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ




ТЕМА 1. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

ВОПРОСЫ

1. Соотношение социального и биологического в природе языка. Общественное сознание

2. Аспекты социальности языка

1) Социальная обусловленность происхождения языка;

2) Корреляция между формами исторической общности и формами бытования языка;

3) Социальная обусловленность формирования литературных языков и языковой нормы;

4) Корреляция между структурой общества и социальной, профессиональной, функциональной дифференциацией языка;

5) Социальные причины и факторы изучения языка.

6) Проблемы речевой культуры как проблемы социального применения языка;

7) Создание плановых языков как искусственных языков – посредников;

8) Прикладное языкознание как разработка механизма реализации языком социального заказа; НТР и язык;

9) Связь между уровнем культуры общества и уровнем развития языка, его функциями;

10) Язык как источник информации об истории цивилизации.

3. Атропоцентричность как принцип языкознания рубежа 20-21 веков. Язык как основной компонент «психосферы» человека. Понятие «языковая личность».

4. Социолингвистика как научная дисциплина. Социальная природа языка, его общественная функция, механизмы воздействия социальных факторов на язык. 5. Национально-языковая политика государства.

6. Языковая ситуация в странах изучаемого языка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов В.М. Об антропоцентрическом и системоцентрическом подходах к языку//ВЯ 1993, №3.

2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.,1979, гл.3

3. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // НДВШ. Филологические науки, 2000, №1.

4. Григорьев В.П. Культура языка и языковая политика//Русская речь,1990, №1.

5. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. М., 1977, стр. 254-282.

6. Кара-Мурза, С. Языковая политика РФ относительно русского языка в контексте государственных интересов// Проблемы общественного развития. 1998, №3-4.

7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность М.,1987.

8. Мечковская Н.Б. Языковая политика в типологическом освещении / Н.Б. Мечковская. Социальная лингвистика. М., 1996. – С. 117-127.

9. Рождественский Ю.В. Общественная сущность языка. / Ю.В.Рождественский. Лекции по общему языкознанию. М.,2000.

 

10. Серебренников Б.А. Общественное и индивидуальное сознание. Проблема объективного и субъективного в сознании/Б.А.Серебренников. Роль человечского фактора в языке. Язык и мышление. М.,1988.

11. Социолингвистика/ Новое в лингвистике. Вып. 7, М.,1975.

12. Степанов Ю.С. Язык и общество/Ю.С.Степанов. Основы общего языкознания. М.,1975.

ТЕМА 2. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

ВОПРОСЫ

1. Проблема определения понятия культуры. Типология культур.

2. Принципиальные подходы к определению связи языка и культуры: от их отождествления до сведения роли языка к чисто орудийной функции.

3. Онтологическое единство языка и культуры

1) В коммуникативных процессах;

2) В онтогенезе;

3) В филогенезе как база для методологического подхода к проблеме соотношения языка и культуры

4. Отражение связи языка и культуры в понятии «владение языком».

История понятия языковой/коммуникативной компетенции.

5. Неразрывное единство языка и национальной культуры как предмет лингвострановедения и как принципиальная установка в обучении языкам

6. Язык как средство трансляции культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990. стр. 18- 26

2. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // НДВШ Филологические науки, 2001, №1.

3. Воркачев С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация // Филологические науки, 2005. №4.

4. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе // Филологические науки, 2001. №1.

5. Гак В.Г. Язык как форма самовыражения народа//Язык как средство трансляции культуры, М., 2000.

6. Ицзинь Гу, Гохуа У. Язык и культура. Очерки по лингвострановедению // Русский язык за рубежом, 1993, №3.

7. Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социо-культурный аспекты//Язык, культура. Этнос. М., 1994.

8. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.

9. Мечковская Н.Б. Язык и культура/ Н.Б.Мечковская. Социальная лингвистика. М., 1996.

10. Тарасов Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры//Язык как средство трансляции культуры. М., 2000.

ТЕМА 3. ЭТНИЧЕСКОЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ ЯЗЫКА И ЯЗЫКОВ

ВОПРОСЫ

1. Соотношение этнического, языкового, антропологического принципов народонаселения.

2. Количество языков в современном мире. Причины разногласий по этому вопросу. Тенденции.

3. Признаков идентификации этносов. Понятие этнического и лингвистического самосознания.

4. Понятия «этноним» и «лингвоним». Этнонимы как источник информации об истории и культуре народа. Функции этнонимов. Конкретные примеры этнонимов.

5. Понятие экологии в лингвистике: история и содержание термина а) по отношению к отдельному языку, б) по отношению к положению языка среди других языков.

6. Проблема исчезновения языков: причины, факторы, последствия. Классификация языков по степени их жизнестойкости. Проблема исчезающих языков в постсоветском пространстве.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Данеш, Фр., Чмеркова. С. Экология языка малого народа//Язык. Культура. Этнос. М.,1994.

2. Мечковская Н.Б. Здоровые, больные, исчезающие, мертвые и возрожденные языки // Н.Б. Мечковская. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. Учебное пособие. М., 2001.

3.Силкин Б. Человечество теряет языки // Знание – Сила. 2000. №11.

4.Сковородников А.П. Лингвистическая экология: проблемы становления//НДВШ. Филологические науки. 1996. № 2.

ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫМИРА В РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ

ВОПРОСЫ

1. История формирования понятия картины мира. Типология картин мира.

2. Влияние идей Гумбольдта и неогумбольдтианцев на современные представления о национально-языковой картине мира.

3. Связь между типом языка и типом мышления.

4. Механизм и мера влияния языка на представление о мире в индивидуальном и коллективном сознании.

5. Участие единиц разных уровней системы языка в формировании национально-языковой картины мира.

6. Методы и приемы исследования национально-языковых картин мира.

7. Связь между понятиями национально-языковых картин мира и межкультурной коммуникации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Гумбольдтианство и современная концепция лингвистической дополнительности / Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров. Лингвострановедческая теория слова. М.,1980, стр.279-288.

2. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 2000, стр. 60-66, 100-107, 171-177 и др.

3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., часть 1, 1998

4. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998. С. 23-36.

5. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. Отв. ред. Б.А.Серебренников. М.,1988

6. Текст как отображение картины мира. Сб.н.тр.МГПИИЯ им. М.Тореза, 1989.

7. Уорф, Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку// В.А.Звегинцев. Общее языкознание. Хрестоматия. Часть 2,. М.,1960



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: