Тема: Определение конструктивных особенностей тележек грузовых вагонов
Цель работы: ознакомиться с устройством и характеристиками тележек грузовых вагонов
Задание:
1. Ознакомиться с назначением тележки вагона
2. Изучить конструкцию тележек грузовых вагонов
3. Привести эскизы тележек грузовых вагонов, а также основные сведения по их конструкции
4. Составить отчет
5. Ответить на контрольные вопросы
Пояснения к работе:
Основной тип тележки, эксплуатируемой под грузовыми вагонами – двухосная с литыми боковыми рамами типа ЦНИИ-ХЗ (модель 18-100) (ЦНИИ – прежнее название ВНИИЖТ, разработавшего данную конструкцию, Х – первая буква фамилии автора Ханина, 3 – третий вариант) представлена на рисунке 1. Данная тележка имеет достаточную прочность и надежность в эксплуатации.
Рисунок 1 - Тележка грузовая модели 18-100
Тележка модели 18-100 (рисунок 1), рассчитанная на конструкционную скорость движения 120 км/час, состоит: 1 - боковая рама; 2 - надрессорная балка; 3 - комбинированный рессорный комплект; 4 - клин фрикционного гасителя колебаний; 5 - буксовый узел с роликовыми подшипниками; 6 - колёсная пара; 7 - тормозное оборудование; 8 – скользун.
Боковая рама тележки (рисунок 2) отлита из стали марок 20Л, 20ГЛ, 20ФТЛ, 20Г1ФЛ и предназначена для восприятия нагрузок, передаваемых от кузова вагона, передачи их на колесные пары. Боковая рама имеет объединенные пояса и колонки, образующиеся в средней части проём для размещения комплекта центрального рессорного подвешивания, а по концам – буксовые проёмы.
1 - челюсти; 2 - кольцевая опора; 3 - пять приливов в виде шишек; 4 - кронштейн для крепления подвесок тормозных башмаков; 5 - направляющие, ограничивающие поперечное перемещение фрикционных клиньев; 6 - бурты и бонки для фиксирования пружин рессорного комплекта; 7 - полка, служащая для удержания триангеля в случае обрыва подвесок
Рисунок-2 Боковая рама тележки 18-100
Средний проём по бокам в верхней части с каждой стороны имеет направляющие, к которым приклепаны сменные фрикционные планки. Шишки 3, отлитые с внутренней стороны на наклонном поясе, служат для подбора боковых рам (боковин) при сборке тележки, так как в зависимости от допускаемых отклонений при отливке и обмере боковин некоторые из шишек срубают. Если все шишки срублены, то рама имеет градацию № 0 с размером между наружными челюстями 1 2181 мм, при одной оставленной шишке это расстояние равно 2183 мм, а рама имеет градацию № 1, при №№ 2,3,4 и 5 указанное выше расстояние соответственно увеличивается по 2 мм.
Надрессорная балка (рисунок 3) отлита из стали марок 20ФЛ или 20ГФЛ, имеет полую конструкцию замкнутого поперечного сечения и форму, близкую к брусу равного сопротивления изгибу.
1- подпятник; 2 - кронштейн мёртвой точки рычажной передачи тормоза; 3 - опора для скользуна; 4 и 5 - бурты, ограничивающие смещения наружных и внутренних пружин рессорного комплекта при движении тележки; 6 - выемка, служащая для размещения фрикционных клиньев; 7 - полка для крепления кронштейна мёртвой точки; 8 - колпак (коробка) скользуна; 9 - прокладки для регулировки зазоров между скользунами вагона и тележки; 10 - болт, предохраняющий колпак скользуна от падения; 11 - поддон для опоры шкворня; 12 - колонка, усиливающая опору на подпятник пятника вагона
Рисунок 3- Надрессорная балка тележки 18-100
Она отлита вместе с подпятником, служащим опорой кузова вагона, и опорами для скользунов. На каждом из двух опор скользунов размещаются перевёрнутые коробки 8 с регулировочными прокладками 9. Такая конструкция обеспечивает самоудаление продуктов износа и постоянство отрегулированных зазоров между скользунами.
Рессорное подвешивание тележки (рисунок 4) состоит из двух комплектов, каждый из которых имеет пять, шесть или семь двухрядных цилиндрических пружин и два фрикционных клиновых гасителя колебаний. Пять пружин устанавливают в тележки грузовых вагонов грузоподъёмностью до 50 т. шесть – до 60 т. и семь – более 60 т.
1 – пружина наружная, 2 – пружина внутренняя, 3 – фрикционный клин, 4 – планка контактная
Рисунок 4- Рессорное подвешивание
Технические характеристики тележек грузовых вагонов приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные технические характеристики тележек грузовых вагонов
Показатели | Модель | |||
18-100 | 18-115 | 18-578 | 18-101 | |
Масса тележки, т | 4,68 | 4,70 | 4,75 | 12,0 |
База, мм | ||||
Конструкционная скорость, км/ч | ||||
Расстояние от уровня головки рельса до опорной поверхности подпятника, мм | ||||
Прогиб рессорных комплектов под статической нагрузкой, мм | ||||
Тип рессорного подвешивания | Одноступенчатый центральный |
Тележка модели 18-115 используется в специализированных грузовых вагонах, обращающихся со скоростями до 140 км/ч, имеет улучшенные динамические качества. Одной из конструктивных её особенностей является использование более совершенной схемы опирания кузова - часть нагрузки передаётся на подпятник, а часть через упруго-фрикционные скользуны, конструкция которых обеспечивает снижение действующих нагрузок на шкворневые узлы вагона, повышение плавности хода вагона и уменьшение динамических нагрузок, возникающих при вилянии тележек во время движения. Особенностями конструкции буксового узла тележки модели 18-115 является установка на опорной цилиндрической части корпуса резиновой прокладки, на которую опирается корпус буксы и боковая рама. Рессорное подвешивание тележки модели 18-115 центральное, состоит из двух комплектов, устанавливаемых в средних проёмах литых боковых рам. Тележка модели 18-101 (рисунок 5,а) имеет две двухосные тележки модели 18-100, связанные между собой соединительной балкой.
Для уменьшения массы четырёхосной тележки и повышения плавности хода вагона разработана новая схема с опиранием кузова на скользуны двухосных тележек. Для недопущения перегруза отдельных двухосных тележек при проходе вертикальных неровностей пути, а также во время торможения или соударений вагонов опоры соединены специальными тягами 2, позволяющими сбалансировать вертикальные нагрузки и равномерно распределить их по всем четырём скользунам четырёхосной тележки. Опорное устройство (рисунок 5,б) включает в себя подвижный в вертикальном направлении шток 5, опирающийся на шаровую опору 4, установленную на скользуне 1 надрессорной балки двухосной тележки. Корпус 9, через верхнюю опорную плиту 8 своей наклонной плоскостью опирается на подшипники 6 (качения или скольжения), установленные на оси 7 тяги 2.
а - вид в плане; б - опорное устройство
Рисунок 5 - Схема четырёхосной тележки с опиранием кузова вагона на скользуны двухосных тележек
Содержание отчета:
1. Титульный лист в соответствии с СТП 1.2-2005
2. Цель работы
3. Оснащение
4. Задание
5. Выполненная лабораторная работа в соответствии с заданием
6. Ответы на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Назовите признаки, по которым классифицируются тележки вагонов.
2. Перечислите основные узлы тележки 18-100
3. Укажите отличительную особенность тележки 18-100 и 18-115
4. Назовите характерную конструктивную особенность тележки 18-101