1. Гарантии подсудности. Согласно положениям ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и введен в действие 23 марта 1976 г.) установлено, что каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
Рассматриваемая конституционная гарантия направлена на укрепление авторитета судебной системы, установленной Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1>. При этом положениями ч. 3 ст. 118 Конституции РФ не допускается создание чрезвычайных судов за пределами судебной системы. Недопустимо также произвольное изменение подсудности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
Положения ч. 2 ст. 47 Конституции РФ предоставляют обвиняемому право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Напомним, что возрождение суда присяжных являлось одним из центральных положений Концепции судебной реформы в Российской Федерации, принятой 24 октября 1991 г. <1>. С 2010 г. суд присяжных функционирует на всей территории Российской Федерации. В настоящее время вопросы определения путей совершенствования суда присяжных по-прежнему остаются актуальными в повестке дня <2>.
|
--------------------------------
<1> Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 80.
<2> Выступая на семинаре-совещании руководителей судов 16 февраля 2016 г., Президент РФ В.В. Путин предложил расширить применение суда присяжных до уровня районных судов, а также отметил необходимость реформирования института присяжных заседателей в части определения их оптимального числа (https://tass.ru/politika/2671763).
2. Право на квалифицированную юридическую помощь. Рассматриваемая конституционная гарантия закреплена в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Согласно п. "c" ч. 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <1> каждый обвиняемый имеет право защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника. Из этого следует, что выбор человеком для своей защиты адвоката или юридического консультанта не может быть связан с какими-либо ограничениями вроде требования выбирать защитника "по месту жительства".
--------------------------------
<1> Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г., с изм. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163; Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.
Вопросы отношений в сфере адвокатской деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
В Постановлении от 27 марта 1996 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина" <1> Конституционный Суд РФ отметил, что отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленные распространением положений ст. 21 Закона о государственной тайне на сферу уголовного судопроизводства, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника. Конституционный Суд РФ постановил, что распространение положений ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" (о допуске к государственной тайне) на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции РФ, ст. ст. 48 и 123 (ч. 3).
|
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.
В дальнейшем Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал важность указанной правовой позиции (Определения от 10 ноября 2002 г. N 314-О "По жалобе гражданина Романова Юрия Петровича на нарушение его конституционных прав статьями 21 и 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" <1>, от 10 ноября 2002 г. N 293-О "По жалобе открытого акционерного общества "Омский каучук" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" <2>). В частности, Конституционный Суд РФ указал, что положения ст. 21 Закона о государственной тайне по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают ограничение права адвоката - представителя лица, требующего возбуждения уголовного дела в связи с гибелью своего близкого родственника, знакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по данному факту и материалами, послужившими основанием для такого процессуального решения, ссылаясь на содержащиеся в них сведения в области оперативно-разыскной деятельности, составляющие государственную тайну (Постановление Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности статьи 21 и статьи 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина О.А. Лаптева" <3>).
|
--------------------------------
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 2.
<2> Там же.
<3> Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. N 1.
3. Презумпция невиновности. Выступая важнейшим из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, презумпция невиновности (лат. praesumptio innocentiae) закреплена в ст. 49 Конституции РФ. На международном уровне она установлена в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. В советский период презумпция невиновности нашла свое законодательное признание в качестве гарантии справедливости правосудия только в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, принятых в 1989 г. <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. N 23. Ст. 441.
4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление. Эта конституционная гарантия закреплена в ч. 1 ст. 50 Конституции РФ. Дальнейшее развитие это конституционное положение получает в положениях уголовно-процессуального законодательства.
5. Недопустимость незаконного получения доказательств. Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. При этом такие недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из предусмотренных законом юридически значимого обстоятельства.
В частности, недопустимыми считаются следующие доказательства:
- показания лица, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные этим лицом в суде;
- показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
- иные незаконно полученные доказательства (ст. 75 УПК РФ).
6. Право на пересмотр приговора. Положения ч. 3 ст. 50 Конституции РФ гарантируют каждому осужденному за преступление право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом.
Как отметил в одном из своих решений Конституционный Суд РФ, помимо нормы Основного Закона, право каждого, кто осужден за какое-либо преступление, на то, "чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону", закреплено в п. 5 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Право осужденного на пересмотр приговора предполагает предоставление ему возможности по своей воле и своими собственными действиями возбуждать производство по проверке законности и обоснованности приговора, не дожидаясь чьего бы то ни было разрешения или санкции на начало такого пересмотра. Это право носит абсолютный характер, и федеральный законодатель не вправе ограничивать его ни по кругу лиц, ни по видам судебных приговоров, подлежащих пересмотру, ни по каким-либо иным обстоятельствам.
Ограничение этого права не может быть компенсировано предоставлением осужденному возможности обращаться к перечисленным в уголовно-процессуальном законе должностным лицам, которые управомочены приносить протест на незаконные и необоснованные приговоры и инициировать тем самым производство в надзорной инстанции, поскольку в таком случае возбуждение пересмотра приговора зависит не от воли осужденного, а от усмотрения соответствующего должностного лица и не является обязательным <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности части пятой статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Шаглия" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. N 6.
7. Гарантии от самообвинения. Конституция РФ закрепляет право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51). При этом в соответствии с п. 4 ст. 5 УПК РФ близкими родственниками считаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Отсутствие обязанности свидетельствовать против себя означает, что признание своей вины должно осуществляться только добровольно, а не под принуждением. Закон не предусматривает ответственности подозреваемого и обвиняемого за дачу ложных показаний. Они могут строить свою защиту при привлечении их к ответственности по своему усмотрению. Если показания получены под угрозой применения любых взысканий за непризнание своей вины, они являются незаконными и на них не может быть основан обвинительный приговор <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство БЕК, 1996.
<1> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / А.И. Абрамова, А.Б. Агапов, Е.Г. Азарова и др.; отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 2002. С. 390.
В июле 2016 г. были приняты изменения российского законодательства (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" <1> и Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" <2>), касающиеся усиления ответственности за правонарушения террористической направленности (уже упоминавшийся "пакет законов И.А. Яровой и В.А. Озерова"). В частности, Уголовный кодекс РФ был дополнен новой статьей "Несообщение о преступлении" (ст. 205.6), предусматривающей ответственность за "несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило" хотя бы одно из преступлений террористической направленности. В примечании к этой статье указывается, что "лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2016. N 28. Ст. 4558.
<2> Там же. Ст. 4559.
8. Право потерпевших от преступлений и злоупотребления властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В Конституции РФ рассматриваемая гарантия закреплена в ст. 52.
9. Запрет обратной силы закона. Согласно положениям ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено. Аналогично этот принцип закреплен в п. 1 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Вопросы и задания для самоконтроля
Каковы личные права и свободы человека и гражданина?
Каковы политические права и свободы человека и гражданина?
Каковы экономические права и свободы человека и гражданина?
Каковы социально-культурные права и свободы человека и гражданина?
Назовите основные механизмы гарантий прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ.
Каковы конституционные обязанности человека и гражданина?
Глава 7. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие гражданства
Гражданство, являясь важнейшим институтом права, составляет основу правового положения личности в обществе и государстве. Определение содержания и значения гражданства, его основных особенностей - сложная и важная проблема науки конституционного права. Подчеркивая многогранность этого правового явления, один из первых исследователей советского гражданства С.С. Кишкин писал: "Очень трудно дать более или менее удовлетворительное не только определение, но хотя бы даже описание понятия гражданства. Понятие это юридически представляется весьма трудноуловимым" <1>.
--------------------------------
<1> Кишкин С.С. Советское гражданство / Под ред. В.И. Яхонтова. М., 1925. С. 3.
Институт гражданства выступает важнейшим элементом правового статуса человека. При этом в литературе принято различать понятия гражданства и подданства. Под гражданством понимается связь "гражданин - государство", выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Такая модель традиционна для демократических по форме политического режима государств. Подданство же выступает институтом однонаправленной политико-правовой взаимосвязи человека не со страной (государством), а с монархом. При этом подданство характерно для государств с сильными монархическими традициями (вне зависимости от того, каким объемом властных полномочий в настоящее время обладает монарх). В частности, оно сохранилось в демократических государствах с монархической формой правления (при ограниченной монархии).
Согласно положениям ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. каждый человек имеет право на гражданство, при этом никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. В ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. закреплено право каждого ребенка на приобретение гражданства.
В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <1> гражданство Российской Федерации определяется в самом общем виде - как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. При этом необходимо отметить, что в литературе высказывается точка зрения, согласно которой рассматриваемое определение необходимо дополнить указанием на наличие, помимо прав и обязанностей, еще и взаимной ответственности государства и гражданина, поскольку "совокупность взаимных прав и обязанностей всегда порождает взаимную ответственность" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
<2> Хомина И.С. Институт гражданства Российской Федерации: теоретические и практические вопросы: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 7.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ).
Устойчивость правовой связи "гражданин - государство" проявляется в том числе и в том, что гражданство есть юридическое состояние, что предполагает его длительный и определенный характер. Так, проживание гражданина Российской Федерации за рубежом не прерывает указанную связь - не прекращает гражданства. Более того, находящимся за пределами страны гражданам Российской Федерации должны предоставляться защита и покровительство Российского государства.
Таким образом, фактическое проживание гражданина на территории Российской Федерации или за ее пределами не влияет на гражданство. Так, Конституционный Суд РФ в одном из своих решений признал неконституционным п. "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" в той части, в какой неопределенность его положений позволяет применять процедуру регистрации, т.е. приобретения российского гражданства, в отношении лиц, которые имеют на него право по рождению. Суд исходил из того, что признание их гражданства не требует от них каких-либо действий или вынесения о том какого-либо решения. Иначе говоря, такое признание не было обусловлено какими-либо определенно предписанными актами гражданина и государства - сторон устойчивой политико-правовой связи, образующей гражданство. И поскольку продолжение этой связи не поставлено в зависимость от процедур признания гражданства, урожденное в российском гражданстве лицо нельзя считать не состоявшим в этом гражданстве или отказавшимся от него, даже если оно по ошибке либо вынужденно прошло процедуру регистрации, которая представляла собой способ приобретения, а не признания гражданства и которая не могла прервать российское гражданство, если, конечно, лицо само не исключило возможность его продолжения (возобновления) при обстоятельствах, предусмотренных законом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. N 2740-О "По жалобе Кухарева Олега Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", статей 13 и 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 2.
Отдельно необходимо сказать о двойном или множественном гражданстве. В Российской Федерации наличие у лица двойного гражданства допускается в силу наличия соответствующего конституционного положения. В то же время, согласно ст. 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, имеющий еще и иное гражданство, рассматривается нашим государством только как гражданин Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время законодательство Российской Федерации устанавливает в этой части определенные особенности. Само по себе приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой автоматического прекращения гражданства Российской Федерации. Однако гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, не вправе занимать ряд государственных должностей (Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ, федерального министра и др.). Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации), не вправе находиться на государственной гражданской службе.
Лишены пассивного избирательного права (не имеют права быть избранными) граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства <1>. В исключительных случаях, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации, они могут избираться в органы местного самоуправления.
--------------------------------
<1> С вступлением в силу Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2014. N 23. Ст. 2927).
Кроме того, с 4 августа 2014 г. <1> введена обязанность для граждан, имеющих двойное гражданство (либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации)), уведомлять об этом соответствующий территориальный орган МВД России.
--------------------------------
<1> Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ: "Поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица - в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти - в процессе реализации депутатских полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству. Между тем формально-юридическая либо фактическая подчиненность депутата законодательного (представительного) органа суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета и ставит под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации" (Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 797-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. N 2)).
Действующий Федеральный закон о гражданстве 2002 г. отказался от ряда положений, существовавших в ранее действовавшем Законе РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" <1> (далее - Закон о гражданстве 1991 г.). В частности, прежний Закон признавал возможность гражданства республики в составе Российской Федерации наряду с гражданством Российской Федерации. Положение о республиканском гражданстве было включено во многие конституции республик в составе России.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 243.
Однако такой подход входил в противоречие с конституционным принципом государственной целостности и единства Федерации.
Данный вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Судом была выражена следующая правовая позиция:
"Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 67). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями ст. ст. 15 (ч. 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором. Кроме того, территориальные границы республики, как и всех других субъектов Российской Федерации, являются не государственными, а административными.
Разрешая указанным образом вопрос о суверенитете республик, Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса - о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее ст. 71 (п. "в") относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со ст. 76 (ч. 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Поэтому тот очевидный факт, на который ссылается заявитель, - что население (народ) Российской Федерации "распределено" по территориям ее субъектов, в том числе республик (в этом смысле, судя по терминологии запроса, можно говорить о "населении" или "народе республики"), - не дает оснований говорить о наличии конституционных оснований для установления республикой (государством) как субъектом Российской Федерации своего гражданства. Закон Российской Федерации 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации", принятый до вступления в силу Конституции Российской Федерации, устанавливал, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ч. 2 ст. 2). С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. возник вопрос о том, подлежит ли названное законоположение, действовавшее до ее вступления в силу, применению, для ответа на который необходимо прежде всего уяснение закрепленного статьей 6 Конституции Российской Федерации принципа единого гражданства: означает ли этот принцип, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно гражданами этой республики, и, следовательно, правомерно ли сохранение республиканского гражданства и правомочий республик по регулированию в данной сфере, или же данный принцип в контексте Конституции Российской Федерации означает иное, а именно что граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными и равными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Российской Федерации они проживают, и независимо от оснований приобретения российского гражданства?