Библиотечно- информационный центр МАОУ «Гимназия»
Г. Чернушка
Пермский край
Книга + Я+ Моя Семья+
+Мой педагог+Мой библиотекарь. »
Творческая группа: Герасимова Юлия Владимировна,
Заведующий БИЦ,
Педагог – библиотекарь,
Шашкина Валентина Николаевна,
Педагог – библиотекарь
БИЦ МАОУ «Гимназия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
«ЧИТАЮЩЕЕ СОДРУЖЕСТВО с 1 класса»:
Книга + Я+ Моя Семья+ Мой педагог+Мой библиотекарь
Анализ ситуации по данной проблеме в МАОУ «Гимназия»
1.1. ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПРОГРАММЫ.
В стремительном развитии процесса модернизации современного образования важным моментом является и модернизация социального института чтения. Формирование творческого человека 21 века - это развитие его нелинейного мышления и чтение сегодня должно быть основой для интеллектуального развития личности. «Ребенок становится читателем задолго до того как сможет самостоятельно прочитать свое первое слово или книгу. И в этом ему помогают его семья. Ориентация новых образовательных стандартов на повышение информационной компетенции учащихся и умения учится всю жизнь, повышают сегодня роль чтения в образовательном процессе и требуют развития современной модели чтения среди учащихся гимназии с поддержкой чтения в семье. Внедрение педагогической технологии продуктивного чтения в практику работы Библиотечно - информационного центра МАОУ «Гимназия» г. Чернушка, позволяет не только вести активную инновационную деятельность, но и максимально аккумулировать внутренние ресурсы образовательного учреждения и внешние ресурсы культурного пространства по продвижению семейного чтения.
Каков сегодня ученик гимназии -2019? В современно обществе снижение общей читательской культуры населения становится утвердившимся фактом. Телевидение и компьютеры вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры семейного и личного чтения многие испытывают трудности в обучении и развитии.
Программа направлена на решение проблемы привлечения детей их родителей к системе продуктивного чтения, возвращение им радости семейного общения с книгой и литературой, формирование читательской культуры в современной семье школьника 1 класса, что не возможно без уровня определенных знаний.
В основе программы лежит развитие читательских компетенций учащихся начальной школы и функциональная грамотная деятельность с книгой в современной семье, работа с художественными произведениями как искусством слова и развитие правильного типа читательской деятельности через технологию продуктивного чтения в рамках ФГОС. Программа позволит объединить усилия педагогического, родительского и библиотечного сообщества по формированию современной системы чтения ребенка в семье, комплекс программных мероприятий построен в формате тесного сотрудничества родительской, образовательной и культурной среды учащихся начальной школы классов.
Преимущества программы
Программа развития семейного чтения «Читающее содружество с 1 класса»: Книга + Я+ Моя Семья + Мой педагог +Мой библиотекарь» это комплекс мероприятий о возрождении утраченных традиций семейного чтения и духовной консолидации современной семьи. Это система библио -сопровождения ученика и его родителей с 1 класса на основе современной педагогической технологии продуктивного чтения.Наша программа - это укрепление стабильной системы современного семейного чтения через объединение усилий родительского, педагогического и библиотечного сообщества в городской территории микрорайона образовательного учреждения.
Это современные развивающие образовательные и культурные практики межведомственного сетевого взаимодействия по семейному чтению БИЦ МАОУ «Гимназия», МБУК Городская библиотечная система, МБУК «Чернушинская МБС» Центральная детская библиотека. С применением рекомендаций Краевой детской библиотеки им. Льва Кузьмина, Российской государственной детской библиотеки и РШБА. Для развития опыта творческого семейного поведения и активной семейной читательской деятельности учащихся начальных классов гимназии их родителей, педагогов и библиотекарей. Это создание современной модели семейного чтения образовательного и культурного пространства с учетом внедрения новых образовательных стандартов и современных технологий.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.
2.1.1.Интеграция межведомственных усилий гимназического и культурного сообщества в продвижении традиций семейного чтения по освоению технологии продуктивного чтения.
2.1.2.Библиосопровождение и совершенствование семейной читательской деятельности для развития читательских компетенций учащихся начальных классов гимназии.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Задачи, которые будут решаться для достижения поставленных целей:
- Подготовка плана основных мероприятий программы развития семейного чтения «Читающее содружество с 1 класса»:Книга +Я+ Моя Семья + Мой педагог +Мой библиотекарь» для межведомственного, межструктурного взаимодействия библиотечно- информационного центра с партнерами программы: центром начального общего образования, издательским центром «Парус» и психолого-педагогической службой образовательного учреждения, а также МБУК ГБС и Центральной детской библиотекой,
- Определение программной группы участников развития семейного чтения.
- Изучение читательских потребностей, анализ активности семейного чтения читательской аудитории учащихся 1 классов «Гимназии».
- Разработка и проведение для родителей учеников 1 классов экспресс - анкеты «Как мы читаем»;
- Разработка и проведение комплекса межведомственных мероприятий в формате Дней семейного чтения «Семейное литературное турне».
- Освоение технологии продуктивного чтения, ключевых параметров семейной читательской деятельности для развития учащихся 1 класса гимназии.
- Организация системы занятий для учащихся 1 классов в рамках гимназического курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением».
- Активное участие семейной читательской аудитории в подготовке и проведении мероприятий программы с использованием методов аудирования, чтения с пониманием, правильного выразительного и беглого чтения, грамотной работы с книгой.
- Создание эффективного инструмента развития активности читательских интересов через Семейные встречи «Мамино чтение».
- Пополнение фонда информационных ресурсов, приобретение современной детской художественной литературы.
2.3.ПЕРИОД И ЭТАПЫРЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Реализация программы пройдет в 4 этапа в период с 2018 года по 2021 год.
Этап | Период |
Подготовительный | 2018г. |
Начальный | 2019г. |
Основной | 2019-2020 г. |
Заключительный | 2021г. |
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПРОГРАММЫ.
Заявленные цели и задачи программы достигаются через использование новых, соответствующих времени, форм привлечения к семейному чтению, дающих возможность выйти за рамки традиционных библиотечных мероприятий, интересных для современных детей и их родителей. На помощь приходят информационные технологии, которые идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы продвижения семейного чтения. Мы считаем, что адаптивность к новым условиям в цифровом веке – залог успеха в данном направлении.
Новые формы работы на основе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) уже были опробованы нами на практике и дали положительные результаты, поэтому мы планируем продолжить цикл межведомственных мероприятий по семейному чтению в виде: системных занятий с учащимися начальных классов по гимназическому курсу «Росток», Недели премьер «Возьмите книгу в круг семьи», Дней семейного чтения «Семейное литературное турне» и семейных встреч «Мамино чтение».
1.В программе примут участие учащиеся начальных классов МАОУ «Гимназия», их родители и классные руководители.
2.Работа над программой объединит работу 4 подразделений МАОУ «Гимназия», 2-х ведомств и 3 учреждений образования и культуры.
3.В рамках программы состоится экспресс анкетирование семей 25 участников.
4.Программа позволит реализовать 1 целевой тематический межведомственный комплекс мероприятий «Семейное литературное турне», и 4 основных мероприятия программы.
Практическая деятельность в рамках программы будет продолжена. Это позволит приступить к разработке и внедрению новых направлений в рамках внеурочной деятельности с учащимися начальной школы и их родителями по гимназическому курсу «Росток» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Отработанная методология программы и новые информационные ресурсы, созданные в рамках программы, станут основой для современной системы семейного чтения в гимназическом сообществе. Тиражирование результатов программы в корпоративном и культурном сообществе позволит внести вклад в развитие школьного библиотековедения и системы семейного чтения в Пермском крае.
4. ИНСТРУМЕНТ ОТСЛЕЖЕВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Готовность к реализации программы. Благодаря активной компьютеризации в гимназическом Библиотечно- информационном центре в последние годы произошли необратимые технологические изменения, которые с успехом используются в работе с читателями. Наши специалисты обладают высокими профессиональными качествами и практическим опытом для успешной реализации программы.
Наша работа направлена на освоение и развитие правильного типа читательской деятельности учащихся 1 классов гимназии, начиная с семьи, через технологию продуктивного чтения в рамках образовательной линии «Школа 2100» и внедрения ФГОС. Это системная работа развития семейного чтения пройдет в несколько этапов:
1. освоение метода антиципации (предвосхищения) и прогнозирования содержания до чтения текста,
2. освоение видов чтения: первичного изучающего, выборочного, поискового в период чтения,
3. развитие семейной творческой читательской деятельности после чтения.
Методы деятельности. Разработка и внедрение высококачественных современных методик, подходов и технологий, направленных на повышение семейных читательских и культурных компетентностей, развитие семейных читательских интересов, продвижение книги и чтения в семье осуществляется с помощью следующих методов: познавательно – поведенческого для образовательных потребностей учащихся и воспитания уверенности в себе; самоконтроля для понимания чтения; психо - динамического метода для снятия стресс доброй и полезной книгой; метода отождествления с персонажем - предлагаемый выбор героев отождествляется с личностным поведением учащихся; метода творческого самовыражения, формирующего новое отношение к себе и окружающим.
Осознание ценности семейного чтения формирует образ жизни человека, влияет на качество его жизни. Привычка к чтению художественной литературы развивает образное, логическое, ассоциативное, абстрактное и критическое мышление. Именно такое мышление принято называть инновационным. Популярность книг и привычка к вдумчивому чтению текстов на любых носителях в современной семье прямо корректируют со стабильностью и благополучием общества. Повышение читательской компетентности родителей и учащихся до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами - это важная задача.
Работа в рамках программы будет регулярно освещаться в материалах гимназической газеты «Компас», сайта и телевидения гимназии, а также в рекламных материалах информационного стенда БИЦ «Библиопанарама представляет: Читающее сообщество».
Наличие необходимых ресурсов
Информационные ресурсы
Реализация данной программы предполагает использование следующих ресурсов: визуально-эстетической комфортной межведомственной библиотечной среды, соответствующей возрастным особенностям детей для развития и совершенствования самостоятельной читательской деятельности и читательских компетенций учащихся гимназии 1 классов, а также книжных. информационных фондов БИЦ «Гимназии», наличие релевантного репертуара периодических изданий, DVD, CD материалов; кроме этого базы данных и постоянно обновляемые книжные фонды МБУК ГБС, МБУК «Чернушинская МБС» Центральная детская библиотека.
Методический ресурс
Специалисты БИЦ «Гимназии «, МБУК ГБС, МБУК «Чернушинская МБС» Центральная детская библиотека обладают высокими профессиональными качествами и практическим опытом для успешной реализации программы по развитию межведомственной программы развития семейного чтения с использованием современных методических ресурсов в этом направлении.