Маргарита Алексеевна Верещетина




магистрант кафедры живописи РГПУ им.А.И. Герцена

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор С.В. Анчуков

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ

РАЗНЫХ ЭПОХ

«Все века одинаковы,

но гений всегда выше своего века»

Уильям Блейк (1757-1827), английский поэт.

В данной статье мы пытаемся рассмотреть существуют ли универсальные тенденции, которые могли бы быть присуще художникам разных эпох на примере сравнения личности художника эпохи Ренессанса и такой неоднозначной и крупной фигуры конца XIX века как Михаил Александрович Врубель. Такое необычное сравнение позволит по новому посмотреть на художника как на фигуру вне времени, идущую впереди своей эпохи.

Ключевые слова: Ренессансный антропоцентризм, Virtu, индивидуальность.

Margarita Alekseevna Vereshchetina

Master student Department of Painting, Herzen University.

Scientific adviser-Doctor of Pedagogical Science,

Professor S.V. Anchukov

GENERAL TRENDS IN THE ARTISTS' CREATIVITY

DIFFERENT EPOCHES

"All ages are the same,

but genius is always higher than its age"

William Blake (1757-1827), English poet.

In this article, we are trying to consider whether there are universal tendencies that could be inherent in artists of different epochs on the example of comparing the personality of an artist of the Renaissance and such an ambiguous and large figure of the late XIX century as Mikhail Alexandrovich Vrubel. Such an unusual comparison will allow a new look at the artist as a figure outside of time, going ahead of its era.

Keywords: Renaissance anthropocentrism, Virtu, individuality.

Великий немецкий мыслитель и философ XIX века Георг Фридрих Гегель рассуждая на тему видов искусств выделял во всей мировой эволюции художественного творчества три стадии, которые соответствуют трем типам бытия-формам. Стадии: символическая, классическая и романтическая. Типы бытия-формы: соотношения человека и мира, природы и общества, индивида и рода. Архитектура в своем развитии проходит все три стадии, скульптура в большей степени пребывает на классической стадии, а живопись соответствует романтической стадии.

Говоря о живописи, Гегель отмечает, что в материале данного вида искусства уже заключено требование субъективного «способа одушевления, или претворения» духовного начала. Живопись обособляет видимое как внешнее (объект восприятия) и также обособляет внутреннее (субъект восприятия). Это обособление становится явным через определенность выражения, ситуации, действия и через многообразие явлений. По Гегелю, принцип «романтического искусства» определяется не как прямое проявление внутреннего во внешнем, а как опосредованное. Таким образом содержание может проявляться в форме, подтекст в тексте, смысл в явлении и т. д. Живопись осваивает мир человеческой души как содержание изображенных образов.

Гегель пишет, что «краска, колорит — вот, что делает художника художником» и именно через колорит воссоздаетсяигра цвета, «столь тонкая, духовная, мимолетная, что здесь намечается переход в музыку».1 И здесь открывается для художника-живописца доступ к реальности иного (высшего) порядка, сфере воспоминаний и грез, игре содержательно-смысловых ассоциаций, образов и т. д.

Для живописи итальянского кватроченто характерно структурное мышление, основанное на научном познании (принципы гармонии, соразмерности, «золотое сечение»), постижение глубинной сути вещей. Структурность служит созданию целостного образа в произведении искусства.

Для художника Ренессанса важным было стремление охватить жизнь во всей ее полноте, воспитать волю к творчеству, осуществить свою «virtu» (непереводимое слово того времени, означающие вместе: талант, доблесть, влечение, внутренний импульс к самовыявлению).

Индивидуализм, способность переживать идеи как конкретные величины, способность переживать самого себя как конкретную личность, ценность личного начала, «virtu» - те новые черты, которые легли в основу культуры Возрождения. Ренессанс проявляет себя тогда, когда на путях преодоления интеллектуализма, дух обретает новые методы для выработки нового, цельного миросозерцания, для создания новой иерархии ценностей, нового понимания человека, Бога и Космоса.

Мир представляется мыслителям Возрождения как законченное целое, залогом закономерности которого служит Красота, понимаемая как подчинение мере и числу. Мир есть произведение искусства, а Бог — художник. Он сообщает материи форму так же как это делает мастер, создатель художественного произведения. Отражая вещи в своем сознании, художник преображает их, выражая в своих произведениях себя настолько, что по ним можно судить о нем. Каждый индивидуум есть новая мысль Бога, в которой Он выразил себя. Как личность и как творец ближе всего к Богу стоит человек. Он есть, прежде всего, деятель, мастер, художник. Способности и возможности его, как художника своей жизни, не ограничены. В человеке как микрокосме в потенции заключен весь мир, макрокосм. Поэтому, чем полнее его жизнь, тем шире его духовные стремления; чем больше он развивается, тем выше поднимается. И чем свободнее человек, тем ближе он к Богу, т. к. свободная деятельность есть образ божественный. Человек причащается к Богу и посредством любви. Способность любить есть божественное свойство, т. к. именно она побуждает Бога воспроизводить себя в вещах. Жизнеощущение Ренессанса характеризуется повышенным чувством личности как величины, прежде всего, любящей и путем любви познающей Космос и утверждающий себя в нем. Идея личности и идея любви суть центральные и органически друг с другом связанные идеи Ренессанса.

Основополагающий принцип Возрождения, выражающий самую ее суть, это — Ренессансный Антропоцентризм. Он состоял в самоутверждении человеческой личности вплоть до самообожествления, самоутверждение через творчество. Главная историческая идея Возрождения — убежденность в гармонии красоты.

На первый план в качестве исторического субъекта выходит реальная человеческая индивидуальность, личность. Особенностью ренессансной личности-микрокосма является тождество индивидуального человеческого «я» с общежизненным единством и с Богом как духовной сущностью этого единства. Таким образом практически любая человеческая деятельность приобретает черты истинности в той мере и степени, в какой она приближается к художественной. Эстетический подход, проявляющий себя в искусстве, религии и науке, становится преобладающим в эпоху Ренессанса. Быть Человеком в эпоху Возрождения означало быть Художником.

Ренессансный антропоцентризм ориентирован не только на самоопределение личности, но и обращен на окружающий мир, на его преобразование. Искусство таким оборазом призывает общество к духовному преобразованию, к возвышению до уровня художника-творца, являя высоконравственный образец.

Искусство Ренессанса воплотилось в свободном творчестве художника, следующего своей интуиции. Искусство выступает как способ изучения реального мира, а творческие способности как орган познания. Понимание человека как творческой силы повлекло за собой и открытие мира как системы сил. И это открытие оставило человека один на один с Богом, что привело к осознанию человеком трагичности собственного бытия.

Врубель как никто другой из художников осознавал трагичность своего времени, своей эпохи. Осознавая падение нравственного уровня художник писал: «Искусство, искус, искушение... Выполняя роль магического кристалла, искусство может привести и в рай, и в ад, в зависимости от личных устремлений человека. Личность, таким образом, становится краеугольным камнем, замыкающем на себе не только исторические, но и космические процессы»2. Задачей искусства Врубель видел в возможности оторвать человека от мелочей будничного, «иллюзионировать душу величавыми образами». Среди идейных проблем, занимавших сознание художника, важнейшей была нравственная борьба личности с этическим несовершенством человечества, неистребимая тоска духа, человеческой души, жаждущей беспредельной свободы и вселенских просторов для самоутверждения и творчества, подчиненного лишь чувству долга, понятого художником как «сознание прекрасного долга».

Английский критик и мыслитель XVIII века Уолтер Пейтер пишет, что всякое произведение искусства стремится приблизиться к состоянию чистой музыки, к ее совершенной форме. Искусство стремится к высвобождению от жестких границ логического рассудка и приближается к интуитивному, рефлексирующему миросозерцанию художника-творца, чтобы сделаться объектом чистой восприимчивости, избавиться от подчинения сюжету или материалу. «Полнее всего художественный идеал достигается в музыке благодаря полному тождеству материи и формы. В ее кульминационные моменты цель неотделима от средства, форма от материи, сюжет от выражения; они присутствуют одно в другом; к музыке, к ее совершенному моментальному состоянию и должны неустанно стремится все искусства»3.

Стремление к состоянию чистой музыке отчетливо видно в творчестве Михаила Врубеля. Не случайно музыка сопровождала Михаила Александровича все его жизнь. Он часто изображал свою жену Забелу-Врубель в ролях, которые она исполняла как оперная певица (Снегорочки, Принцессы-Лебеди и других). Мотивом для его работ служили музыкальные произведения Римского-Корсакова, друга и единомышленника художника по части фольклорно-сказочных образов. «Учиться у природы, брать все оттуда, кажется скучным и пресным тому, кто видит ее поверхностно, для кого внешний вид предметов не более, чем сигнал для их опознавания. Но кто умеет видеть, для того природа полифонична, неисчерпаема, и путь ее эстетического познания так же бесконечен, как и научного познания»4 - говорит Врубель.

Уолтер Пейтер пишет, что всякого художественного гения отличает способность постигать человечество принципиально новым образом, заменяя в своем воображении мир обыденного миром возвышенного и прекрасного. Гений способен создавать вокруг себя атмосферу, преображающую казалось бы знакомые образы в нечто совершенно новое, получая при этом силу от наделенного фантазией интеллекта. Данное выражение в полной мере можно отнести к творчеству Михаила Врубеля.

Таким образом, мы можем сделать вывод,что гений больше действует интуитивно. Он находится в непрестанном поиске новых методов и способов самовыражения, опережая современников, выходя за рамки установленного и принятого среди общества стиля. Тем не менее, двигаясь своим собственным уникальным путем, он приближается к основным общим тенденциям, которые мы можем проследить в творчестве величайших художников разных эпох. В первую очередь это выражение собственной индивидуальности. Говоря о роли гения в своей эпохе, можно привести слова английского художника, поэта и мыслителя Уильяма Блейка: «Все века одинаковы, но гений всегда выше своего века»5.

Библиографический список:

1. Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. -М.:Издательство «Детская литература». 1988 г. - 144 с. ил.

2. Дмитриева Н.А. Врубель. Русские живописцы XIX века. - Ленинград.: «Художник РСФСР». 1990 г. - 180 с. ил..

3. Суздалев П.К., Врубель. Личность. Мировоззрение: Метод. - М: Изобраз. искусство, 1984. - 479 с.: ил., цв. ил.; 17 см. - Библиогр. в примеч.: с. 451-469

4. Сарабьянов Д. В. Врубель. - М.: Изобразительное искусство, 1981 г. 43 стр.

5. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Вступительная статья Э. П. Гомберг-Вержбинской. - Ленинград.: Искусство., 1963 г. 383 стр., ил.

6. Свидерская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Культурология. - Москва: Галарт, 2010. - 919 стр. ил., цв.

7. Г. Ф. Гегель. Эстетика Т.3. М.: Издательство Искусство, 1958. - 305 стр.

8. Пейтер, Уолтер. Ренессанс.Очерки искусства и поэзии. [пер. с англ. С. Займовского] - Москва.: Б. С. Г. - ПРЕСС, 2006. -399 с.: ил.

 

 


1 Г. Гегель. Эстетика т. 3. М. 1958 с. 156

2 Вубель. Переписка. Воспоминания о художнике. стр. 87р

3 У. Пейтер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М. 2006 с. 233

4 Вубель. Переписка. Воспоминания о художнике. стр. 56

5 У. Пейтер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М. 2006 с. 259



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: