Понятие литературного образа




Большие возможности в развитии умений использовать зна­ния по теории литературы, в том числе в процессе самостоятельной работы, раскрываются перед учащимися гуманитарных клас­сов. Как правило, в программах этих классов представлен более обширный материал по истории литературы, в том числе роман И.А.Гончарова «Обломов». Органической частью уроков стано­вится понятие литературного образа. На уроках по роману мож­но ярко показать основные компоненты литературного образа — его типичность, идейный смысл, речевую характеристику; влия­ние исторических условий эпохи, социальной среды и воспита­ния, полученного в детстве, на склад личности и характер героя, раскрытие его характера в деталях портрета, обстановки, мастер­ское использование внутреннего монолога и авторской характе­ристики.

Работа над «Обломовым» проливает свет на глубокий смысл ряда изученных ранее образов, изучение романа имеет большое воспитательное значение, так как помогает научить школьников давать моральную и эстетическую оценку изображенной в произ­ведении действительности.

Однако, ставя перед собой цели формирования навыков само­стоятельности, учитель в каждом случае подходит к этому вопро­су по-новому. Так, на материале «Обломова» он поставит перед классом новые задачи, обратив внимание не только на необходи­мость раскрытия определенных сторон персонажа, но и на поря­док их рассмотрения, на общую направленность анализа, на то, что в нем является наиболее существенным. В этом преподавате­лю окажет большую помощь статья Н.А.Добролюбова «Что та­кое обломовщина?».

В качестве подготовки к уроку об Обломове учащимся пред­лагается перечитать дома первую, восьмую, девятую главы рома­на и ответить письменно на следующие вопросы:

Что мы узнаем об Обломове в первой главе романа? Каки­ми художественными средствами раскрывает Гончаров характер своего героя?

В чем состоит идеал жизни Обломова?

О чем думает он в «ясные, сознательные» минуты своей жизни?

Каковы коренные причины нравственной гибели Обло­мова?

Помимо общего задания с целью более глубокого и полноцен­ного анализа в качестве подготовки к уроку четырем учащимся даются индивидуальные задания.

Детство и влияние Обломова на формирование характера Ильи Ильича (ч. I, гл. 9).

Обломов в Петербурге (ч. I, гл. 5).

Была ли возможность нравственного пробуждения Обломо­ва? Как изменился образ жизни Обломова, его внешний облик в период увлечения Ольгой (ч. II, гл. 5)?

Рассказать близко к тексту сцену последнего свидания Об­ломова с Ольгой (ч. III, гл. 11). Что случилось с Обломовым после разрыва с Ольгой?

При таком сочетании общего и индивидуальных заданий классный анализ будет опираться на большее количество худо­жественных фактов.

В классе анализ образа идет частично методом лекции, час­тично — беседы с применением комментированного чтения отрывков из текста. Целесообразен такой порядок разбора, при кото­ром школьники следуют за автором, проникая в суть явлений, разбираясь в логике характера героя, в причинах, повлиявших на формирование его личности. Сначала автор дает нам социаль­но-психологический портрет своего героя, как бы заставляет вни­мательно присмотреться к Обломову, описывая его привычки, поведение, детали обстановки, взаимоотношение с окружающи­ми, знаменитые халат и туфли Обломова; его мысли, мечты, по­казывая неприглядную картину жизни Обломова, в которой словно все «полиняло». После беседы по 1-й главе ученик, полу­чивший индивидуальное задание о причинах, повлиявших на личность героя, делает сообщение. Ответом на немой вопрос Об­ломова: «...Отчего я... такой?» — является содержание 9-й главы романа.

После проведенной беседы подводятся итоги, делается вы­вод о типичности Обломова, приводится материал из статьи Н. А. Добролюбова о литературных предшественниках Обло­мова, об идейной значимости романа, дававшего «ключ» к раз­гадке многих явлений русской жизни середины XIX века. За­тем внимание учеников обращается на художественное обоб­щение, которое заключено в образе Обломова.

Работа над романом углубляет понимание типичности, осо­бенностей реалистического метода, своеобразия стиля писате­ля. Нередко можно услышать, что слово «образ» — это штамп, за которым скрывается нечто заученное, непонятное ученикам, что разборы убивают эмоциональное восприятие текста. Дело тут, очевидно, не в слове «образ», и, безуслов­но, необходимо понять черты характера героя, и нет беды в том, что они распределяются по какой-то схеме. Вся беда в том, что ученик, а зачастую и сам учитель в процессе анализа теряют живой, полнокровный образ литературного героя, полностью отвлекаясь от его жизненной конкретности. Анализ в классе должен, наоборот, помочь ученику более ярко, осоз­нанно воспринимать персонаж.

Например, при анализе Обломова надо раскрыть перед учащимися не только социальные корни обломовщины, но и трагедию отдельного человека, подобрав для этого соответст­вующий материал в тексте. Учитель предлагает ученикам по­думать над вопросом: «В каком эпизоде характер героя рас­крывается наиболее ярко?» Обдумывание ответа, а также ху­дожественный пересказ или выразительное чтение отрывка из текста оживляют работу, помогают воссоздать живой, полно­кровный образ героя. Совсем не обязательно прийти к обще­му выводу. Важно, что такая работа направляет школьников на осознанный анализ событий, в которых раскрывается ха­рактер персонажа, а выразительное чтение отрывков из текста помогает воссоздать облик героя произведения. Так, после разрыва с Ольгой Обломов просидел всю ночь в кресле. На­утро пошел снег. «Снег, снег, снег!» — твердил он бессмыс­ленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, пле­тень и гряды на огороде. — Все засыпал! — шепнул он потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым безотрадным сном» (ч. III, гл. XII).

В этом отрывке видна и горечь автора за погибшие богатые душевные силы Обломова, и будущее его героя — свинцовый безотрадный сон. Общее настроение всей сцены подчеркивается одной деталью — снег, густым слоем покрыв­ший все за окном.

Подведем итоги. Теоретико-литературные понятия, формируе­мые в ходе школьного литературного образования, способствуют углублению читательского опыта учащихся, обогащают их эмо­циональную жизнь, помогают овладеть критериями оценок худо­жественных явлений. Понимание идейно-эстетической значимо­сти литературы увеличивает возможности влиять через приобще­ние к духовным ценностям и включение в художественно-эстетическую деятельность на духовный мир молодежи.

Наша литературоведческая и методическая наука осмыслила художественные достижения прошлого и настоящего. Но резуль­таты этого осмысления не становятся автоматически достоянием вступающего в жизнь каждого нового поколения. Решить эту за­дачу — почетная миссия учителя-словесника.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Какое место занимает теория литературы в школьном лите­ратурном образовании?

Назовите принципы изучения элементов теории литературы в школе, которые наиболее соответствуют вашим убеждениям.

В чем вы видите недостатки работы по теории литературы в школе?

Опишите систему и последовательность работы по теории литературы в школе.

Охарактеризуйте позицию одного из исследователей в ре­шении вопроса об изучении теоретико-литературных понятий в школе.

Раскройте последовательность изучения в школе одного из теоретико-литературных понятий.

Литература

Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение ли­тературы в средней школе. — М., 1983.

Балыбердин А. Г. Формирование теоретико-литературных по­нятий в школе (4-7 классы). — Киров, 1974.

Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. — М., 1983.

Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.

Гуляев Н.А. Теория литературы. — М., 1977.

Дановский А. В. Системно-функциональное формирование тео­ретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. М., 1988.

Звягинцева Г. К. Изучение основ науки о литературе. — Л., 1988.

Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. — М., 1974.

Литература: Справочные материалы (Книга для учащихся). — М., 1988.

Поспелов Г.Н. Теория литературы. — М., 1978.

Прокофьев Н. И. Формирование понятий теории литературы в старших классах. — М., 1961.

Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — М., 1976.

Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики / Под ред. М.Д.Таборидзе. — М., 1988.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: