Большие возможности в развитии умений использовать знания по теории литературы, в том числе в процессе самостоятельной работы, раскрываются перед учащимися гуманитарных классов. Как правило, в программах этих классов представлен более обширный материал по истории литературы, в том числе роман И.А.Гончарова «Обломов». Органической частью уроков становится понятие литературного образа. На уроках по роману можно ярко показать основные компоненты литературного образа — его типичность, идейный смысл, речевую характеристику; влияние исторических условий эпохи, социальной среды и воспитания, полученного в детстве, на склад личности и характер героя, раскрытие его характера в деталях портрета, обстановки, мастерское использование внутреннего монолога и авторской характеристики.
Работа над «Обломовым» проливает свет на глубокий смысл ряда изученных ранее образов, изучение романа имеет большое воспитательное значение, так как помогает научить школьников давать моральную и эстетическую оценку изображенной в произведении действительности.
Однако, ставя перед собой цели формирования навыков самостоятельности, учитель в каждом случае подходит к этому вопросу по-новому. Так, на материале «Обломова» он поставит перед классом новые задачи, обратив внимание не только на необходимость раскрытия определенных сторон персонажа, но и на порядок их рассмотрения, на общую направленность анализа, на то, что в нем является наиболее существенным. В этом преподавателю окажет большую помощь статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?».
В качестве подготовки к уроку об Обломове учащимся предлагается перечитать дома первую, восьмую, девятую главы романа и ответить письменно на следующие вопросы:
Что мы узнаем об Обломове в первой главе романа? Какими художественными средствами раскрывает Гончаров характер своего героя?
В чем состоит идеал жизни Обломова?
О чем думает он в «ясные, сознательные» минуты своей жизни?
Каковы коренные причины нравственной гибели Обломова?
Помимо общего задания с целью более глубокого и полноценного анализа в качестве подготовки к уроку четырем учащимся даются индивидуальные задания.
Детство и влияние Обломова на формирование характера Ильи Ильича (ч. I, гл. 9).
Обломов в Петербурге (ч. I, гл. 5).
Была ли возможность нравственного пробуждения Обломова? Как изменился образ жизни Обломова, его внешний облик в период увлечения Ольгой (ч. II, гл. 5)?
Рассказать близко к тексту сцену последнего свидания Обломова с Ольгой (ч. III, гл. 11). Что случилось с Обломовым после разрыва с Ольгой?
При таком сочетании общего и индивидуальных заданий классный анализ будет опираться на большее количество художественных фактов.
В классе анализ образа идет частично методом лекции, частично — беседы с применением комментированного чтения отрывков из текста. Целесообразен такой порядок разбора, при котором школьники следуют за автором, проникая в суть явлений, разбираясь в логике характера героя, в причинах, повлиявших на формирование его личности. Сначала автор дает нам социально-психологический портрет своего героя, как бы заставляет внимательно присмотреться к Обломову, описывая его привычки, поведение, детали обстановки, взаимоотношение с окружающими, знаменитые халат и туфли Обломова; его мысли, мечты, показывая неприглядную картину жизни Обломова, в которой словно все «полиняло». После беседы по 1-й главе ученик, получивший индивидуальное задание о причинах, повлиявших на личность героя, делает сообщение. Ответом на немой вопрос Обломова: «...Отчего я... такой?» — является содержание 9-й главы романа.
После проведенной беседы подводятся итоги, делается вывод о типичности Обломова, приводится материал из статьи Н. А. Добролюбова о литературных предшественниках Обломова, об идейной значимости романа, дававшего «ключ» к разгадке многих явлений русской жизни середины XIX века. Затем внимание учеников обращается на художественное обобщение, которое заключено в образе Обломова.
Работа над романом углубляет понимание типичности, особенностей реалистического метода, своеобразия стиля писателя. Нередко можно услышать, что слово «образ» — это штамп, за которым скрывается нечто заученное, непонятное ученикам, что разборы убивают эмоциональное восприятие текста. Дело тут, очевидно, не в слове «образ», и, безусловно, необходимо понять черты характера героя, и нет беды в том, что они распределяются по какой-то схеме. Вся беда в том, что ученик, а зачастую и сам учитель в процессе анализа теряют живой, полнокровный образ литературного героя, полностью отвлекаясь от его жизненной конкретности. Анализ в классе должен, наоборот, помочь ученику более ярко, осознанно воспринимать персонаж.
Например, при анализе Обломова надо раскрыть перед учащимися не только социальные корни обломовщины, но и трагедию отдельного человека, подобрав для этого соответствующий материал в тексте. Учитель предлагает ученикам подумать над вопросом: «В каком эпизоде характер героя раскрывается наиболее ярко?» Обдумывание ответа, а также художественный пересказ или выразительное чтение отрывка из текста оживляют работу, помогают воссоздать живой, полнокровный образ героя. Совсем не обязательно прийти к общему выводу. Важно, что такая работа направляет школьников на осознанный анализ событий, в которых раскрывается характер персонажа, а выразительное чтение отрывков из текста помогает воссоздать облик героя произведения. Так, после разрыва с Ольгой Обломов просидел всю ночь в кресле. Наутро пошел снег. «Снег, снег, снег!» — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. — Все засыпал! — шепнул он потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым безотрадным сном» (ч. III, гл. XII).
В этом отрывке видна и горечь автора за погибшие богатые душевные силы Обломова, и будущее его героя — свинцовый безотрадный сон. Общее настроение всей сцены подчеркивается одной деталью — снег, густым слоем покрывший все за окном.
Подведем итоги. Теоретико-литературные понятия, формируемые в ходе школьного литературного образования, способствуют углублению читательского опыта учащихся, обогащают их эмоциональную жизнь, помогают овладеть критериями оценок художественных явлений. Понимание идейно-эстетической значимости литературы увеличивает возможности влиять через приобщение к духовным ценностям и включение в художественно-эстетическую деятельность на духовный мир молодежи.
Наша литературоведческая и методическая наука осмыслила художественные достижения прошлого и настоящего. Но результаты этого осмысления не становятся автоматически достоянием вступающего в жизнь каждого нового поколения. Решить эту задачу — почетная миссия учителя-словесника.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Какое место занимает теория литературы в школьном литературном образовании?
Назовите принципы изучения элементов теории литературы в школе, которые наиболее соответствуют вашим убеждениям.
В чем вы видите недостатки работы по теории литературы в школе?
Опишите систему и последовательность работы по теории литературы в школе.
Охарактеризуйте позицию одного из исследователей в решении вопроса об изучении теоретико-литературных понятий в школе.
Раскройте последовательность изучения в школе одного из теоретико-литературных понятий.
Литература
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение литературы в средней школе. — М., 1983.
Балыбердин А. Г. Формирование теоретико-литературных понятий в школе (4-7 классы). — Киров, 1974.
Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. — М., 1983.
Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.
Гуляев Н.А. Теория литературы. — М., 1977.
Дановский А. В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. М., 1988.
Звягинцева Г. К. Изучение основ науки о литературе. — Л., 1988.
Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. — М., 1974.
Литература: Справочные материалы (Книга для учащихся). — М., 1988.
Поспелов Г.Н. Теория литературы. — М., 1978.
Прокофьев Н. И. Формирование понятий теории литературы в старших классах. — М., 1961.
Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — М., 1976.
Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики / Под ред. М.Д.Таборидзе. — М., 1988.