Краткая характеристика основных теорий личности.




Исследования личности: этапы, научные подходы.

 

1 вопрос. Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и наиболее трудных проблем,

С конца 30-х гг. XX в. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине XX в. сложились несколько теорий личности:

· бихевиористская;

· гештальтпсихологическая;

· психоаналитическая;

· когнитивная;

· гуманистическая.

2 вопрос. Бихевиоризм (от анг. Behavior – поведение). Это направление разрабатывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874–1349), Дж. Уотсон (1874–1949) и др. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказала работа русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.

Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах «S–R: стимул – реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией – любое ответное действие. Реакция может быть простой (например, отдергивание руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся все формы человеческой деятельности, которые содержат какое-либо действие (например, прием пищи, написание текста, игра). Речь человека как внешняя (вслух), так и внутренняя (про себя) также была отнесена к реакциям.

Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных ичеловека.

Дж. Уотсон считал, что психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением. Задачу психологииученый видел в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение личности.

В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихевиоризма, признали, что формула «S–R: стимул – реакция» не может полностью описать поведение и деятельность, причем не только человека, но и животных.

Между стимулом и реакцией, считают современныепсихологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный механизм – познавательные процессы: мышление, память, воображение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основными представителями которого являются Э. Толмен (1886–1959), К. Холл (1884–1953), Б. Скиннер (1904–1990) и др.

Бихевиоризму психология обязана наличием множества четких фактов, тонкими экспериментальными приемами. Благодаря этому направлению она стала объективной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений.

Психоанализ. Основателем этого направления стал австрийский врач и психолог З. Фрейд (1858–1939).

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге (ныне г. Пршибор в Чехии. При рождении мальчик по традиции наряду со светским именем Зигмунд был наречен еврейским именем Шломо (Соломой). В семье его долгое время звали Сигизмундом или сокращенноСиги. Однако это имя ему не нравилось, и в 1878 г. он остановил свой выбор на имени Зигмунд, под которым и стал известен впоследствии.

В октябре 1859 г. семья покинула Фрейберг и обустроилась в Вене. Здесь Фрейд прожил около 80 лет, получил образование. Родители ценили успехи сына. В возрасте 17 лет Зигмунд с отличием окончил гимназию и в 1873 г. поступил на медицинский факультет Венского университета. В 1881 г. он получил учёную степень по медицине.

В 1885 г. Фрейд отправился на стажировку в Париж, в клинику, которую возглавлял крупнейший невропатолог того времени Жан Мартен Шарко, признанный «Наполеоном неврозов». Случай помог Фрейду сблизиться с ученым, к которому он обратился с предложением перевести на немецкий язык его лекции. Шарко был очень доволен предложением, хотя впоследствии выразил неудовольствиев связи с многочисленными сносками и комментариями, которыми Фрейд снабдил перевод.

Мысль Шарко о том, что причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии, глубоко запала в сознание Фрейда.

Следующий этап научной деятельности Фрейда проходил «в блестящей изоляции». Коллеги фактически бойкотировали его, поскольку развиваемая им теория слишком далеко выходила за рамки привычных воззрений. Но именно в этот период были разработаны основные положения психоанализановаторского учения, перевернувшего традиционные представления о душевной жизни.

После прихода в 1933 г. в Германии к власти нацистов началось свертывание психоаналитического движения в Европе. В Берлине труды Фрейда как «еврейская порнография» были подвергнуты публичному сожжению. Получив известив об этом, он горько пошутил о прогрессе человечества: «В прежние времена они сожгли бы меня, а теперь сжигают лишь мои книги».

В первый же день после присоединения Австрии к нацистской Германии Фрейд был заключен под домашний арест, его квартира подвергнута обыску, а дочь Анна вызвана на допрос в гестапо. Однако стараниями влиятельных последователей после уплаты выкупа в 100 000 австрийских шиллингов Фрейду вместе с женой и дочерью было разрешено покинуть Австрию. Семья обосновалась в Лондоне, где, несмотря на прогрессировавшую болезнь, Фрейд продолжал напряженно работать, встречался с деятелями науки и искусства, в частности с Сальвадором Дали. Однако мучения становились нестерпимыми. 23 сентября 1939 г. личный врач Фрейда по его просьбе положил конец его страданиям двумя отравляющими уколами.

Будучиврачом, 3. Фрейд обратил внимание на то, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детстве. Обращение к детскому опыту при переживаниях взрослого человека было его важнейшим открытием.

Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека ихарактеризует его как личность, осознаётся им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов или уровней: «оно», «я», «сверх–я». «Оно» – бессознательная часть психики, насыщено сексуальной анергией – либидо, подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни каждого человека (первый принцип поведения). Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

«Я» представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Я» ориентируется на реальность.

«Сверх–я» представлено как на сознательном, так и подсознательном уровне.«Сверх–я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и духовными ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от «оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что находится в «сверх–я», т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью «я», т.е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности, стремится примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали. Именно этот методи получил название психоанализа.

Представление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, произвело подлинный переворот в представлениях о человеческой психике и является в настоящее время общепризнанным.

Критика идей Фрейда связана, прежде всего, сего переоценкой роли сексуальности в развитии психики. На это указывали его последователи.

Так, К.Г. Юнг (1875–1961) считал, что, помимо «личного бессознательного», описанного З. Фрейдом, существует и «коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное – часть психики, является общим для всех людей и передаётся по наследству. Коллективное бессознательно существует в виде особых образований – архетипов. Архетипы проявляются в мифах и сказках, общие темы которых прослеживаются у разных народов.

Одним из важнейших открытий К.Г. Юнга является выделение психологических типов людей: экстравертов – направленных вовне и интровертов – направленных в себя. Эта типология широко разрабатывается сегодня в рамках особой науки – соционики.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 г. в Германии. Отец был священником, мать происходила из семьи местных бюргеров. Так медицина и религия переплелись в семье Юнга еще до его рождения.

Семья Юнга была респектабельной, но небогатой. Карл рос застенчивым, тонко чувствующим ребенком, часто не разделявшим мнение родителей и не слушавшимся учителей. Друзей среди сверстников он не приобрел. Впрочем, от опасности конфликтов с ними мальчика избавляла изрядная физическая сила и высокий рост. Юнг был легко ранимым и склонным к вспышкам гнева, если подвергался несправедливым нападкам, например, когда учитель обвинял его во лжи. Но именно тогда его второе «я» становилось для Юнга надежным убежищем. Эта вторая личность была его истинной, подлинной сущностью.

Другой последователь З. Фрейда А. Адлер (1870–1937) центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству.Он утверждал, что ребенок рождается на свет с определенным чувством неполноценности и неуверенности в себе, что обусловлено его беспомощностью и зависимостью от окружения. Это чувство порождает стремление к превосходству, т.е. к самоутверждению.

Важнейшим ответвлением психоанализа является неофрейдизм, представители которого отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значение социальным. Наиболее ярким из них является Э. Фромм (1900–1980).

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. в еврейской семье. Его мать была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха также был внуком и сыном раввинов и посвятил себя торговле. Целыми днями он просиживал в своей скромной лавочке над священными книгами. Финансовые дела семьи шли плохо.

«Грехопадение» самого Фромма произошло на редкость банально. Однажды, чувствуя сильный голод, он, недолго думая, купил и съел на ходу горячую свиную сосиску. И мир не перевернулся! Более того, юноша не ощутил себя грешником, не почувствовал, что стал хуже. Может быть, именно этой сосиске мы обязаны тем, что мир потерял заурядного раввина, но приобрел замечательного психолога.

Б 1925 г. Фромм, завершив обязательную психоаналитическую подготовку (серьезным изъяном которой, впрочем, считалось отсутствие у него медицинского образования), открыл собственную частную практику.

С З. Фрейдом он никогда не был знаком лично, но глубоко проникся духом его учения. Со временем, однако, приверженность фрейдистской доктрине стала ослабевать.

Фромм понимал, что человека творит история, чему посвятил одну из самых известных своих книг «Человек для себя ». Смысл книги и ее названия станет ясен, если в качестве эпиграфа привести слова, взятые Фроммом из Талмуда (годы ученичества не прошли даром): «Если я не за себя, то кто же встанет за теня? Eслu я только для себя, то кто же я такой? Если не сейчас, то когда?»

Фромм проанализировал типы социальных характеров и пришел к заключению, что человек может, а значит и должен противопоставить внешнему авторитету власти и общественного мнения свои собственные разум и волю. Иными словами, спасение от авторитарности во всевозможных её видах учёный видел в самостоятельности и самосовершенствовании человека.

Гештальтпсихология возникла в начале ХХ в. в Германии. Ее основателями являлись М. Вертгеймер (1880–1943), О. Коффка (1886–1967), В. Келлер (1887–1967). Название направления происходит от немецкого слова «гештальт» – форма, образ, структура. Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов). Центральным для них явилось представление о том, что основные свойства гештальта нельзя понять путем суммирования свойств его отдельных частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей. Так, музыкальная мелодия не может быть сведена к последовательности различных музыкальных звуков.

Применительно к психологии личности идеи гештальтпсихологии разрабатывались немецко-американским психологом К. Левиным (1890–1947).

Когнитивная психология (У. Найссер, А. Пайвио). Название происходит от лат. cognitio – знание, познание. Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем (когнитивных карт), которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способ правильного поведения в нём. Данное направление в настоящее время бурно развивается, и у него нет признанного лидера.

Гуманистическая психология возникла в 60-е гг. ХХ в. в Америке. Это направление провозгласило в качестве главной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности и силы каждого, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить собственную жизнь. Поэтому и название направления происходит от латинского слова humanus – человечный. Наиболее известными представителями этого направления являются К. Роджерс (1902–1987) и А. Маслоу (1908–1970).

 

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Перечислите основные теории личности в современной психологии.

2. Назовите основателей теории бихевиоризма.

3. Как была описана основная схема поведения в бихевиоризме?

4. Назовите основателей необихевиоризма.

5. Чем отличаются идеи необихевиоризма от идеи бихевиоризма?

6. Кто является основателем направления психоанализа?

7. Из каких компонентов состоит структура личности по З. Фрейду?

8. Опишите компоненты структуры личности по З. Фрейду.

9. Опишите кратко суть теории психоанализа по З. Фрейду.

10. Назовите имена последователей З. Фрейда.

11. Назовите важнейшее открытие К.Г. Юнга в психологии.

12. В чём суть взглядов А. Адлера?

13. Опишите суть теории неофрейдизма.

14. Назовите наиболее ярких представителей теории неофрейдизма.

15. Назовите основателей теории гештальтпсихологии.

16. Поясните происхождение термина «гештальт».

17. Опишите кратко суть теории гештальтпсихологии.

18. Опишите кратко суть теории когнитивной психологии.

19. Назовите основателей теории когнитивной психологии.

20. Опишите кратко суть теории гуманистической психологии.

21. Назовите наиболее известных представителей теории гуманистической психологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: