Особенности культуры древнего Рима




Скульптура Древнего Египта

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Другая особенность скульптуры Египта - строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла "распознать" свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур - также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.

Самая известная египетская скульптура - Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

 

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый "шаг в вечность"), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.

Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска - фараона Тутанхамона.

 

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

 

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

 

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях Лондона, Парижа, Берлина, Каира. Несколько образцов египетской скульптуры украшают улицы Петербурга, а также находятся в коллекции Эрмитажа, Пушкинского музея в Москве.

 

Загадочные полуулыбки всех статуй Египта заставляют зрителя снова и снова вглядываться в глаза некогда великих правителей самого сильного и развитого государства начала земной цивилизации.


Введение

 

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Особенности социально-экономического строя Древнего Египта определяли развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура, подчеркнутостью геометрических форм и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Соблюдение канонов обусловило особенности работы египетских мастеров, применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую систему средств художественной выразительности, передающую смысл ритуала, погребения человека.

 

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава рассматривает искусство Древнего Египта, его общие характеристики и периодизацию. Вторая глава рассматривает формирование древнеегипетского художественного канона в круглой скульптуре, рельефе и росписи.

 

Актуальность темы курсовой работы подтверждается тем, египетской культуре в последнее время уделяется большое внимание, возникла даже отдельная отрасль науки - египтология. Причина внимания к Древнему Египту обусловлена тем, что египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития, выработав определенные художественные каноны. Эти каноны будут рассмотрены в данной курсовой работе.

 

Объектом исследования является культура Древнего Египта, предметом - круглая скульптура, рельефы и росписи Древнего Египта.

 

Целью курсовой работы является рассмотрение египетского художественного канона в круглой скульптуре, рельефах и росписях. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе: на основе анализа литературы выявить содержание египетского художественного канона, изучить периодизацию истории и искусства Древнего Египта, в заключение сделать выводы по написанной работе.

 

Тема формирования египетского художественного канона раскрыта в нашей стране в небольшом количестве работ. Ранее, культура и искусство Древнего Египта изучались в работах таких ученых и культурологов как Матье Милица Эдвиновна, Кузищин, Василий Иванович, Афанасьева Вера Константиновна и многими другими, другими, чьи труды заложили основу для последующих исследований в сфере египтологии. Так же мною была рассмотрена, по существу, первая систематическая история искусства, издаваемая в новейшее время, с учетом пересмотренных и вновь установленных фактов, при использовании богатейших материалов и концепций, накопленных мировым искусствознанием, под названием «Искусство Древнего Египта» Пунина Николая Николаевича, изданная в 2008 г.

 


Глава I. Искусство Древнего Египта

 

1.1 Общая характеристика искусства Древнего Египта

 

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила развивалась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства и письменности. Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Древнеегипетская культура как бы вырастает из камня. Архитекторы и скульпторы использовали в своем творчестве различные породы камня, в том числе такие твердые, как гранит, диорит, базальт. Искусные мастера в совершенстве овладели этим материалом. Вес отдельных монолитов превышал тысячу тонн. Из камня сооружались гигантские пирамиды и храмы, а так же создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений.

 

Строгая соразмерность человеческого тела была сведена в Египте к

 

определенному, веками выработанному канону, и потому тщательная

 

пропорциональность равномерно распространяется и на крохотные

 

амулеты, и на колоссальные произведения скульптуры. Канон в переводе с греческого языка означает закон, или правило. В Древнем Египте существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев. Незыблемость и величие власти царя подчеркивалось расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умерших царей и вельмож, так как в них, согласно вере, могла вернуться душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела - статую. [4, С. ]

 


1.2 Периоды искусства Древнего Египта

 

Историю Древнего Египта и соответственно историю его искусства принято делить на следующие периоды:

 

Додинастический период (IV тысячелетие до н. э.)

 

Древнее царство (XXX-XXIII вв. до н. э.)

 

Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н. э.)

 

Новое царство (XVI-XI вв. до н. э.)

 

Позднее время (XI-332 г. до н. э.)

 

Искусство Додинастического периода (IV тысячелетие до н. э.) Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысячелетий, период развития культуры. Фигуры царя размерами многократно превосходят другие фигуры - такой прием подчеркивает могущество божественной власти. Эту же божественность выражает изображение на стеле царя в виде священного сокола - бога солнца Гора. Религиозно-мистическое содержание передается иллюзией объемного изображения фигур, в которые могла вселиться душа.

 

Искусство Древнего Царства (XXXII в. - XXIV в. до н. э.) В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом оберегались на протяжении веков. Их постоянство было тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

 

Искусство Среднего Царства (XXI в. - XVIII в. до н. э.) Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные области - в XXI веке до н. э. государство снова объединилось под властью фиванских правителей - этим знаменуется начало Среднего царства. Местные правители, стали богаче и самостоятельнее. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории областей. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен. Меньше внимания уделяется монументам, а в изображениях портретов усиливаются черты индивидуальной характерности.

 

Искусство Нового Царства (XVII в. - XI в. до н. э.) Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, определяли архитектурный облик Египта. Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль.

 

Искусство Позднего времени (XI-332 г. до н. э.). В последнее тысячелетие до н. э. тенденции распада государства и угасания культуры усилились и приобрели необратимый характер. Искусство этого периода еще не забыло достижений прошлого. Техническое мастерство ваятелей, художников, ювелиров еще достаточно велико. Но ничего нового уже не создается. Художественное творчество в основном питается прошлым, повторяет его образцы.

 


Глава II. Древнеегипетский изобразительный канон

 

2.1 Этапы развития египетского канона в круглой скульптуре

 

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего - с вытянутой вперед ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Атрибутами фараона были клафт - полосатый платок с концами, спускавшимися на плечи; немес - головная повязка; короны - белая, в форме кегли(символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей - изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике властителя портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальность и величием.[8, С. 54]

 

Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Одновременно полная устойчивость фигуры, обобщенность ее художественного решения и пластическая точность в передаче сюжета достигались путем заключения фигур сидячих писцов в воображаемый треугольный контур. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска: мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские -- в желтый; волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

 

Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их души, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывались в деталях. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.

 

Главным объектом творчества скульпторов в период Древнего царства был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных. Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. Эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали.[7, С. 82]

 

Помимо статуй умерших в гробницу помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, которое они носили во время этого праздника. В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием положений, а часто и лучшей трактовкой. Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и перед ним стояли совсем иные задачи. Уже сама необходимость изобразить человека связанным или несущим какой-нибудь предмет заставляла мастеров искать новые положения для фигур, а требование отразить этнические особенности привлекало внимание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

 

В эпоху Среднего царства ведущие позиции в пластическом искусстве занимает фиванская школа. Если сначала она следует принципам схематизации и идеализации, то затем в ней усиливается реалистическое направление: царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. С этой целью скульпторы используют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица. В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, лодка с гребцами, их отличает непосредственность и правдивость. Царские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в залах заупокойных храмов, посещавшихся крайне ограниченной группой людей. Теперь они являлись памятниками, прославлявшими живых правителей страны. Новое назначение статуй определило и их новые формы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.

 

В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи: при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство. Но, начиная с царствования Тутмоса IV, скульпторы отказываются от канонической строгости форм в пользу изысканной декоративности: прежде гладкая поверхность статуи покрывается теперь тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. Усиливается стремление к передаче движения и объема; тела обретают мягкость, рисунок лица - большую точность. Тенденция к естественности и реалистичности характерна преимущественно для статуй частных лиц. Эта тенденция достигает своей кульминации при Эхнатоне, когда происходит полный разрыв с каноном; от идеализации отказываются даже при изображении царя и царицы. Скульпторы ставят перед собой задачу передать внутренний мир персонажа, а также добиться реалистического изображения человеческого тела. В пластическом искусстве эпохи XIX-XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, что проявляется, прежде всего, в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, неестественно прямой позы, застывшего взгляда, устремленного вдаль; фараон предстает в образе сильного, но обычного воина, не в парадном, а в бытовом одеянии. Утверждается светский образ царя - не бога, а реального земного правителя. Новый стиль введен сразу и имеет явно полемический характер. Царь не желал быть похожим на изображения прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей.

 

В начальный период Позднего царства пластическое искусство переживает упадок. В XI-IX вв. до н.э. монументальная скульптура уступает место малым формам (небольшие бронзовые статуэтки). В конце IX - начале VIII вв. до н.э. возрождается реалистический скульптурный портрет. В Саисскую и Персидскую эпохи реалистическое направление соперничает с возродившейся традиционалистской тенденцией. Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось все случайное, суетное, второстепенное. В процессе обработки металла скульптуры пользуются большей свободой, а фигуры являются полностью обособленными, опирающимися на пьедестал и не имеющими иных точек опоры. Руки отделяются от туловища, а ноги изображаются врозь. Все это придает статуям большую легкость, наделяя их известной грациозностью. Несмотря на идеализацию, портреты передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

 

2.2 Формирование египетского художественного канона в рельефе

 

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества и др.[6, С. 89] Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. С течением времени выработался язык, отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных и предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное - пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века.

 

В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем. Большое место среди памятников этого периода занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов. Стены покрывали цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был синтез трех искусств - архитектоника, организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в разукрашивании цветами реального мира.

 

Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно, но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени V - VI династий фараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам. В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, чьи «дома вечности» были построены и расписаны подобно гробницам властителей и теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей.

 

При рассмотрении рельефов поражает непривычная с точки зрения современного человека передача фигуры на плоскости. Фигура как бы одновременно и спереди и сбоку. Такое изображение было связано с религиозными представлениями египтян. Художник стремился показать тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя трехмерную фигуру на плоскость, не прибегает к условному сокращению, а показывает ее с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения, используя традиционный (канонический) прием плоскостного расположения фигуры: ее ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища - в трехчетвертном развороте. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки образа. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом возник, а позже широко распространился так называемый углубленный рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска, и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.

 

Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись. Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная живопись. Монументальность, свойственная всем видам искусства в Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Типичным является использование фризообразной композиции, в основе своей подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится пестрой красочной плоскостью. При чуть более близком рассмотрении «ковер» распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами. Главный герой росписей изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи изображались меньшими его даже в несколько раз. Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось какими-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительной величины его фигуры и эффектной, предопределенной каноном, позой. Изображения на рельефах и росписях выполнялись, как и в круглой скульптуре, с соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорции и ритмы, на их масштабы. Изображения развертывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами - в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые - женщин. Изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, игры детей и многие другие сцены. "Владелец" гробницы как бы наблюдал за всем происходящим. Египтянам удавалось добиваться неподражаемой гармонии и единства в совместном использовании иероглифов и изобразительных композиций. Во всех гробницах Древнего царства доминировали реалистические картины земной жизни, но в композициях того времени можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир; преобладали эпизоды биографического характера, обычно связанные с родом занятии умершего.[5, С. 74]

 

Начиная с эпохи Среднего Царства техника выполнения углубленного рельефа стала использоваться для украшения главным образом погребальных предметов, таких как саркофаги. Кроме того, рельеф перестал применяться для декорации стен храмов и царских погребальных сооружений и проявил тенденцию к употреблению живописи в скальных гробницах. С развитием архитектуры рельеф обретает важное значение в украшении храмов, проявляя структуру и упорядоченность, которые отсутствовали в эпоху Древнего Царства.

 

Время расцвета древнеегипетского рельефа -- эпоха Нового Царства. В этот период меняется эстетический идеал в искусстве Египта: на смену тяжеловесной бесстрастной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Тематика рельефов в царских пирамидных ансамблях Нового царства (Амаранского периода XIV в. до н. э.) определялась их назначением: следовало прославлять фараона как сына бога и могучего владыку, а также воспроизвести все то, что могло обеспечить ему посмертное благополучие. Отсюда становится понятным наличие изображений богинь, кормящих царя грудью, царя среди богов, далее - сцен битв, привода пленных и добычи, удачных охот и, наконец, принесения даров и жертв для загробного существования фараона и совершения различных заупокойных обрядов. В соответствии с назначением рельефов, главным действующим лицом в каждой композиции являлся фараон, которого, как и богов, изображали выше человеческого роста. Ярко окрашивали не только интерьеры храмов, но и фасады, украшенные рельефами. На камень наносили тонкий слой грунта, а затем накладывали зеленую, синюю и ярко-желтую краски. Углубленный контур рельефа, рассчитанный на отвесно падающие лучи экваториального солнца, придавал всем деталям изображения удивительную пластичность. Египетским искусством был создан особый тип углубленного в плоскость рельефа. Ощущение прочности, вечности материала не позволяло воображению мастера проникать в глубину камня и сосредоточивало его пластические ощущения на поверхности, вдоль контурных линий. Рельефы в гробницах знати делились на две категории: одни воспевали заслуги и подвиги умершего на службе у фараона, на других изображалось все необходимое для другой жизни. Рельеф углублялся в плоскость - при освещении сверху или сбоку, особенно на ярком тропическом солнце, светотень создавала игру светлых и темных контуров, а осязательное чувство - иллюзию пространства. [7, C. 109]

 

Религиозная реформа Эхнатона. Решительные перелом произошел в египетском искусстве, тесно связанном с религией. Уже на пограничных стелах, обозначающих местоположение новой столицы, появились рельефы, сильно отличающиеся от всех предыдущих. Во-первых, на этих рельефах семья фараона и сам фараон изображались строго в профиль, что по правилам канона (без условного разворота плеч) совершенно не допускалось при изображении царствующих особ. Во-вторых, появилась новая иконография фараона. Как известно, в Египте изображения правящего фараона всегда совпадали с образами богов, дабы подчеркнуть его божественное происхождение. Поскольку Эхнатон преследовал культ старых богов, его образ лишался иконографического сходства: фараона изображали с некрасивыми чертами лица и со всеми погрешностями фигуры. В-третьих, впервые появились изображения египетского царя в быту. На рельефах гробниц и в росписях дворца показаны царь и его семья на улицах города, во дворце, за обедом, в саду. В-четвертых, нововведением явилось возникновение некрополя приближенных фараона на восточном берегу Нила, вопреки традиции. Контраст с прошлым становится разительно заметен в барельефном портрете Эхнатона. По сравнению с работами, выполненными в традиционном стиле этот профиль, с его странно изможденными чертами и слишком подчеркнутыми волнообразными контурами, выглядит, на первый взгляд, грубой карикатурой. Голова Эхнатона, действительно, является крайним воплощением нового идеала. Этот стиль отличает не столько больший реализм, сколько новое чувство формы, которое стремится взорвать традиционную неподвижность египетского искусства. Не только контуры, но также и пластичные очертания кажутся более гибкими и расслабленными, антигеометричными. [9, С. 50]

 


2.3 Образование египетского художественного канона в росписи

 

Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой, крестьяне за пахотой, судебные разбирательства и др. [6, С. 89]

 

Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы -- пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Поскольку египтяне верили в магическую силу искусства и считали, что все изображенное существует, они избрали при показе человеческой фигуры сложное сочетание «фасных» и профильных элементов, обеспечивающее, на их взгляд, передачу объема. Голову и ноги фараона показывали в профиль, плечи - в фас. Сцены располагали по порядку развития событий и действия. Особо следует сказать о разномасштабности фигур в росписях: боги и фараоны всегда были в несколько раз крупнее остальных участников сцены. Стоящая фигура всегда изображалась в полный рост, с выставленной вперед левой ногой как знак движения в вечности.

 

В настенных росписях Древнего Царства были известны и два вида стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах краски были минеральные. Белая краска добывалась из известняка, черная - из сажи, красная - из красной охры, желтая - из желтой охры, зеленая - из тертого малахита, синие тона - из кобальта, меди, тертого лазурита. Кисти изготавливались из травы. Каждая краска накладывалась на предназначенном для нее пространстве ровно, не смешиваясь с другими. Цвета, встречающиеся в природе, передавались только приблизительно. Мужчины-египтяне и лошади изображались красновато-коричневыми; мужчины-азиаты и египетские женщины - желтыми. Пестрые костюмы чужеземцев (сами египтяне предпочитали носить одежду из совершенно белой льняной ткани) воспроизводились со всем разнообразием своих цветов. Душевные движения передавались в мимике, а нравственные волнения изображались с помощью движений тела, причем лица имели одно и то же выражение, похожее на вынужденную улыбку. искусство египет скульптура роспись

 

В эпоху Нового Царства живопись заметно усовершенствовалась и достигла своего наивысшего блеска. Благодаря сочетанию различных тональностей, художники сумели запечатлеть в своих композициях совершенно неизвестные до той поры цветовую градацию и светопроницаемость. В этот период рельеф и стенная роспись отделяются друг от друга, становясь самостоятельными видами изобрази



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: