Направления и методы анализа




Тема 3. Анализ производства и реализации продукции

Сущность анализа производства и реализации продукции

Цель анализа: нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании мощностей и как результат-увеличение прибыли предприятия.

Задачи анализа:

1. Оценки степени выполнения плана реализации продукции и производственной программы;

2. Оценки динамики выпуска и реализации продукции;

3. Оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции;

4. Установление причин снижения объемов производства и неритмичности выпуска;

5. Количественная оценка резервов роста выпуска и реализации продукции.

 

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Основные показатели:

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция – стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min –max, представляющих релевантный ряд, т.е. составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

Минимально допустимый объем – это объем, при котором достигается равенство доходов и расходов.

Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов

Оптимальный – это объем, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне.

Направления и методы анализа

1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Анализ начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста. Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

Тпр = Тр – 100.

Таблица 1. Динамика производства и реализации продукции

год Объем производства в текущих ценах, тыс. руб. Индекс цен Объем производства в ценах базисного года, тыс. руб. Темп роста Объем реализации Темп роста
баз цеп баз цеп
    1,0   - -   - -
    1,5   98,0 98,0   98,0 98,0
    1,46         94,0 95,8
    1,4         95,7 101,8
    1,33         98,0 102,4
    1,28         102,8 104,8

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 2.

Таблица 2. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции

изделие объем производства реализации продукции
план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану
А     +16500 +33     +10455 +20,0
Б     -12900 -43     -12423 -41,2
Всего     +3600 +4,5     -1968 -2,39

 

2. Анализ ассортимента и номенклатуры продукции

Изучение ассортимента продукции проводится в целях уточнения среднего числа видов продукции: расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкурентное преимущество.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

§ по способу наименьшего процента выполнения плана;

§ по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции: рассчитывают удельный вес, смотрят % выполнения плана и складывают удельные веса, по изделиям которых план выполнен;

§ по способу среднего процента по формуле

 

 

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 –плановый выпуск продукции.

Таблица 3. Выполнение плана по ассортименту

Изделие Объем выпуска продукции, тыс. руб. Удельный вес выпуска, % Выполнение плана, % Отклонение удельного веса,% засчитывается в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.
план. факт. план факт
А 128,1 128,6 60,2 60,0 100,4 -0,2 128,1
Б 45,2 43,7 21,2 20,4 96,7 -0,8 43,7
В 39,6 41,9 18,6 19,6 105,8 +1 39,6
Итого: 212,9 214,2     100,6 - 211,4

 

 

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

3. Анализ структуры продукции

Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Объем продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют:

1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске;

где – изменение объема выпуска продукции за счет структуры;
VВП1 – фактический выпуск продукции в натуральном выражении;

Уд1 – фактический удельный вес каждого наименования;

Ц0 – плановая цена за единицу.

Таблица 4. Выполнение плана по ассортименту

Изделие Объем выпуска продукции, тыс. руб. Удельный вес выпуска, % Выполнение плана, % Отклонение удельного веса,% засчитывается в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.
План. Факт. план факт
А 128,1 128,6 60,2 60,0 100,4 -0,2 128,1
Б 45,2 43,7 21,2 20,4 96,7 -0,8 43,7
В 39,6 41,9 18,6 19,6 105,8 +1 39,6
Итого: 212,9 214,2     100,6 - 211,4

 

2. Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана;

%вп –процент выполнения плана;

Таблица 5. Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции

Изделие Плановая цена, руб. Выпуск продукции, шт Уд.вес, % Изменение уд.веса, % Выполнение плана,%
план факт план факт
А       51,5 51,8 +0,3 100,4
Б 31,2     35,5 34,4 +1,1 96,6
В 74,8     13,0 13,8 +0,8 105,7
Итого           - 99,7

 

3. Метод средних цен. Метод основан на влиянии изменения удельного веса на цену.

 

Таблица 6. Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции

Изделие Плановая цена, руб. Выпуск продукции, шт Уд. вес, % Товарная продукции, тыс. руб.  
план факт план факт  
План ВП0хУд0хЦ0 Факт при плановой структуре ВП1хУд0хЦ0 При плановых ценах ВП1хУд1хЦ0  
А       51,5 51,8 128,1 137,8 128,6  
Б 31,2     35,5 34,4 45,2 45,1 43,7  
В 74,8     13,0 13,8 39,6 39,6 41,9  
Итого           212,9 212,5 214,2  

 

 

4. Анализ качества продукции

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

 

 

где

Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК – количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК количество реализованной продукции повышенного качества.

 

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, определяют, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость продукции, а затем определяют влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

1. Отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

2. Отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта:

Влияние сорта на экономические показатели определяется (таб. 7):

 

 

Таблица 7. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цен

сорт Цена, руб. Структура Изменение средней цены, руб.
t0 t1 +.-
    0,7 0,75 +0,05 +0,05 х 5400=+270
    0,3 0,25 -0,05 -0,05 х 4000=-200
итого - 1,0 1,0 - +70

 

Аналогичным образом определяют изменение уровня себестоимости за счет изменения сортового состава (таб.8)

 

 

Таблица 8.Влияние сортового состава на изменение среднего уровня себестоимости

сорт Себестоимость, руб. Структура Изменение средней цены, руб.
t0 t1 +.-
    0,7 0,75 +0,05 +0,05 х 4200=+210
    0,3 0,25 -0,05 -0,05 х 3500=-175
итого - 1,0 1,0 - +35

Также определяется влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:

 

5. Анализ ритмичности выпуска продукции

Неритмичность ухудшает очень многие экономические показатели: снижается качество продукции, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; имеет место излишний расход фонда заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы.

Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Неритмичная работа малых и средних по размерам предприятий способна привести их к банкротству, и может свести на нет те преимущества, которые получают крупные предприятия за счет действия эффекта масштаба.

Таблица 9. Ритмичность выпуска продукции

День           итого
Объем, тыс.руб. -          

Таблица 10. Оценка ритмичности производства

Показатель           итого
Объем, факт, тыс. руб. -          
Объем факт, % -          
Выпуск при ритмичной работе, тыс. руб.            
Выпуск при ритмичной работе, %            
Принимается в зачет плана по ритмичности, % -          

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) – VВПф (пл) к плановому выпуску (удельному весу) – VВПпл:

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску.

 

,

где

квадратическое отклонение от среднеквартального задания;

n – число периодов;

хпл –среднеквартальный плановый выпуск продукции.

 

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: