Обучение и посвящение шамана




ШАМАНИЗМ

ПО ТУ СТОРОНУ

МИНСК ПЛОПРЕСС


УДК 299 ББК 86.39 Ш 19

Серия основана в 2001 году

Охраняется законом об авторском праве. Вос­произведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения из-дателя. Любые попытки нарушения закона бу­дут преследоваться в судебном порядке.

Ш 19 Шаманизм. — Мн.: Плопресс, 2003. - 416 с. — (По ту сторону).

ISBN 985-6470-86-2.

В настоящее время одни считают, что шаманы были кем-то вроде народных лекарей, другие представляют их себе как людей с загадочной душой и демоническим взглядом. На самом деле шаман это просто человек (мужчина или женщина), который по собственной воле может изменять состояние своего сознания для того, чтобы контактировать с другими измерениями бытия и(или) путешествовать туда для получения знаний и силы. После того, как его задача выполнена, шаман возвращается в наш мир, чтобы использовать эту силу и знания, принося пользу самому себе и другим людям.

Книга адресована широкому кругу читателей.

УДК 299 ББК 86.39


ISBN 985-6470-86-2


© Оформление. Плопресс, 2002


ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные люди давно привыкли разделять народы на цивилизованные и примитивные, не заду­мываясь ставя первые на более высокую ступень. Но насколько оправдан подобный подход?

Европейцы всегда были уверены в своем культур­ном превосходстве над большинством народов осталь­ных регионов мира и, обладая более развитой техно­логией, могли настоять на своей точке зрения. Столетиями следуя принципу «кто сильнее, тот и прав», они или их потомки частично или полностью истре­били культуру американских индейцев, многих си­бирских племен, народов Африки и Океании. Этот процесс продолжается и сейчас.

Почему же тогда в последнее время наблюдается такой всплеск интереса к культурному наследству архаичных народов, к их религиям и магии?

Принеся в жертву своей технологии естественную среду обитания, вечные духовные ценности, нормаль­ные человеческие взаимоотношения, так называемые цивилизованные люди натолкнулись на проблему, ставшую в последнее время всеобщей, — бездухов­ность. Каждый стал лишь винтиком огромной маши­ны и лишился возможности жить в гармонии с при­родой, со вселенной, с самим собой.

Результат этого — отсутствие смысла жизни, огра­ниченность кругозора и многочисленные проблемы современного общества, начиная от алкоголизма и наркомании и заканчивая самоубийствами.

В последнее время все большее число людей пони­мает, что полностью технологический путь развития человечества ведет в тупик, и многие обращаются за помощью к культуре народов, избравших путь духов-


ного развития — и в результате не имевших возмож­ности сопротивляться представителям европейской цивилизации.

Что ж, лучше поздно, чем никогда. Шаманские практики, ставшие сейчас столь популярными в мире, могут помочь людям восстановить баланс материаль­ного и духовного в обществе, и в этом, вероятно, их главная ценность. А что касается остального — про­верьте-ка лучше это на собственном опыте!


Часть I ОСНОВЫ

ЧТО ТАКОЕ ШАМАНИЗМ

Слово «шаман», которое правильно произносит­ся как «ша-маан», употребляется сейчас многими по­клонниками эзотерического знания, но истинный его смысл ясен далеко не всем. Пришло оно из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». Шаман­ство было открыто в Сибири в XVII—XVIII вв., после чего были найдены свидетельства существования это­го явления во всем мире. Первым известным лите­ратурным произведением, посвященным шаманам, стала шуточная пьеса Екатерины II «Шаман сибир­ский».

В наше время многие люди считают, что шаманы были кем-то вроде народных лекарей, а другие пред­ставляют их себе как людей с загадочной душой й демоническим взглядом. На самом деле шаман — это просто человек (мужчина или женщина), который по собственной воле может изменять состояние своего осознания для того, чтобы контактировать с другими измерениями бытия и (или) путешествовать туда для получения знаний и силы. После того как его задача выполнена, шаман возвращается обратно в наш мир, «домой», чтобы использовать эту силу и знания, при­нося пользу самому себе или другим людям.

Шаманизмом антропологи называют архаический магически-религиозный феномен, в котором главным является искусство вхождения в состояние экстаза. Присущий шаманизму комплекс религиозных и эк­статических элементов, а также специфическая идео­логия существуют на протяжении тысячелетий во


многих в целом весьма отличающихся друг от друга культурах.

Главной фигурой в традиции шаманизма является шаман — владеющий недоступными для остальных людей знаниями и навыками человек, который может специализироваться в каком-то определенном маги­ческом искусстве (например, власть над огнем или магический полет). Наиболее часто встречающейся специализацией шаманов является врачевание.

Основная отличительная характеристика шаманиз­ма состоит в его акценте на достижении состояния транса. Используя такие методы, как ритмичный ба­рабанный бой, танец, пение, принятие психоактивных естественных препаратов или просто волевое усилие, шаман производит в своем сознании сдвиг, который позволяет его душе совершить путешествие в место, которое традиционно называется миром духов. Во многих архаичных культурах эта «потусторонняя» вселенная разделяется на три основных области: Вер­хний мир, Средний мир и Нижний мир. Кроме того, шаман использует духов-помощников, с которыми он или она может вступать в связь, постоянно сохраняя контроль над своим собственным сознанием. Есть примеры того, как душа шамана попадала в плен к этим духам, но это скорее исключение, чем правило.

Большинство шаманов в тех сообществах, где ша­манизм всегда был частью жизни, являлись и являют­ся мужчинами. Однако следует отметить, что и жен­щина может стать шаманом, и такие случаи встреча­лись. В Монголии, до того как эта страна попала под власть Китая и в ней силой было установлено патри­архальное устройство, шаманизм вообще был уделом почти исключительно женщин.

В традициях шаманизма имеется несколько более или менее общих для всех культур практик, которые были изучены современными исследователями. Это явилось одной из причин появления нового направ­ления в науке — «антропологии сознания». Призна-


ние трансперсональной психологии как «четвертой силы» в психологии позволило начать изучение при­роды и истории эволюции человеческого сознания ме­тодами, которые были ранее недоступны исследовате­лям. Одновременно интерес к шаманизму выплеснулся за пределы академических кругов, и все большее ко­личество людей начало самостоятельное изучение шаманских практик, чтобы достичь измененных со­стояний сознания.

Именно шаманы традиционных культур изобре­ли такие техники, как ясные сны (осознание челове­ком во сне того факта, что он спит, позволяющее пре­вратить обычное сновидение в увлекательное маги­ческое путешествие. — Прим, авт.)и выход за пре­делы физического тела. В наше время эти методы исследования внутреннего пространства были изу-. чены многими людьми. Некоторые из них были уче­ными, некоторые — потомками шаманов прошлого, прочие попытались придать этим знаниям более со­временную форму, в результате чего появился не­традиционный, или неошаманизм. В последние годы, одновременно с возникновением рэйв-культуры, на­чало набирать силу новое направление, которое на­зывается техношаманизмом. Его движущим сред­ством являются синтезированные с помощью компь­ютерных технологий ритмы и мелодии, воздействую­щие на подсознание и помогающие погружению в состояние экстаза.

Огромную роль в любых формах шаманизма в течение тысячелетий играли практики, связанные со знакомством с собственной смертью. Пройти инициа­цию, т. е. обряд посвящения в шаманы, мог только человек, который до этого в результате болезни, трав­мы или других причин стоял на грани смерти и за­глянул ей в лицо. В последующем шаман также нео­днократно с помощью определенных отваров или других средств сознательно доводил себя почти до смерти, что давало ему определенную свободу от при-


вязанности к окружающему миру и позволяло уви­деть другие миры.

Упоминание этих методов можно найти во многих старых документах, в которых описываются шаманс­кие обряды архаических культур, будь то в Сибири, в Америке или в других регионах нашей планеты. Та­кое же глобальное распространение имели вызываю­щие в наше время большой интерес техники работы со сновидениями, при помощи которых человек мо­жет осознать себя спящим и оставаться бодрствую­щим во время сна.

Однако наиболее типичными для всех форм тра­диционного шаманизма являются методы сознатель­ного выхода за пределы физического тела. Эти пу­тешествия души могут отправить шамана в нижние миры, в верхние уровни реальности, в параллельные физические миры или просто в другие места нашего мира. Например, такой феномен, как магический по­лет, в большинстве случаев описывается не как путе­шествие во внутреннем пространстве, а как реаль­ный полет шамана, не связанного ограничениями физического тела.

Как уже упоминалось выше, побуждение стать шаманом появляется у человека как прямой резуль­тат переживаний, связанных с близостью собственной смерти. В качестве обычных примеров упоминаются такие случаи: попадание молнии, падение с высоты, серьезная, представляющая угрозу для жизни болезнь, а также непроизвольное появление сна высокой яс­ности, в котором человек умирает или какие-то его органы заменяются на другие, приводя таким образом к повторному рождению. Выживание после таких внутренних или внешних «прикосновений смерти» дает шаману особый опыт, который усиливает его спо­собность эффективно воздействовать на других лю­дей. Обладая опытом такого рода, шаман легче мо­жет понять, что необходимо сделать в конкретной ситуации.


Постшаманизм

В архаических культурах племенного типа, основ­ными занятиями которых является охота и собира­тельство, признаки наличия элементов шаманизма обычно можно легко обнаружить. В то же время в более сложных культурах сельскохозяйственного и промышленного типа трудно выделить специфичес­кие группы людей, которых можно назвать шамана­ми. Общество можно назвать постшаманским, если в его фольклоре можно обнаружить наличие образов и мотивов, связанных с шаманизмом, или если в исто­рии этого общества есть упоминания об имевшихся в прошлом обрядах и практиках, связанных с путеше­ствиями на небеса и в подземный мир, а также с пере­мещениями между нашим и другими параллельными мирами. Такое общество или традиция в обществе могут развить весьма специализированные или видо­измененные формы мистицизма, способы предсказа­ния будущего и шаманизма, создав на их основе бо­лее узко направленные или более «развитые» прак­тики, исполнять которые будут узкие специалисты в каждой конкретной области. Когда такие практики и занимающиеся ими люди заменяют собой традицион­ный шаманизм, следы которого остаются лишь в ис­тории и фольклоре, общество становится постшаман­ским.

Считается, что общество можно причислить к пост-шаманистскому, если оно удовлетворяет по меньшей мере шести из восьми перечисленных ниже условий.

1. Сохраняются некоторые формы шаманского экстаза, но для перехода в другие миры также ис­пользуются техники вхождения в легкий транс.

2. Охота и собирательство как базис экономичес­кой жизни сообщества заменены сельским хозяйством и некоторыми формами производства и ремесел.

3. Имеет место развитие сложной многослойной общественной структуры и узкоспециализированных профессий.


«Проводник в иные миры» (автор Лoypeнc Ли)

4. Высокое развитие получают религия и различ­ные духовные практики, так что их нельзя больше причислить к архаичным формам. Это особенно силь­но относится к ритуалам, церемониям и техникам до­стижения экстатического состояния, которые раньше были прерогативой шаманов.

5. В религии и духовной жизни общества мисти­ческий экстаз и видения становятся по меньшей мере столь же важными, как шаманский экстаз, а также проникновение в верхние и нижние миры.

6. Шаман перестает играть роль главного сопро­вождающего души мертвых в их путешествии в дру­гой мир. Эта функция либо передается священни­кам и духовенству для ее выполнения с помощью ритуалов, либо, согласно системе верований, этим


занимаются боги, духи-хранители, ангелы или де­моны.

7. В обществе имеется слой профессионального
духовенства, которое регулирует его религиозную
жизнь.

8. Шаманизм как основной метод врачевания, пред­
сказания будущего и консультирования по всем важ­
ным вопросам уступает место другим формам этих
занятий.

Постшаманские мотивы можно найти во многих индоевропейских, азиатских, африканских культурах и некоторых туземных сообществах Северной Аме­рики. Использование такого термина, как постшама­низм, облегчает сравнение параллельных традиций в разных культурах и поиск остатков шаманистских практик в современном обществе.

Вообще, присутствие традиций шаманизма в ка­ком-то обществе или культуре еще не дает повода называть их «шаманскими». Шаманизм совсем не обязательно занимает центральное место в духовной или религиозной жизни общества. Часто он существует сам по себе или даже объединяется с доминирующи­ми религиозными или врачебными практиками в од­ном человеке.

Путь шамана

Иногда шаманов называют «израненными цели­телями». Это значит, что такой шаман прошел через очень тяжелую болезнь или кризис, возможно, даже побывал в стране мертвых и выжил. Но не просто выжил, а вернулся назад более сильным и мудрым, обладая поддержкой духов. Это также значит, что большинство людей, которые читают эти строки, мо­гут практиковать шаманизм, так как любой из нас сталкивался с периодами боли и кризисов и преодо­левал их.

Однако путь целительства — не единственный, который может быть избран. Многие люди практи-


куют шаманские методы, не называя себя шаманами. Они совершают путешествия, чтобы получить помощь в решении трудной проблемы или оказать поддержку нуждающимся в ней друзьям. Некоторые объединя­ют шаманизм со своей обычной деятельностью. На­пример, врач может совершить путешествие, чтобы узнать, какое лечение прописать пациенту, а руково­дитель фирмы может сделать это, чтобы принять важ­ное решение. Любой человек способен отправиться в мир духов, чтобы принести из него полезный совет тому, кто находится в трудном положении. Большин­ство людей занимаются шаманскими практиками, чтобы получать из них силу и не забывать, кто они есть, даже в трудные периоды своей жизни.

Шаманизм дает любому человеку возможность самостоятельно вступать в контакт с силами Вселен­ной и получать энергию и знания без вмешательства посредников. Это опыт, приносящий смирение и силу, и настоящий шаман всегда обладает большой скром­ностью, понимая, что его могущество взято в долг у Вселенной, а его миссия — наилучшим образом рас­порядиться своим могуществом на благо природы и ее творений.

Обучение и посвящение шамана

Шаманом может быть назван далеко не всякий, кто испытывал в своей жизни шаманский экстаз или ощущение шаманского полета. Прежде всего, настоя­щий шаман прошел обряд инициации и длительный курс обучения — обычно годы, во время которых уче­ник изучает систему взглядов на мир и шаманские практики под постоянным контролем учителя. Но даже и пройдя весь путь сложного многоступенчато­го обучения, человек не станет настоящим шаманом до тех пор, пока не достигнет мастерства в достиже­нии состояния экстаза и в путешествиях в другие миры. Здесь недостаточно случайного знакомства с


этими практиками — их нужно знать как свои пять пальцев. Наконец, шаман должен ощущать, что он является связью, или мостом, между нашим и сосед­ними мирами. Эта функция должна стать для него как священной верой, так и способом служения обще­ству, которое может быть и небольшим племенем, и целой нацией.

Для человека существуют три пути стать шаманом:

— передача традиции по наследству, из поколения в поколение;

— выбор этого человека какими-то внешними си­лами (он должен «почувствовать зов» или «быть из­бранным»);

— собственный выбор этого человека и длитель­ные поиски знаний. Этот путь встречается реже дру­гих, и традиционно такой шаман считается менее силь­ным, чем идущие первыми двумя путями.

Шаман не считается «настоящим», если он не изу­чил два основных раздела конкретной шаманской традиции:

а) экстатические практики (транс, сновидения и т.д.);

б) традиционные знания (шаманские приемы, на­
звания и функции известных духов, мифология, гене­
алогия клана, тайный язык и т.п.).

Часто эти два раздела, объединенные в одном кур­се, учителями в котором являются как старые масте­ра, так и духи, могут являться эквивалентом инициа­ции (посвящения). При этом сам процесс обучения может полностью проходить во сне или в состоянии экстаза.

Большую роль в развитии шамана из обычного человека может играть психический или духовный надлом, который часто сопровождается физическим увечьем или тяжелым заболеванием и который выле­чивается самим шаманом. Такая ситуация является обычной для всех трех описанных выше типов кан­дидатов в шаманы. Часто шаман отличается эксцент­рическим поведением, таким, как периоды меланхо-


лии, одиночество, видения и т.д. Неспособность тра­диционной медицины исправить эти отклонения и последующее самоисцеление человека, ставшего на путь шаманизма, играют важную роль в его становле­нии как шамана. Скрытым важным аспектом такой ситуации является то, что в результате шаман полу­чает способность бороться и даже использовать в своих целях психическое напряжение и депрессию, которые являются неотъемлемой частью шаманского пути.

Традиционно будущий шаман чаще всего посвя­щается в мир духов спонтанным образом при учас­тии самих духов. В западной культуре подобное со­бытие может восприниматься по-разному: как опыт выхода за пределы тела, психоз, божественное откро­вение или даже очень яркое сновидение, в зависимос­ти от того, как это произошло и с какой точки зрения воспринимается. Иногда подобные переживания воз­никают во время болезни, как случилось со знамени­тым современным индейским шаманом Черным Ло­сем. В любом случае, когда такое происходит, новичок должен обратиться к опытному шаману и попросить его дать необходимые знания. Иногда подобное обу­чение оказывается единственным лекарством от бо­лезни. В основном процесс учебы заключается в том, что опытный шаман ставит новичка в ситуации, из которых тот сам способен почерпнуть необходимые знания, потому что он понимает: единственным на­стоящим учителем является сама Вселенная. Конеч­но, в каждой культуре существуют свои собственные традиции, но в то время как священник или руково­дитель церемонии при исполнении ритуала строго ог­раничен установленными задолго до него традиция­ми и обычаями, информация, получаемая шаманом, часто выходит за пределы любых традиций. И такая информация принимается с должным уважением, по­тому что все признают, что шаман сам имеет прямую связь с мудростью мира духов. Например, в некото­рых традиционных культурах считается, что восток


является направлением новых начинаний. Ученик шамана, возвратившись из путешествия в мир духов, может рассказать своему учителю из нашей реально­сти, что он узнал о том, что восток — это дом всего, что приходит к своему концу, и что царство мертвых лежит на востоке. Учитель не станет с ним спорить, вместо этого он задаст вопросы, которые помогут уче­нику понять более глубокий смыл учений, данных ему в мире духов. Другими словами, шаман знает, что в потустороннем мире не существует застывших уче­ний, и Вселенная учит нас в соответствии с нашими нуждами и способностью к пониманию. И иногда она подталкивает нас.

Итак, чтобы стать шаманом, недостаточно просто испытать относящийся к этой области опыт. Эта тра­диция требует длительной тренировки, упорства и полного посвящения себя ей. Важно знать, что техни­ка путешествий в иные миры, имеющая ключевое зна­чение для традиционных культур по всему миру, может быть изучена и использована людьми, воспи­танными в русле современной западной культуры.

В наши дни шаманское мировоззрение пережива­ет эпоху своего возрождения. Наиболее обычным путем, которым люди учатся шаманизму, сейчас явля­ются различные курсы обучения и книги, хотя многие люди даже на Западе испытывают мистические пере­живания, толкающие их на этот путь. На курсах обу­чающихся ставят в такие ситуации, в которых они сами могут испытать опыт шаманского путешествия в мир духов и научиться, как безопасно и этично рас­порядиться полученной при этом силой.

Сколько времени необходимо человеку, чтобы стать шаманом? Чтобы испытать опыт шаманского путешествия, достаточно нескольких минут, но вам потребуется вся жизнь, чтобы действительно стать шаманом. И даже после многих лет практики каж­дый раз, когда вы будете ловить себя на мысли: «Я уже стал шаманом», — это будет бесспорным при-


знаком того, что вы все еще ученик. Сам человек не решает, является ли он шаманом или нет. Об этом могут судить только люди, приходящие к нему за помощью, и духи, потому что шаман знает, что имен­но духи и делают всю реальную работу. Нет ду­хов — нет и шамана.

Многих людей привлекает в шаманизме возмож­ность почувствовать себя более сильными и напол­ненными мощью, а также ощущение более тесного контакта с окружающим миром и большего влияния на происходящие вокруг события. То, что затем про­исходит с вставшим на этот путь человеком, обычно превосходит его ожидания. Так как простейшие ша­манские техники сравнительно легко изучить и ис­пользовать, даже новички быстро начинают чувство­вать свою силу и мощь, пользуясь поддержкой духов-помощников. Типичной является ситуация, когда люди испытывают желание поделиться своей силой и по­мочь другим. Одним из различий между шаманом и «нормальным» человеком является то, что шаман знает, кто его духи-помощники, как вступить с ними в кон­такт и как они могут действовать совместно. Человек является шаманом только в тот момент, когда он прак­тикует. В остальное время он является «нормальным» членом своего общества. В западном мире люди, прак­тикующие шаманизм, кроме этого имеют обычную работу, необходимую для поддержания жизни в обыч­ной реальности, например, программиста, учителя, ин­женера, врача и т.д. На самом деле многие шаманы скрыты от вас за внешностью самого обычного чело­века.

Шаманский зов

Как мы уже говорили выше, одним из вариантов, по которым человек становится шаманом, является его выбор духами. Это явление получило название ша­манского зова. Будущий шаман отличается страннос­тями поведения, которые со временем прогрессиру-


ют: он ищет одиночества, становится мечтателем, лю­бит побродить по лесам и пустынной местности, поет во сне, испытывает видения и т.д. Все это приводит его, как и окружающих, к выводу, что ему предстоит путь шамана.

Часто такое открытие не вызывает у молодого че­ловека радости, ведь оно сулит ему тяжкие испыта­ния и трудную жизнь. Однако отказаться он не в состоянии. Вот что пишет К. Расмуссен об одном из Наблюдаемых им эскимосов.

«В молодости Игьюгарыока часто посещали сно­видения. Странные существа говорили с ним во сне, и, когда он пробуждался, стояли перед ним, как жи­вые». Все поняли, что он испытывает зов со стороны сверхъестественных сил, и было решено, что его при­звание состоит в шаманстве. Будущий шаман всеми силами противился своему мистическому дару, пыта­ясь освободиться от него, но тщетно.

У большинства избранных шаманов подобное со­противление приводит к ужасным галлюцинациям, припадкам, и такое болезненное состояние длится до тех пор, пока избранный не согласится на обще­ние с духами. Как говорил один гиляк, «я бы умер, если бы не сделался шаманом». Русский исследова­тель Анисимов писал о якутском шамане, который под давлением миссионера прекратил вызывать духов. Впоследствии он жаловался: «Это нам да­ром не проходит; наши господа [духи] сердятся всякий раз на нас, и плохо нам впоследствии доста­ется. Мы не можем оставить этого, не можем не шаманить».

В. Г. Богораз-Тан, изучавший культуру чукчей во время ссылки на Колыме, оставил многочисленные свидетельства, по которым мы можем изучить различ­ные аспекты шаманства этого и других северных на­родов. Вот как он описывает в своей книге испытан­ный человеком шаманский зов и последующие события, произошедшие с ним.


«...Но с год тому назад с Нуватом вдруг что-то приключилось. Во время осенней охоты на диких оленей он по обыкновению ушел из дома с ружьем за плечами, собираясь вернуться вечером, так как в до­быче в это время недостатка не было, но вернулся только через три дня и, молча положив ружье, заб­рался в полог. О добыче не было и речи. По-видимо­му, он даже не сделал ни одного выстрела, так как лоскут кожи, обернутый вокруг ружейного замка, был повязан с прежней тщательностью, как будто его со­всем не разворачивали в походе. В пологе он проле­жал еще сутки, отворотившись к стене, не принимая пищи и не отвечая на вопросы. Он ни тогда, ни после не хотел объяснить ни одной живой душе, что случи­лось с ним в пустыне. Быть может, впрочем, он и не мог дать подобного объяснения. Судя по аналогич­ным примерам, можно было предполагать, что он вдруг услышал в окружающей природе или в своей душе смутный, но властный голос внешнего духа, который приказывал ему отречься от обыденной жизни и по­святить свои мысли и чувства новому таинственному служению. Юноши, которые впоследствии должны сде­латься великими шаманами, на повороте половой зре­лости иногда слышат такой голос или встречают знак, ничтожный и непонятный для непосвященных, но им внезапно открывающий глаза на их грядущее при­звание. Серая чайка, пролетевшая три раза мимо, ка­мень странной формы, попавшийся под ноги, съедоб­ный корень, завернувшийся необычайным узлом, в состоянии произвести полный переворот в настрое­нии человека, обреченного вдохновению.

Через несколько дней наступил праздник диких оленей, когда, по обычаю, мужчины и женщины долж­ны по очереди показывать свое шаманское искусство, поколачивая бубен и распевая обрядовые напевы. На этом празднике оказалось, что Нуват приобрел ша­манскую силу совсем необычайной для него величи­ны; кроме своих семейных напевов, он стал распевать


множество других, самых разнообразных, неизвестно откуда сошедших в его горло. Мало того, голоса ду­хов начали откликаться на его голос из разных углов темного полога, когда лампа была погашена по обыч­ному требованию вдохновенных [шаманов].

Наконец, прошаманив около часа, Нуват вдруг удалился на своем бубне в надзвездные страны и со­вершенно свободно носился там, т. е. носился, конеч­но, его дух, между тем как телесная оболочка безжиз­ненно лежала на шкуре. Так как ни один из присут­ствовавших на празднике шаманов не умел как следует летать на бубне, то Нувата тут же провозгласили но-вовдохновленным, т. е. молодым шаманом, только что начавшим приобретать шаманскую способность и обе­щавшим иметь в будущем большую силу».

Итак, испытавшему шаманский зов человеку не остается ничего другого, как подчиниться ему. Пос­ле этого обычно следует его инициация, сложная и не всегда легкая процедура, о которой речь пойдет ниже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: