Дисциплина «социальная психология» тесно связана с дисциплиной «теория социальной работы». Для эффективного осуществления социальной работы социальный работник должен обладать необходимыми социо-психологическими знаниями.
Так, знания по социальной психологии помогают преодолевать известное противопоставление индивидуального и общественного, единичного и общего, психологического и социального, видеть их диалектическую связь[8].
Социальному работнику для практики необходимы как знания об индивидуальных особенностях личности и малых групп, так и знания обо всем обществе в целом, так как он непосредственно работает со всеми этими объектами.
Социальная работа востребована в случаях возникновения у человека, группы или общности людей трудных жизненных ситуаций. Такие ситуации, независимо от породивших их причин, содержания и характера протекания, всегда включает в себя психический компонент, то есть отражаются в психических процессах и состояниях людей[9]. Например, увольнение с работы может сопровождаться тягостными размышлениями о перспективах материального обеспечения семьи, переживаниями ущербности, обиды, растерянности. Установление инвалидности может вызвать у человека состояние подавленности, тревоги. Изъятие ребенка из кровной семьи сопровождается аффективным состоянием. Таким образом, далеко не всегда человек может самостоятельно настроить на конструктивный лад свои эмоции, реально оценить сложившуюся ситуацию, мобилизовать свои психические ресурсы на борьбу с трудностями. Ему необходима помощь специалиста – социального работника, владеющего методами и технологиями социо-психологической практики.
|
Психосоциальная работа это такое направление социальной работы, предметом которой является психическое состояние человека (группы, общины), погруженного в трудную жизненную ситуацию[10].
Психосоциальная работа осуществляется двумя способами[11]:
1. психологическое сопровождение материальной, юридической, медицинской или иных видов помощи, которые выступают как ведущие, определяющие в преобразовании трудной жизненной ситуации;
2. чисто психологические способы.
Цель психосоциальной работы – поиск и актуализация внутренних (психических) ресурсов личности для достижения ею состояния продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности.
Объект психосоциальной работы как составной части социальной работы – трудная жизненная ситуация, которая возникает у различных категорий людей: инвалидов, безработных, пожилых, многодетных, одиноких, больных, малоимущих, переживших техногенные или социогенные экстремальные ситуации, военные конфликты и т.д. Социально-психологическая дезадаптация как составная часть трудной жизненной ситуации и является объектом психосоциальной работы в системе социальной работы[12].
Содержание социо-психологической помощи, ее виды, объем, интенсивность определяются сутью проблемы и остротой ситуации, характером и степенью расстройства психической жизни человека.
Наиболее уязвимыми при возникновении трудных жизненных ситуаций являются эмоционально-волевая сфера личности, личностные конструкты (Я-образ, самооценка, уровень притязаний, жизненные цели и ценности), социальные связи, взаимодействия и взаимоотношения.
|
Оказание социо-психологической помощи содействует восстановлению адекватной картины мира и принятию соответствующих социальных ролей, благоприятствует коррекции смыслообразующих ценностей, создает условия для возвращения утраченных и установления новых необходимых социальных связей и отношений. В конечном счете, социо-психологическая помощь должна привести к принятию человеком или общностью изменившихся условий жизни, обнаружить способность полноценно функционировать в новых обстоятельствах.
Реализация социо-психологической помощи может быть представлена как процесс деятельности специалиста (специалистов) по анализу трудной жизненной ситуации, диагностике деформаций в психических состояниях вовлеченных в ситуацию людей; определению путей дезадаптированности и их реализация методами практической психологии; осуществлению текущего и итогового контроля эффективности применяемых методов и их корректировка[13].
К методикам психосоциальной работы следует отнести следующие[14]:
· психодиагностика, она осуществляется с помощью психологических методов изучения личности и (или) группы и направлена на получение достоверных сведений о психологических характеристиках субъекта и отражении ситуации в его психических состояния;
· психотерапия – лечение при помощи воздействия на психику человека;
· психокоррекция – исправление нарушений в психике человека психологическими средствами;
· психологическое консультирование – индивидуальная психологическая помощь человеку путем анализа его жизненной ситуации и предоставления советов для ее улучшения; это интегральная процедура, основанная на методах психодиагностики, психотерапии и психокоррекции;
|
· психогигиена – часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психологического здоровья человека (выявление и предупреждение бытовых и социальных факторов, вредно влияющих на психику человека и снижающих эффективность жизнедеятельности; разработка и внедрение в практику социальной работы мероприятий по укреплению психики человека, повышению ее сопротивляемости стрессогенным воздействиям и обеспечению условий для нормального функционирования психики человека);
· психопрофилактика – устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих.
Помимо методик в психосоциальной работе активно применяются технологии. Технология – это воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически операционально, а не буквально содержательно[15].
В практике психосоциальной помощи можно выделить технологии индивидуальной работы с личностью и технологии групповой работы.
В основе технологий индивидуальной работы с личностью в современной психосоциальной работе лежит развивающая стратегия, реализующаяся в условиях диалога, субъект-субъектного взаимодейсивия специалиста и клиента.
Психологические условия реализации диалога, по К. Роджерсу[16]:
1. естественность и спонтанность в выражении субъективных чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый отдельный момент их взаимодействия;
2. безусловное позитивное отношение к другим людям и самому себе, забота о другом и принятие его как равноправного партнера по общению;
3. эмпатическое понимание, умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроению, мыслям другого человека в ходе межличностных контактов с ним.
Основным инструментом реализации индивидуальной работы является беседа или интервью. Обычно описывается пятишаговая модель их организации.
Первая стадия – структурирование ситуации и достижение взаимопонимания.
Вторая стадия – сбор информации о проблеме клиента и его потенциальных возможностях о решении проблемы.
Третья стадия – выявление желаемого результата решения проблемы.
Четвертая стадия – выработка альтернативных решений.
Пятая стадия – обобщение предыдущих этапов и переход от обсуждений к действию.
Использование технологий групповой работы основано на представлениях о том, что межличностное взаимодействие и межличностные отношения открывают дополнительные возможности социо-психологической взаимопомощи. В специально создаваемых группах появляется возможность погрузить участников в смоделированные ситуации, организовать проигрывание соответствующих ролей, опереться на механизмы социального влияния, сопереживания, взаимной поддержки, обратной связи. Предполагается, что опыт, приобретаемый в группах, впоследствии переносится человеком в реальную жизнь.
В отечественной психологии относительно групповых форм наиболее распространенным и обобщающим является понятие психологического тренинга.
Тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека[17].
В основе тренинга использование активных средств (техник) групповой психосоциальной работы. Выделяют три группы средств[18]:
1. техники предоставления информации – осознание и передача информации (дискуссии, мини-лекции, систематические обзоры, программированные инструкции, групповой анализ оценок и самооценок, техники модерации – знаково-символическое отображение процесса и результатов работы в тренинге);
2. имитационные техники – тренировка в безопасных условиях (ролевые и деловые игры, метод инцидентов, психодрама, социодрама, психогимнастические упражнения различной направленности);
3. техники создания реальной среды, она призвана научить действовать человека в ситуации реального риска.
Таким образом, связь социальной работы и социальной психологии четко прослеживается в практической деятельности социального работника. Без знания необходимых методик и технологий социальной психологии социальный работник не сумеет выстроить успешную деятельность в области работы с клиентом.
Заключение
Итак, мы изучили дисциплины «теория социальной работы» и «социальная психология» и выявили связь между ними.
Дадим определение понятиям «теория социальной работы» и «социальная психология».
Теория социальной работы – область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования.
Объект теории социальной работы – взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом.
Предмет – закономерности нарушения и восстановления взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом.
К закономерностям социальной работы относят:
1) закономерности функционирования и развития субъектов социальной работы;
2) существующие связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.
Выделяют следующие группы принципов социальной работы:
1) выстраивается на основе образа нуждающегося, клиента социальных служб;
2) связана со спецификой социальной работы как помогающей деятельности;
3) объясняется важной ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы.
Социальная психология – раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе, тому, как человек воспринимает других, общается и влияет на них.
Социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности.
Социальная психология решает следующие задачи:
· выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике;
· «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.
Социальная психология изучает следующие закономерности:
· поведения человека в социальной организации;
· взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности;
· развития нравственно-психологического климата в коллективе;
· возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений;
· возникновения и разрешения межличностных конфликтов;
· лидерства и индивидуального стиля деятельности;
· поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях.
Таким образом, изучив дисциплины «теория социальной работы» и «социальная психология», мы выявили связь между этими науками.
Связь социальной работы и социальной психологии проявляется в психосоциальной работе.
Психосоциальная работа – это такое направление социальной работы, предметом которой является психическое состояние человека (группы, общины), погруженного в трудную жизненную ситуацию.
Цель психосоциальной работы – поиск и актуализация внутренних (психических) ресурсов личности для достижения ею состояния продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности.
Объект психосоциальной работы как составной части социальной работы – трудная жизненная ситуация, которая возникает у различных категорий людей.
Методики психосоциальной работы:
· психодиагностика;
· психотерапия;
· психокоррекция;
· психологическое консультирование;
· психогигиена;
· психопрофилактика.
Таким образом, социальная работа и социальная психология взаимодействуют в практической деятельности социального работника. Для успешного выполнения своей работы социальный работник должен иметь знания не только по теории социальной работы, но и по социальной психологии.
Эти знания необходимы, чтобы проникнуть во внутренний мир клиента, определить причины, из-за которых он попал в трудную жизненную ситуацию, для успешной помощи выхода клиента из этой ситуации.
Для благополучной деятельности социального работника необходимо дальнейшее взаимодействие данных дисциплин, развитие этой связи и изучение социальным работником основ социальной психологии.
[1] Социальная работа: Учебное пособие / под ред. Д. п. н., проф. Н.Ф. Басова.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С. 36.
[2] Там же. С. 43.
[3] Г. М. Андреева Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. С.9.
[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.10.08).
[5] Г. М. Андреева Социальная психология. Учебник для вузов. Аспект Пресс, 2008. С. 4.
[6] Там же. С.9.
[7] https://social.psypublica.ru/13/102.htm (дата обращения 23.10. 2008).
[8] Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. С. 60.
[9] Социальная работа: Учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С. 306.
[10] Там же.
[11] Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. 2006. С. 15.
[12] Там же. С. 17.
[13] Социальная работа: Учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С. 308.
[14] Там же. С. 309.
[15] Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания. М.: Просвещение, 1993. С. 46.
[16] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Е.И. Есениной. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 14-16.
[17] Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб.: Образование, 1997. С. 12.
[18] Там же.