В Японии после первого нефтяного кризиса были приняты меры по энергосбережению, которые привели к снижению на 35 % энергоемкости валового национального продукта. Однако в последние семь лет энергопотребление увеличивалось в среднем на 3,1 % в год, поэтому японское правительство в 1993 г. пересмотрело «Закон об энергосбережении», основные принципы которого излагаются ниже.
В соответствии с новой редакцией закона Министерство международной торговли и промышленности Японии (ММТП) должно устанавливать и объявлять основные принципы политики, направленной на всестороннее стимулирование рационального энергоиспользования, а основные энергопользователи должны предпринимать усилия по рационализации энергопользования в соответствии с этой политикой.
А. Регулирование в промышленном секторе.
В промышленном секторе, который потребляет свыше 50 % всей энергии, регулирование осуществляется по следующим основным н аправлениям.
1. Указания для руководителей промышленных предприятий.
Министерство международной торговли и промышленности Японии (ММТП) при содействии органов, регулирующих ту или иную отрасль, устанавливает для руководителей стандарты и нормативы и дает необходимые указания по использованию энергии, касающиеся:
рационального сжигания топлива;
рационализации отопления, охлаждения и теплопередачи;
предотвращения теплопотерь;
использования сбросного тепла;
эффективного преобразования тепловой энергии в электрическую;
уменьшения потерь электроэнергии.
2. Энергоменеджмент.
На каждом предприятии промышленности и энергетики, потребляющем газ и тепло в количествах, превышающих 3000 т условного топлива (в нефтяном эквиваленте) в год или электрическую мощность более 12 гигаватт, ММТП обязывает учредить службу энергетического менеджмента.
|
3. Контроль за использованием энергии.
Если на предприятии допускаются вопиющие нарушения принципов рационального энергоиспользования, министерство может само или через соответствующее ведомство потребовать от руководителя предприятия пред- ставить план энергосбережения; на нарушение дисциплины энергосбережения министерство отреагирует указанием исполнить требуемые по инструкции мероприятия.
4. Назначение энергоменеджеров.
Руководитель предприятия должен назначать определенное количество лицензированных энергоменеджеров, основным содержанием деятельности которых является принятие мер по рациональному использованию энергии и предоставлению ежегодных отчетов по энергосбережению в министерство или в государственные ведомства, курирующие соответствующую отрасль.
Проведение экзаменов и лицензирование энергоменеджеров осуществляется организацией, уполномоченной министерством. Закон определяет процедуры и критерии проведения экзаменов, а также другие правила, касающиеся предоставления и отзыва лицензии.
С 1984 г. аттестацию энергоменеджеров уполномочен проводить Японский центр по энергосбережению (ЯЦЭ).
5. Энергоаудит.
На больших предприятиях, обязанных организовать службу энергоменеджмента, имеется необходимое контрольное оборудование, и они должны сами проводить энергоаудит при поддержке энергоменеджеров.
На малых и средних предприятиях с числом работающих менее 300 чел. энергоаудит проводится бесплатно. В обследовании принимают участие 1–2 инспектора из ЯЦЭ в течение одного-двух дней. С 1995 г. проведено примерно 5600 таких обследований по всей Японии.
|
В средних или больших компаниях ЯЦЭ проводит штатный энергоаудит. Два или три эксперта проводят сначала предварительное обследование, за которым следует детальное обследование производственных процессов. Предлагаются конкретные меры по плану энергосбережения с определением ожидаемых выгод и требуемых средств.
Б. Регулирование энергопотребления зданий и сооружений.
Любое лицо или организация, намеревающиеся строить здание, обязаны принять все меры для предотвращения тепловых потерь и для рационального использования всех видов энергетического оборудования в здании в соответствии со стандартами, устанавливаемыми ММТП и Министерством строительства.
Устанавливаются предельные теплопотери через стены зданий, коэффициенты энергопотребления для кондиционеров, вентиляторов, эффективность осветительных приборов, отопительных систем, лифтов и т. д.
Оба министерства дают необходимые консультации и руководящие указания как для строителей больших сооружений, так и для владельцев частного жилья. Если министерство устанавливает, что для здания площадью более 2000 м 2 эффективность использования энергии не соответствует стандарту и владелец не подчиняется соответствующим требованиям, министерство уведомляет об этом соответствующее ведомство.
В. Меры регулирования энергоэффективности энергоемкого оборудования и транспортных средств.
|
Большая доля потребления энергии приходится на автомобили, кондиционеры и другое энергоемкое оборудование. Его эффективность, предусмотренная проектными показателям, определяется на стадии производства. Закон налагает определенные обязательства на производителей и импортеров автомобилей и бытового оборудования. ММТП устанавливает стандарты энергоэффективности, обязательные для крупных поставщиков, например поставляющих более 2000 автомобилей в год или более 50 кондиционеров в год.
Показатели экономичности автомобилей должны быть не ниже установленных стандартов, например, автомобиль массой менее 702,5 кг должен проходить на одном литре бензина 19,2 км, т. е. на 100 км должно уходить не более 5,2 л бензина. Для автомобиля массой 1000 кг расход бензина должен быть не более 6,1 л на 100 км.
Стандарт для грузовых автомобилей будет введен в 2003 г., при этом их экономичность должна возрасти на 5 % по сравнению с 1993 г.
Г. Экономичность электрооборудования.
Подобным же образом устанавливаются стандарты, которые будут введены в будущем для электрооборудования, вплоть до определения расхода энергии на привод магнитных дисков для компьютеров. (Например, предельная световая эффективность для люминесцентных ламп устанавливается на уровне 62 лм/Вт.)
Д. Информирование потребителя.
Предпринимаются меры по информированию населения об энергосбережении, выпускаются брошюры и плакаты, проводятся симпозиумы и используются средства массовой информации. Устанавливаются День энергосбережения, Месячник энергосбережения и Генеральная проверка энергосбережения для обучения населения и повышения общественной активности.
Оборудование должно маркироваться таким образом, чтобы обычные покупатели могли выбрать наиболее экономичные модели. Правила маркировки оборудования по энергоэффективности устанавливают ММТП и другие министерства. Закон устанавливает и другие требования, касающиеся финансовых и налоговых мер по стимулированию энергосбережения. Закон также устанавливает порядок представления отчетов, проведения инспекторских проверок и наложения штрафов. Закон предусматривает возможность внесения необходимых изменений в отдельные статьи в соответствии с изменениями конъюнктуры.
Ввиду наблюдающегося роста энергопотребления из-за низких цен на энергоносители предусматриваются специальные финансовые и технические мероприятия для снижения удельного энергопотребления в промышленности и в коммунальной сфере.
На предприятиях Японии практикуется работа «кружков качества» – малых групп, объединяющих работников компании, которые самостоятельно и при содействии руководящих работников разрабатывают и внедряют предложения по рационализации и совершенствованию труда на предприятиях, в том числе по экономии энергии.
Эту работу инициирует и стимулирует руководство фирмы. Работа кружка может проводиться по-разному – в рабочее время (около 1 часа) и во вне рабочее время, может поощряться материально или нет, но всегда поощряется морально. Деятельность «кружков качества» дает громадный материальный эффект.
«Кружки качества» – это лишь одна из структур, участвующих в развитой схеме борьбы за эффективность производства. Деятельность по энергосбережению в более широком плане организуется посредством следующих структур:
линейной организации, основанной на обычной производственной структуре предприятия;
бригады по выполнению проекта, состоящей из специально выделенных сотрудников;
малой группы контроля качества.
Линейная организация способна объединить все структуры предприятия сверху донизу. Ее преимущества – хорошая структурированность и управляемость. Однако у нее есть и определенные недостатки. В рамках линейной организации сотрудники стараются уклониться от ответственности. Разработанный план модернизации иногда не соответствует реальной производственной ситуации. Управленческие структуры имеют зачастую теоретическое, а не реальное представление о положении дел.
Линейная организация эффективна на первичном этапе внедрения энергосберегающих мероприятий.
Бригада по выполнению проекта (БВП) – это временный коллектив специалистов, нацеленный на решение определенной задачи.
Бригада распускается, если рассматриваемая проблема решена или передана линейной организации.
Преимущества БВП – это ее мобильность, высокая степень готовности к разработке перспективных тем, требующих длительного периода сложных исследований. Однако в ряде случаев результаты деятельности БВП не доходят до основной массы сотрудников, занятых в производстве.
Малая группа контроля качества (ГКК) основана на привлечении к ее деятельности всех, в том числе рядовых сотрудников предприятия, т. е. тех, кто непосредственно занят в производственной сфере, кто реально использует энергию и реально участвует в выполнении энергосберегающих мероприятий. В рамках ГКК сотрудники работают над темами по энергосбережению.
Обычно ГКК насчитывает 5–10 высококвалифицированных специалистов, осуществляющих постоянный самоконтроль и повышающих качество своей работы. Их деятельность в значительной степени поддерживается линейной организацией. При поддержке линейной организации проводятся обсуждения, сбор и анализ информации, формулируются пути практического решения задач.
Деятельность ГКК развивается в рамках прекрасно разработанных и одновременно гибких методик. Используется, например, программа «Семь приемов контроля качества», включающая следующие этапы:
1) формулировка темы;
2) анализ ситуации и формулировка задачи;
3) планирование мероприятий;
4) анализ причин и следствий (временной аспект, обобщение, текущие изменения, взаимосвязи);
5) рассмотрение и реализация контрмер;
6) составление статистических диаграмм;
7) составление диаграмм контроля.
Основные принципы деятельности ГК:
1) полное раскрытие потенциала каждого человека и в конечном счете развитие потенциала группы;
2) улучшение условий труда так, чтобы работа становилась приятной, жизненно важной и приносящей удовлетворение;
3) внесение вклада в улучшение в развитие предприятия.
Исполнители и руководители обеспечивают условия, при которых деятельность ГКК содействует укреплению предприятия; их задачи при этом состоят в следующем:
1) направлять интересы участников ГКК на превращение трудовой деятельности в важный аспект жизни работников;
2) оказывать поддержку группам ГКК, вносящим свой вклад в реформы и рост предприятия;
3) не проявлять торопливость в получении экономической выгоды;
4) в первую очередь оказывать людям помощь в развитии их потенциальных возможностей. Добиться, чтобы обстановка на предприятии содействовала полному раскрытию потенциала работников;
5) поддерживать творческую самодеятельность сотрудников предприятия;
6) организовывать работу по повышению квалификации сотрудников;
7) планомерно разъяснять рабочим и служащим политику управления на предприятии;
8) поощрять и стимулировать деятельность работников предприятия в ГКК;
9) оказывать поддержку участию групп ГКК в презентациях во внешних структурах.
ГКК, широко внедряемые в японской промышленности, являются мощной движущей силой экономического развития Японии.