Священные горы и деревья




Горы, водные потоки, лес и отдельные скалы явля­ются не только частями Матери-Земли, но также и местом обитания газрин изен, духов природы. Мно­гие, если не все из них были когда-то душами людей, предков, которые жили так давно, что их многочис­ленные потомки забыли об их существовании и поте­ряли с ними всякую связь. Если обратить взгляд об-


раню на сотни тысяч лет человеческой истории, лег­ко представить, как много этих духов существует в природе. Горы и величественные деревья, как говорят в Сибири, имеют сулд — этим же словом обозначает­ся душа человека, которая остается в природе после его смерти. Скалы и деревья необычного вида счита­ются обладающими сильным духом, поэтому к ним относятся с уважением и предлагают подношения в виде табака и спиртных напитков. Поскольку духи природы встречаются повсюду, очень строго запреща­ется оскорблять их, без необходимости уничтожая за­поминающиеся детали земного ландшафта или дере­вья, имеющие странную форму. Злой природный дух обладает большой силой и может создавать множе­ство проблем обидевшему его человеку или сообще­ству людей до тех пор, пока шаман не умиротворит его или не подчинит своему контролю.

Духи гор считаются очень могущественными, и к ним обращаются с молитвами о хорошей охоте и обильном урожае. Церемонии, во время которых про­износят такие молитвы, обычно производятся старей­шими членами клана или племени в дни равноден­ствий и солнцестояний. Поклоняются духам гор и другим газрин изен в специальных местах, называе­мых обу, которые представляют собой конические груды обломков скал и веток деревьев, высотой при­мерно 2—3 метра. Встретив во время путешествия обу, человек должен обойти его три раза кругом и положить на него еще один камень. Делая это, чело­век не только выказывает уважение духу, который может ему позже и не понадобиться, но также добав­лением камня символически увеличивает силу этого духа, а взамен получает хиимори и удачу в своем пу­тешествии. Кроме этого, обу являются местами прове­дения некоторых ежегодных церемоний для живущих поблизости людей, во время которых возносится хва­ла местным духам, Отцу-Небу, Матери-Земле и дру­гим сверхъестественным силам. Устремленная вверх


форма обу символизирует точки более близкой связи между землей и небесами, точно так же, как вершины гор считаются более близкими к Тенгеру и поэтому заряженными спиритической энергией.

Мир духов

В системе представлений сибирских шаманов мир духов не считается чем-то сильно отличающимся от нашего, физического мира, если не говорить об отли­чии сущности обитающих там духов. Фактически, разделение миров природы и духов является доволь­но произвольным, потому что духи есть везде и все­гда. Способности, которыми обладают духи, отлича­ются от тех, которыми располагают существа, имеющие физическое тело: они могут летать и совершать путе­шествия на любые расстояния с огромной скоростью, а также видеть и чувствовать вещи, удаленные от них в пространстве и во времени. То, что на Западе назы­вают телепатией или экстрасенсорными способностя­ми, среди сибирских племен считается талантом вос­принимать вещи, используя для этого населяющих человеческое тело духов. Люди, имеющие большую личную силу (хиимори), особенно часто обладают такими способностями, потому что личная сила уве­личивает количество психической энергии человека. Во время ритуалов шаманы обычно с помощью ута и других помощников овладевают качествами духов, получая при этом способность свободно летать и ви­деть вещи, невидимые для обычных людей или нахо­дящиеся на расстоянии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: