ВВЕДЕНИЕ
Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших.
Раздел антропологии — расоведение обобщает данные по изучению антропологического состава народов земного шара в настоящем и прошлом, т. е. по образованию и распространению рас на Земле.
Данные расоведения используются для опровержения лженаучных расистских концепций и формирования правильного представления о различиях в морфологическом облике людей. Специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории, и поэтому один из важнейших приемов расового анализа — выявление географического распределения расовых признаков
Классификация
В советской антропологии общепринята расовая классификация Н.Н. Чебоксарова. Первоначально oн выделил 3 большие расы: экваториальную, или австралоидную, евразийскую, или европеоидную, азиатско-американскую и 22 малые расы, или расы второго порядка. Большую европеоидную расу Н.Н. Чебоксаров подразделил на 5 малых рас. Монголоидная большая раса представлена 9-ю расами второго порядка. Экваториальная раса первого порядка, согласно его номенклатуре, включает 8 малых рас
Расы
Раса — это система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, сформировавшихся в определенном географическом регионе. Некоторые черты, характеризующие разные расы, могли появиться как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.
Ученые чаще всего выделяют пять основных рас:
- европеоидную,
- монголоидную,
- негроидную,
- американоидную,
- австралоидную.
Основные гипотезы происхождения рас
Существует несколько основных гипотез происхождения рас человека: полицентризм (полифилия), дицентризм и моноцентризм (монофилия).
Гипотеза полицентризма, одним из создателей которой был немецкий антрополог Франц Вайденрайх, предполагает существование четырех очагов происхождения рас: в Восточной Азии (очаг возникновения монголоидов), в Юго-Восточной Азии (австралоиды), Африка южнее Сахары (негроиды) и Европа (европеоиды). Эта гипотеза подверглась критике и была отвергнута как ошибочная, так как науке не известны случаи, образования одного вида животных в разных очагах, но с одинаковым эволюционным путем.
Гипотеза дицентризма, выдвигавшаяся в 1950-60-х годах, предложила два подхода к объяснению происхождения рас. Согласно первому, очаг образования европеоидов и негроидов находился в Передней Азии, а очаг образования монголоидов и австралоидов – в Юго-Восточной Азии. Из этих очагов европеоиды начали расселяться по Европе, негроиды – вдоль тропического пояса, а монголоиды изначально заселили Азию, после чего часть из них отправились на американский континент. Второй подход гипотезы дицентризма относит европеоидную, негроидную и австралоидную расу к одному стволу расогенеза, а монголоидную и американоидную расы – к другому.
Так же как гипотеза полицентризма, гипотеза дицентризма была отвергнута научным сообществом по аналогичным соображениям.
Гипотеза моноцентризма основана на признании одинакового умственного и физического уровня всех рас и происхождении их от одного общего предка в одном, достаточно протяженном, месте. Регион формирования рас сторонники моноцентризма относят к Восточному Средиземноморью и Передней Азии, откуда предки человека начали расселяться в другие регионы, постепенно образуя множество более мелких расовых групп.
Морфологические признаки.
Основными признаками, по которым расы отличаются, друг от друга являются: форма волос на голове; характер и степень развития волосяного покрова на лице (борода, усы) и на теле. Цвет волос, кожи и радужины глаз; форма верхнего века, носа и губ; длина тела, или рост. Важнейшим расовым признаком является также пигментация. Большое значение для выделения рас имеют различные признаки головы и лица, изучаемые антропологами, как на живых людях, так и на черепах. Наиболее широкое лицо у многих народов Северной и Центральной Азии, Северной Америки, а также у некоторых преимущественно брахикефальных групп европейцев на Балканах, в Альпах, на севере Европы. Очень узкое лицо характерно для бушменов, пигмеев, народов Эфиопии и некоторых других групп африканцев, для многих народов Южной Европы и Индии, для негритосов Юго-Восточной Азии
История расизма
Первый намёк на дискриминацию негров можно найти в надписи, начертанной на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III(1887—1849 годов до нашей эры). Перед этой границей по суше со стадами, или по воде — на лодке, запрещён переход всякому чёрному, за исключением тех, которые пожелают пересечь для того, чтобы продавать или покупать что-либо на каком-либо рынке. Эти люди будут приняты гостеприимно, но всегда запрещено любому чёрному во всех случаях спускаться в лодке по реке.
В античном мире расизм стал приобретать более отчётливые контуры. Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьёзным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищённые народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей.
Расисты уверены, что если люди различны по цвету кожи, форме волос, ширине носа и другим наружным расовым признакам, то они должны непременно отличаться между собой по своим психическим стереотипам