Эссе на тему «Сравнительный анализ научных проблем в области специальной педагогики»




Вопросы для самопроверки.

1. Обозначьте современные тенденции и перспективы отечественного инклюзивного образования.

· увеличение числа студентов с ОВЗ в образовательных учреждениях

· использование имеющихся и разработка новых коррекционных и психолого-педагогических технологий сопровождения лиц с ОВЗ

· привлечение общественных организаций

2. Раскройте принципы инклюзивного образования.

· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· каждый человек способен чувствовать и думать;

· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· все люди нуждаются друг в друге;

· подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

· для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

· разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

3. Проанализируйте международный опыт инклюзивного образования.

Западный опыт ориентирует систему образования детей с умственными и физическими нарушениями на интеграцию лиц с дефектами развития в общество. Согласно этой теории лица, с различными дефектами должны обучаться и воспитываться не в специализированных образовательных учреждениях, а в массовых детских садах и школах, работать на обычных предприятиях, заводах, фабриках, фирмах и т.д.

По мнению западных специалистов, в области образования, совместное обучение лиц с ОВЗ и нормально развивающихся учащихся, совместный труд на предприятиях, мастерских будут способствовать развитию конкурентоспособности инвалидов и сохранению прав человека. Постоянно общаясь с нормально развивающимися людьми, они будут более естественно адаптироваться и интегрироваться в общество. Такой подход к интеграции и инклюзии не требует значительного финансирования лиц с ОВЗ от государства. Дети получают крайне формализованное образование.

4. Охарактеризуйте инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества.

Ребенок с ОВЗ в большей степени, чем здоровый сверстник, нуждается в общении, социализации, развитии, подготовке к дальнейшей полноценной жизни. Для этого необходимо внедрять в широкую практику развитие системы инклюзивного образования, как одного из актуальных направлений. Кроме того, эти дети нуждаются в понимании окружающих и гуманном отношении к себе общества в целом.

5. Охарактеризуйте специальные образовательные условия и особые образовательные потребности детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специальные образовательные условия:

· медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;

· подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий (т.е. формирование у них необходимых знаний)

· формирование у них познавательной мотивации и положительного отношения к учению;

· замедленный темп преподнесения новых знаний;

· меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что объем запоминаемой информации у них меньше;

· использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода);

· организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей;

· максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;

· контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала;

· ситуация обучения должна строиться с учетом сенсорных возможностей ребенка, что означает оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т.д.

Специалистами выделяются ООП (особые образовательные потребности), которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах:

• Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как

только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и

достигнуть максимального результата.

• использование специфических средств для осуществления обучения.

• в учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в

стандартной школьной программе.

• дифференциация и индивидуализация обучения.

• возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения.

• продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым

людям поступить в университет.

• участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс.

6. Назовите актуальные проблемы специального и инклюзивного образования.

· максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной медикопсихолого-педагогической помощи ребенку и семье, его воспитывающей;

· максимальное сокращение разрыва между началом целенаправленного обучения и моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка;

· изменение отношения к ребенку с ОВЗ, для которого характерна позиция, согласно которой ребенок не объект воздействия взрослого, а равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества и сотворчества;

· разработка и внедрение специализированного стандарта образования, сочетающего общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции детей с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе;

· выдвижение всего комплекса специальных задач обучения (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);

· построение всех необходимых «обходных путей» обучения;

· использование специфических методов, приемов, средств обучения;

· более дифференцированное, пошаговое обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;

· значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения;

· особая организация образовательной среды;

· обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и их особая целенаправленная подготовка силами специалистов;

· создание образовательных учреждений нового – комбинированного – типа, где будут обучаться как дети с отклонениями в развитии, так и их нормально развивающиеся сверстники;

· придание уже существующим специальным образовательным учреждениям новых функций – оказания специализированной консультативной помощи семьям и детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения данного региона, а также специалистам этих учреждений;

· свобода выбора форм организации образования, типов учебного заведения;

· непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста;

· подготовка кадров – специалистов нового поколения.

7. Назовите основные этапы становления и развития специального и инклюзивного образования в нашей стране и за рубежом.

1) первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии;

2) второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям;

3) третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей (с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых); от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права детей на образование. Данный период соотносится с первым этапом становления системы специального образования;

4) четвертый период – от осознания необходимости обучения трех категорий детей (с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых) к пониманию необходимости обучения всех детей. Для системы специального образования это второй этап – этап развития и дифференциация системы специального образования;

5) пятый период – от равных прав к равным возможностям; от изоляции к интеграции, инклюзии. Ведущей тенденцией третьего этапа развития системы специального образования является интегрированное, инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

8. Укажите, в каких федеральных документах отражены положения, разработанные на международном уровне и гарантирующие равные права на образование лицам с ОВЗ и инвалидностью.

· Статья 43 Конституции РФ,

· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (ст. 42, 55, 59, 79),

· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

· статья 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ,

· Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 04.02.2010 г.)

· Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2015 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 г.

9. Назовите нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в нашей стране.

– международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

– федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);

– правительственные (постановления, распоряжения);

– ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации и др.);

– региональные (правительственные и ведомственные).

10. Охарактеризуйте образовательную среду в системе специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности обучающихся.

Ведущим принципом является готовность инклюзивной образовательной среды приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.

11. Определите сущность сравнительной педагогики применимо к предметной области инклюзивного образования.

Сравнительная специальная педагогика (ССП) – область педагогической науки, которая изучает в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики обучения и воспитания лиц ограниченными возможностями здоровья с в различных странах и регионах мира, соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики, выявляет способы и формы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта.

12. Дайте определение основных понятий, относящихся к сфере инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзивное образовательное пространство – совокупность образовательных пространств инклюзивных образовательных организаций и организаций, обеспечивающих организационное и методическое сопровождение инклюзивного образования, в том числе, осуществляющих сотрудничество в единой системе сетевого взаимодействия.

Образовательная среда – это совокупность всех условий в образовательном пространстве, способствующая обучению, воспитанию и развитию обучающихся и воспитанников, включающая

пространственно-предметный, содержательно-методический, коммуникационно-организационные компоненты.

Инклюзивная культура - это – формирование системы принципов и ценностей инклюзивного образования и обеспечение психологической безопасности, комфортности, сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Инклюзивная политика – это обеспечение нормативно-правовых основ инклюзивного образования; развитие архитектурной, материально-технической и доступной пространственно-предметной среды.

13. Дайте характеристику профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования.

· должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии,

· иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.

· Успешно работать с детьми, имеющими нарушения развития, не могут люди, не получившие специальное дефектологическое образование.

· Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому учителю необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.

14. Раскройте сущность инновационности как одного из принципов специальной педагогики и специальной психологии.

Понятие «инновация» охватывает не столько создание и распространение новшеств, сколько характеризует изменения в образе деятельности, жизни, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны. Инновационный процесс связан с переходом в качественно иное состояние, с ревизией устаревших норм и положений, ролей, а зачастую и с их пересмотром. Часто нововведения появляются совокупно, и тогда образуется целый инновационный массив.

15. Дайте общую характеристику современной отечественной системы специального и инклюзивного образования.

В России понятие «инклюзивное образование» закреплено в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273) и сопряжено с созданием в образовательных организациях специальных условий, которые позволят обеспечить удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты отмечают необходимость включения в образовательный процесс всех граждан России, достигших школьного возраста, вне зависимости от наличия особых образовательных потребностей. Цель специального образования определена в «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ» (2010) как «ведение в культуру» ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи специальных методов, приемов, средств обучения и расширением образовательного пространства.

Контрольно-измерительные материалы

1. В

2. В

3. Б

4. А

5. А

6. Б

7. А

8. В

9. А

10. В

11. Б

12. В

13. А

14. Б

15. Б

16. А-3, Б-1, В-2

 

 

Эссе на тему «Сравнительный анализ научных проблем в области специальной педагогики»

Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.Большинство специалистов соглашается, что развитие ребёнка с ограниченными возможностями в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременности наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормально развивающихся сверстников, при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.По данным современных статистических исследований с каждым годом в мире, в том числе, в Российской Федерации, возрастает число лиц с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Причинами такой устойчивой тенденции к увеличению количества детей с различными нарушениями и патологиями развития можно назвать и ухудшающиеся условия окружающей среды, и генетический фактор, накопленный поколениями, и уровень развития медицины, позволяющий сохранить осложненную беременность и выходить ребенка, который еще несколько десятилетий назад был бы обречен погибнуть при рождении, но к настоящему моменту все еще нет однозначного определения тех факторов и условий, которые способствуют столь масштабному появлению детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе со сложными дефектами и множественными нарушениями развития.
Такая реальность ставит перед государством задачу поиска лучших образовательных ресурсов и более адаптированной образовательной системы, отвечающей требованиям современного общества к обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

Первостепенной проблемой коррекционной педагогики выступает проблема трудового воспитания, обучения и коррекции дефектов развития. По словам автора, приобретая трудовые навыки, дети получают возможность всестороннего развития и подготовки себя к дальнейшей взрослой жизни. Подчеркивая сложный и неоднородный характер проблемы соотношения обучения и развития, исследователи утверждают, что для коррекционной (специальной) педагогики, её разрешение является более сложным, чем в любой другой области педагогики.

Как известно, биологическое ограничение ребёнка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) осмысливается как первичная предпосылка нарушения его взаимодействия с окружающим миром, способного вызвать отклонения в психическом развитии. Такие отклонения могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения, но обучения специально организованного и особым образом устроенного. Судьба детей зависит от того, как осмысляется и разрешается в системе специального образования проблема соотношения обучения и развития.

Актуальные проблемы специального образования:

· материально-техническая база многих специальных учреждений не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей

· неготовность общественности признавать право ребёнка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности

· наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности

· дефицит профессионально подготовленных кадров полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребёнка, направленной на получение полноценного образования

· неготовность общественности признавать право ребёнка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности недостаточно развита система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям.

Таким образом, на фоне бесспорно прогрессивных деклараций государства о модернизации современной системы коррекционного образования, необходимо признать двоякость процесса инклюзии и обязательность планомерной, длительной и многоступенчатой работы с детьми с ОВЗ: от коррекции и развития ребенка в системе коррекционного образования к инклюзии и дальнейшей комфортной жизни в общегражданском поле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: