Носители и пути передачи цитомегаловируса
Часто цитомегаловирусную инфекцию или цитомегалию называют «болезнью поцелуев». Но так как вирусные частицы могут находиться не только в слюне, а и в других биологических жидкостях, то инфицироваться возбудителем можно:
-половым путём — через сперму, вагинальный секрет. Заразиться также можно при незащищенном оральном и анальном сексе;
-бытовым путём — через слюну. Возможна передача вируса воздушно-капельным путём, при пользовании одной зубной щёткой, посудой;
-трансплацентарно — от больной матери к плоду в острый период заболевания;
-гематогенно — при переливании крови или пересадке красного костного мозга;
вертикальный путь передачи — обеспечивается при грудном вскармливании и во время родов, при прохождении плодом родовых путей инфицированной матери (наиболее опасный путь передачи, так как также приводит к врождённой цитомегаловирусной инфекции и развитию пороков).
Осложнения и последствия заболевания: прерывание беременности, аномалии плода
Цитомегаловирусная инфекция часто является причиной привычного невынашивания беременности. Женщина может не подозревать о наличии вируса в своём организме и страдать от бесплодия.
При развитии внутриутробной цитомегалии рождённый ребёнок имеет:
-аномалии развития головного мозга (гидро- или микроцефалия);
повышение уровня билирубина, увеличение печени и селезёнки на 2–3 неделе жизни;
-глухоту, слепоту, заболевания почек и кишечника.
Около 10% детей, которые имеют симптомы врождённой цитомегаловирусной инфекции, умирают в первые месяцы жизни. Задержка умственного развития и глухота наблюдается у 60–85% малышей с клиническими проявлениями заболеваниями с рождения и у 20% — с бессимптомным течением патологии.
|
3. Классификации факторов риска и предохраняющих факторов
Факторы риска (лат. factor – делающий, производящий) – понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие человека. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, факторы риска – это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т.е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий.
В зависимости от:
степени вероятности угрозы выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска;
времени действия - однократные факторы и факторы хронического действия;
источников возникновения – биологические, психологические и социальные факторы риска.
К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые патологии чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах, существует наследственная предрасположенность к заболеванию и т.д.
Экологические факторы риска. Исследования последних двух десятилетий показали, что неблагоприятная экологическая обстановка также служит источником факторов риска, представляющих серьезную опасность не только для здоровья детей, но и для разных сторон их психического развития. Токсичные продукты промышленного производства, радиация, высокий уровень шума и др. могут оказывать крайне негативное влияние на общее умственное развитие детей, внимание, память, эмоциональную сферу.
|
Социальные факторы риска. Неблагоприятные условия жизни, трудные жизненные ситуация, частые стрессы, являются серьезным фактором риска и влияют на развитие многих заболеваний, в том числе психических нарушений. Первостепенное место среди социально-психологических факторов риска принадлежит неблагоприятным особенностям семейного воспитания ребенка. Высокая степень риска здесь обусловлена не только огромной значимостью для ребенка взаимоотношений с родителями и другими членами семьи, но и постоянным, хроническим характером их влияния. Применительно к разным типам вредностей установлено, что факторы хронического действия обычно приводят к более тяжелым последствиям по сравнению с факторами хотя и сильного, но однократного действия (например, острыми психологическими травмами).
Предохраняющими или защитными факторами называют личностные и средовые характеристики, которые целиком или частично оберегают от негативного влияния факторов риска.
По своему характеру могут быть индивидуальными, семейными, социальными, средовыми.
Индивидуальные – это сильные стороны самого человека. В человеке заложен огромный природный позитивный потенциал, который может быть конструктивно использован в преодолении сложных жизненных ситуаций.
Интеллектуальные способности, сильная мотивация достижений, положительная самооценка и факторы темперамента могут выполнять защитную функцию.
Семейные – это наличие благоприятной внутрисемейной ситуации. Поддержка близких, является одним из сильнейших предохраняющих факторов.
Социальные - это социальная поддержка, благоприятные условия жизни. Для детей важным социальным фактором защиты является благоприятные условия в школе.