Шаманские традиции у семангов




Семанги, численность которых составляет 2 — 3 тыс. человек, живут в основном в глубинных районах се­верной части Малаккского полуострова, по склонам Центрального хребта, в Кедахе и Пераке. Семанги ве­дут бродячий образ жизни и не задерживаются более трех дней на одном и том же месте. Занятия их вклю­чают охоту и собирательство, а в последнее время иа-


чало развиваться земледелие. У семангов шаманизм еще не выделился из единого социокультурного комп­лекса, в центре которого стоит синкретическая фигура халака, в самостоятельный феномен. Халак выполняет функции лекаря, жреца, колдуна, шамана, предсказате­ля и одновременно является вождем или старейши­ной. Положение халака обычно передается по наслед­ству от отца к сыну, так же как и духи-помощники (пенгках хала). Тем не менее решающим условием становления халака, независимо от переданных по на­следству прав, является сон, в котором будущий шаман встречается с тигром или с верховным божеством Так Перном. Также может стать халаком нашедший маги­ческий кристалл (чебуч). Будущий халак должен прой­ти курс обучения у опытного шамана. Нередко хала-ки семангов племени джахай отправляются на обучение к соседним сеноям. Специальный обряд посвящения для халака у семангов отсутствует.

Первым халаком и первонредком этого племени было божество семангского племени Кента. У верхов­ного божества Так Перна есть младший брат — Кал-чеиг, который также является халаком. Временами халак, сам не являющийся божеством, перенимает не­которые его свойства: например, находясь в образе питона или небесного дракона, халак, так же как и верховное божество, может вызывать гром. В других случаях халак становится тождествен духам — шено-ям (или сеноям), маленьким, невидимым существам, обитающим буквально повсюду. Шенои бывают муж­ского и женского пола и часто принимают образы раз­личных растений, камней, грифа или птицы-носорога.

Шенои считаются предками халака и вообще всех семангов. Кроме того, они рассматриваются как по­средники между халаком и божествами. Проводя ритуал, халак говорит с шеноями на специальном язы­ке и через них общается с божествами. Когда же он находится во власти шеноя, обладающий способнос­тью к чревовещанию халак как бы говорит его голо-


Хижина для камлания у семангов

сом, и тогда его самого признают духом-шеноем и даже называют соответствующим именем духа.

Халак руководит различными важными мероприя­тиями в жизни всей общины и совершает жертвопри­ношения. К его силе прибегают в тех случаях, когда нужно нанести ущерб врагу или вызвать его смерть. Но главная функция халака — лечебная. В этой роли он может выступать иногда как обычный лекарь, а иногда как шаман. Единственным предметом силы


халака-лекаря является магический кристалл — кварц. Он называется «чебуч» или бату шеной, т. е. «камень шеноя». Халак может либо сам сделать себе подобный атрибут, либо он использует для этой цели камень, ко­торый когда-то был разбит молнией. Халак определя­ет болезнь, на которую ему указывает сидящий внутри кристалла шепой, пристально вглядываясь в камень.

Ярче всего связь халака с шаманизмом раскрыва­ется во время камлания в ходе лечения болезни. Спер­ва женщины сооружают из пальмовых листьев спе­циальную хижину (панах), а в ее центре ставится ствол пальмы. Ночью халак входит в эту хижину. Осталь­ные члены общины остаются сидеть снаружи, но при­нимают участие в действе. Халак, находясь внутри, исполняет ритуальные песнопения, а снаружи ему вторят остальные участники церемонии. Р. Беллах, отмечая характерные черты архаических религий, пишет о подобных церемониях: «Здесь нет прихо­жан, посредников, зрителей. Все присутствующие вовлечены в ритуальное действо, сливаются с мифом». Через некоторое время хижина начинает трястись, это означает, что в нее спустились духи-шенои. Халак об­ращается к ним на особом языке и спрашивает у них о причине болезни, а также о способе лечения. Получив ответ духов, он передает их слова людям. Этот осо­бый язык понятен, однако, не только халаку, но и не­скольким певцам и певицам, которые попеременно поют от имени духов-шеноев мужского или женского рода и от имени духа-тигра. Остальные участники церемонии, как правило, не знают языка духов. Сама процедура лечения заключается в том, что халак из­гоняет болезнь из тела пациента и помещает ее в спе­циальный бамбуковый сосуд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: