Отраслевое соглашение от 3 апреля 2017 г.




«Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 – 2020 годы»

(Зарегистрировано в Роструде 28 апреля 2017 года, регистрационный номер 10/17-20)

I. Общие положения

1.1. Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 – 2020 годы (далее – Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнёрства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности строительных организаций, организаций промышленности строительных материалов.

1.2. Сторонами Соглашения являются:

1.2.1. работники в лице их представителя – Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (далее – Профсоюз строителей России);

1.2.2. работодатели в лице их представителя – Общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский Союз строителей» (далее – ОМОР «Российский Союз строителей»);

1.2.3. федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Министерство), действующего на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

1.3. Предметом соглашения являются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам организаций и предприятий строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации.

1.4. Соглашение действует в организациях, осуществляющих деятельность в строительстве, архитектуре, проектировании, инженерных изысканиях, промышленности строительных материалов, осуществляющих добычу строительных материалов (в том числе, щебня, гипса, песка, глины), осуществляющих производство цемента, металлических конструкций, теплоизоляционных, стеновых материалов (в том числе керамических стеновых материалов и стеклянных волокон, строительных пенопластов, теплоизоляционных бетонов, иных строительных материалов), а также организациях, оказывающих им сервисные, транспортные, научные, образовательные услуги. Соглашение распространяется на организации, в которых указанные виды деятельности являются основными. Основной вид деятельности организаций определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

1.5. Соглашение – элемент отраслевой системы социального партнерства – является основой для межрегиональных, региональных, территориальных соглашений, иных соглашений, заключаемых по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений, а также для коллективных договоров, трудовых договоров и локальных нормативных актов работодателей.

1.6. Соглашение распространяется на:

1.6.1. работодателей, являющихся членами ОМОР «Российский Союз строителей»;

1.6.2. работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения (в том числе не предоставивших отказ присоединиться к Соглашению в порядке, установленном статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ);

1.6.3. всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, на которых распространяется действие Соглашения;

1.6.4. всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, в случае наделения полномочиями соответствующие органы профсоюза на их представительство (статья 30 ТК РФ, статья 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»);

1.7. Отдельные положения Соглашения распространяются на социально не защищенную категорию лиц, в том числе не являющихся работниками данного работодателя (лиц, вышедших на пенсию, уволенных по инициативе работодателя в связи с сокращением численности (штата), получивших инвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания, членов семей работников, погибших вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, и т.д.).

1.8. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Коллективные договоры, заключаемые в организациях, не могут ограничивать или снижать уровень прав, гарантий и компенсаций работников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Соглашением. В случае отсутствия в организации коллективного договора Соглашение имеет прямое действие.

1.9. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные Соглашением. В случае реорганизации организации-работодателя выполнение обязательств по Соглашению возлагается на ее правопреемника.

1.10. Соглашение вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его регистрации Федеральной службой по труду и занятости и действует три календарных года.

1.11. В случае принятия в период действия Соглашения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, улучшающих права работников в сфере трудовых отношений, соответствующие пункты данного Соглашения действуют с учетом вновь принятых правовых норм. Коллективные и трудовые договора в организациях отрасли, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников, гарантированное Соглашением.

1.12. В период действия Соглашения ни одна из сторон не может в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых обязательств, но вправе по взаимной договоренности вносить изменения и дополнения, не ухудшающие права и интересы работников в сфере социально-трудовых отношений.

1.13. Изменения и дополнения вносятся в Соглашение в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

II. Права и обязанности сторон

2.1. Работодатели обязуются:

2.1.1. Принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом организации в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

2.1.2. Принимать меры, направленные на обеспечение:

· достойной и справедливой заработной платы;

· роста реальной заработной платы в соответствии с вкладом работников в конечные результаты деятельности соответствующих организаций;

· здоровых и безопасных условий труда;

· занятости работников;

· повышения квалификации и профессионального роста работников;

· корпоративных социальных гарантий, учитывающих реформирование социальной сферы.

2.1.3. При заключении, изменении Соглашения, иных соглашений в сфере социально-трудовых отношений уведомить работников о заключении и содержании соглашений (в том числе об условиях труда, компенсациях за вредные, опасные и иные особые условия труда, гарантиях при увольнении и т.д.) путем публикации в отраслевых средствах информации.

2.1.4. При приеме на работу новых работников (до подписания трудового договора) ознакомить их под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором и приложениями к нему, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к социально-трудовым правам и функциям работников.

2.1.5. По запросу представителей работников представлять полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений, не позднее 7 календарных дней с момента получения такого запроса.

2.2. Работники обязуются:

2.2.1. Способствовать повышению эффективности производства, улучшению качества продукции, росту прибыли как факторам, от которых зависят размер заработной платы и выплат социального характера.

2.2.2. Воздерживаться от объявления забастовок в период действия Соглашения при условии выполнения работодателями принятых на себя обязательств.

2.2.3. Соблюдать требования охраны труда.

2.2.4. Соблюдать дисциплину труда.

2.2.5. Бережно относиться к имуществу работодателя.

2.3. Профсоюз строителей России:

2.3.1. Осуществляет в порядке, установленном законодательством, силами правовой и технической инспекций труда общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе за состоянием охраны труда в строительной отрасли и отрасли производства строительных материалов, осуществлением работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, устранению причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний, предотвращению аварий на опасных производственных объектах;

2.3.2. Защищает членов Профсоюза, а также работников, не являющихся членами Профсоюза, но уполномочивших Профсоюз на представление их интересов и перечисляющих на счет профсоюзной организации денежные средства в размере 1 процента от заработной платы ежемесячно, при трудовых спорах, в том числе связанных с реорганизацией, временной остановкой деятельности и ликвидацией организаций, сокращением рабочих мест, своевременностью оплаты труда.

2.3.3. Организует и участвует в проведении конкурсов по улучшению условий труда в организациях на региональном уровне; совместно с региональными организациями Профсоюза строителей России и региональными объединениями работодателей организует проведение отраслевого конкурса на лучший коллективный договор организации;

2.3.4. Участвует в разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда для работников в порядке, установленном статьями 212 и 372 ТК РФ;

2.3.5. Участвует в комиссии по проведению СОУТ и оказывает консультационную помощь работникам в реализации их права на безопасные и здоровые условия труда, социальные льготы и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, представляет их интересы в органах государственной власти, в суде и правоохранительных органах; предоставляет членам профсоюза бесплатные консультации и юридическую помощь по социально-правовым вопросам; оказывает материальную помощь членам профсоюза в случаях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;

2.3.6. Организует обучение правовых и технических инспекторов труда профсоюза, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций строительной отрасли и отрасли производства строительных материалов;

2.3.7. Осуществляет контроль за соблюдением региональными и первичными профсоюзными организациями требований Соглашения;

2.3.8. Обобщает и систематизирует информацию региональных и первичных профсоюзных организаций о состоянии и развитии системы социального партнерства на соответствующем уровне (о проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников и т.д.);

2.3.9. Доводит до ОМОР «Российский Союз строителей» поступившую от региональных и первичных профсоюзных организаций информацию о возникших трудовых спорах, массовых сокращениях, забастовках, иных обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки состояния системы социального партнерства;

2.3.10. Координирует взаимодействие региональных профсоюзных организаций с региональными объединениями работодателей – членами ОМОР «Российский Союз строителей» при подготовке ими совместных отчетов о соблюдении требований Соглашения;

2.3.11. Направляет представителя для согласования с ОМОР «Российский Союз строителей» позиции по проектам нормативных правовых актов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, затрагивающих строительную отрасль и отрасль производства строительных материалов.

2.4. ОМОР «Российский Союз строителей»:

2.4.1. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями (строительными организациями и организациями, осуществляющими производство строительных материалов) – членами ОМОР «Российский Союз строителей» требований Соглашения. В этих целях ОМОР «Российский Союз строителей» ежегодно не позднее 10 декабря рассылает указанным лицам по электронной почте соответствующие запросы и не позднее 15 марта следующего года обобщает полученную информацию;

2.4.2. Не реже одного раза в год заслушивает отчеты представителей региональных объединений работодателей, ассоциаций, союзов и иных объединений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – членов ОМОР «Российский Союз строителей» о соблюдении их членами требований Соглашения;

2.4.3. Организует сбор и анализ информации о соблюдении членами региональных объединений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – членов ОМОР «Российский Союз строителей» требований Соглашения;

2.4.4. Координирует взаимодействие региональных объединений работодателей – членов ОМОР «Российский Союз строителей» с региональными профсоюзными организациями при подготовке ими совместных отчетов о соблюдении требований Соглашения;

2.4.5. Доводит до Профсоюза строителей России имеющуюся у него информацию о возникших трудовых спорах (конфликтах), массовых сокращениях, забастовках, иных обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки состояния системы социального партнерства;

2.4.6. Направляет представителя для согласования с Профсоюзом строителей России позиции по проектам нормативных правовых актов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, затрагивающих строительную отрасль и отрасль производства строительных материалов.

2.4.7. Рекомендует строительным организациям и организациям, осуществляющим производство строительных материалов, являющимися членами ОМОР «Российский Союз строителей», разработать с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа организации поэтапный план реализации мер по повышению уровня и качества социальных гарантий работникам в соответствии с социальным проектом «Забота».

2.4.8. Рекомендует строительным организациям и организациям, осуществляющим производство строительных материалов, являющимися членами ОМОР «Российский Союз строителей», разработать поэтапный план реализации мер по повышению материального положения работников в соответствии с социальным проектом «За достойную заработную плату».

2.5. Министерство учитывает положения Соглашения при осуществлении своих функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, градостроительного зонирования, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства (за исключением территориального планирования) и жилищно-коммунального хозяйства, функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, а также функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ (в установленной сфере деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации), в том числе при осуществлении:

2.5.1. информационно-разъяснительной работы совместно с заинтересованными органами государственной власти в субъектах Российской Федерации по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;

2.5.2. методического обеспечения переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов в установленной сфере деятельности Министерства;

2.5.3. организации проведения конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в установленной сфере деятельности Министерства;

2.5.4. обобщения практики применения законодательства Российской Федерации и анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства;

2.5.5. разработки и реализации мер по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности Министерства;

2.5.6. разработки и реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности Министерства;

2.5.7. учреждения ведомственных наград и награждения ими работников Министерства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

2.6. В целях подготовки ежегодной отчетности об исполнении Соглашения на федеральном, региональном и иных уровнях устанавливаются следующие сроки заключения коллективных договоров и соглашений:

2.6.1. на федеральном уровне – октябрь – декабрь,

2.6.2. на уровне субъектов Российской Федерации – ноябрь – январь,

2.6.3. на уровне организации – декабрь – февраль.

III. Оплата и нормирование труда

3.1. Минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего I разряда, занятого в строительной отрасли или отрасли производства строительных материалов при работе в нормальных условиях труда и полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, устанавливается с коэффициентом индексации не ниже 1,2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также с учетом коэффициента инфляции в соответствующем субъекте Российской Федерации и сложившихся межотраслевых соотношений (межотраслевых коэффициентов) согласно приложению 1 к Соглашению.

3.2. Примерный расчет минимального размера месячной тарифной ставки рабочего I разряда приведен в приложении 2 к Соглашению. Минимальный размер месячной тарифной ставки рабочих для рабочих последующих разрядов, занятых на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, устанавливается в коллективных договорах на основании межразрядных тарифных коэффициентов по 8-разрядной сетке, приведённых в приложении 3 к Соглашению.

3.3. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

3.4. В размер минимальной месячной тарифной ставки не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

3.5. В организациях, применяющих тарифные ставки других отраслей, а также во вспомогательных производствах минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда устанавливается следующим образом: определяется отношение месячной минимальной тарифной ставки, предусмотренной схемой тарифных ставок, установленной Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 сентября 1986 г. № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства», к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, определенной Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 сентября 1986 г. № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства». Полученное соотношение умножается на минимальной размер месячной тарифной ставки, определенной Соглашением. Примерный расчет минимального размера месячной тарифной ставки рабочего, занятого в организации, применяющей тарифные ставки других отраслей, либо занятого во вспомогательном производстве, приведен в приложении 4 к Соглашению.

3.6. При тарифной системе оплаты труда доля тарифа в общем заработке рабочих должна составлять не менее 65 процентов, без учета надбавок и доплат при условии выполнения норм труда.

3.7. При использовании в организациях бестарифной системы оплаты труда работнику гарантируется выплата минимального размера оплаты труда, предусмотренного Соглашением, примерный расчет минимального размера оплаты труда в таком случае приведен в приложении 5 к Соглашению.

3.8. Иные выплаты работникам организаций, использующих бестарифную систему оплаты труда, производятся по правилам, предусмотренным коллективным договором, и могут, в том числе, учитывать коэффициенты трудового участия, коэффициенты квалификационного уровня, сводные коэффициенты распределения.

3.9. Работодатели обязаны обеспечить ежегодную индексацию размеров заработной платы в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги (по данным Росстата).

3.10. Уровень оплаты труда при расчете договорных цен на строительство объектов за счет бюджетных средств должен быть не ниже средней фактической оплаты труда в регионе работников, занятых в строительстве при других источниках его финансирования.

3.11. В соответствии с положениями гражданского законодательства подрядчик и заказчик вправе самостоятельно, по согласованным расчетам, определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в свободных (договорных) ценах на строительную продукцию (работы, услуги), но не ниже размеров, предусмотренных Соглашением. При этом рекомендуется закреплять долю оплаты труда в себестоимости строительной продукции (работ, услуг) в размере не ниже 20 – 22 процентов.

3.12. В целях устранения крайней дифференциации заработной платы работников в коллективных договорах рекомендуется устанавливать разрыв между категориями 10 процентов высокооплачиваемых и 10 процентов низкооплачиваемых работников предприятия, не превышающий 4 – 5 раз.

3.13. Рекомендуется фиксировать среднюю заработную плату рабочих в организации на уровне не ниже пятикратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

3.14. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

В коллективных договорах рекомендуется устанавливать следующий порядок повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).

При этом работникам, условия труда на рабочих местах которых, по результатам СОУТ, отнесены к вредным условиям труда 1 степени (класс 3.1), установить не менее 12 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда и увеличивать размер повышения оплаты труда не менее чем на 3 процентов за каждую степень вредности выше класса 3.1, а минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с опасными условиями труда (класс 4) не менее 24 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

3.15. Для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, размеры возмещения командировочных расходов определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Для работников других организаций размеры командировочных расходов регулируются статьей 168 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».

Порядок и размеры расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Рекомендуется устанавливать суточные в размере 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.

3.16. Подвижной характер работ – разновидность служебных поездок работников, постоянная работа которых осуществляется в пути. Подвижной характер работ в строительстве предусматривает частую передислокацию организации (перемещение работников) или их оторванность от постоянного места жительства. Работникам при подвижном характере работ в обязательном порядке возмещаются следующие расходы:

3.16.1. по проезду;

3.16.2. по найму жилого помещения;

3.16.3. дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

3.16.4. иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

3.17. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных с подвижным характером работ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором. Суточные за подвижной характер работы рекомендуется исчислять в следующих процентах к месячным тарифным ставкам (должностным окладам):

3.17.1. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области – 40 процентов;

3.17.2. на частях территории Российской Федерации, не указанных в подпункте 3.19.1 Соглашения – 30 процентов.

При этом суточные за подвижной характер работы должны составлять не более размера суточных, выплачиваемых работникам при командировках.

3.18. Разъездной характер работ в строительстве предусматривает выполнение работ на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с чем, работники осуществляют поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места работы на объекте и обратно. Работникам при разъездном характере работ в обязательном порядке возмещаются следующие расходы:

3.18.1. суточные;

3.18.2. по проезду (если они имеют место);

3.18.3. иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

3.19. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных с разъездным характером работ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

3.20. В случаях, когда поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы на объекте и обратно за день составляют не менее трех часов, в коллективных договорах и локальных нормативных актах суточные за разъездной характер работы рекомендуется устанавливать в размере до 20 процентов месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат, но не более 50 процентов нормы суточных, выплачиваемых при командировках, а при поездках длительностью не менее двух часов – до 15 процентов месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат, но не более 40 процентов нормы суточных, выплачиваемых при командировках.

3.21. При временном приостановлении работы организации по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера работодатель вправе разрешить работникам не присутствовать на рабочем месте. Порядок применения данного пункта следует устанавливать в коллективном договоре или в правилах внутреннего трудового распорядка.

3.22. Надбавка за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. № 51 «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета».

3.23. Работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, в коллективных договорах, трудовых договорах и локальных нормативных актах рекомендуется устанавливать надбавку за вахтовый метод работы в размере 75 процентов месячной тарифной ставки (оклада).

3.24. Размер надбавки не должен превышать размер установленной нормы расходов на выплату суточных, предусмотренный работникам организаций за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации.

3.25. Доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за работу в многосменном режиме устанавливаются в размере 20 процентов тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в вечернюю смену и 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночную смену. Указанные доплаты включают в себя повышенный размер оплаты труда в ночное время, предусмотренный ТК РФ.

3.26. Работодателям рекомендуется устанавливать размер средств на премирование работников за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в соответствии с приложением к письму Минтруда СССР № 1336-ВК и Госстроя СССР № 1-Д от 10 октября 1991 г. «Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объектов в процентах от сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ».

3.27. Работодателям рекомендуется устанавливать надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство в следующих размерах:

3.27.1. для рабочих III разряда – до 12 процентов;

3.27.2. для рабочих IV разряда – до 16 процентов;

3.27.3. для рабочих V разряда – до 20 процентов;

3.27.4. для рабочих VI и более высоких разрядов – до 24 процентов месячной тарифной ставки (должностного оклада).

3.28. Работодателям рекомендуется ежегодно выплачивать работникам вознаграждение за выслугу лет в следующих размерах:

3.28.1. при стаже работы от 1 до 3 лет – 0,6;

3.28.2. при стаже работы от 3 до 5 лет – 0,8;

3.28.3. при стаже работы от 5 до 10 лет – 1;

3.28.4. при стаже работы от 10 до 15 лет – 1,2;

3.28.5. при стаже работы свыше 15 лет – 1,5 месячной тарифной ставки (должностного оклада).

3.29. Работодателям рекомендуется выплачивать дополнительное вознаграждение работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, не ниже тарифной ставки.

3.30. Формы и системы оплаты труда с указанием условий премирования и депремирования работников следует закреплять в коллективных договорах.

3.31. За работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к заработной плате работников применяются районные коэффициенты и процентные надбавки в размерах, не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.32. В случаях, когда у организации отсутствуют финансовые возможности для выполнения условий Соглашения, связанных с оплатой труда работников, работодателю совместно с профсоюзной организацией рекомендуется разработать поэтапный план реализации Соглашения, который следует закрепить в коллективном договоре. Информация о такой организации и наличии плана должна быть доведена до сторон Соглашения.

IV. Обеспечение занятости

4.1. Работодатели стремятся проводить в организации политику, основанную на принципах поддержания высокого уровня квалификации работников, повышения результативности и эффективности их деятельности, использования механизмов регулирования занятости с учетом региональных особенностей деятельности организации.

4.2. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

4.3. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

4.4. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

4.5. Работодатели, имеющие намерение привлечь иностранную рабочую силу, уведомляют об этом выборный орган профсоюзной организации.

4.6. При выборе квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан работодатели учитывают наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствие возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, свои возможности обеспечить равные условия работы и оплаты труда иностранных работников и работников – граждан Российской Федерации, необходимость предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.

4.7. Работодатели должны стремиться к предотвращению или сведению к минимуму, насколько это возможно, случаев прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера без ущерба для эффективной работы организации, а также к смягчению неблагоприятных последствий любого прекращения трудовых отношений по этим причинам для соответствующего работника или работников.

4.8. При наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», работодатель обязан уведомить работников и профсоюзную организацию о возможном банкротстве организации, а при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве должника-работодателя уведомить их также о проводимых процедурах (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и т.д.).

4.9. В случае реорганизации или ликвидации организации работодатели обязаны:

4.9.1. уведомить работников о принятии решения о ликвидации, реорганизации (ее форме) и примерных сроках проведения;

4.9.2. известить выборные органы профсоюзной организации о предстоящей реорганизации или ликвидации;

4.9.3. предоставить выборным органам профсоюзной организации информацию о решении по реорганизации или ликвидации в течение 20 дней со дня принятия соответствующ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: