Тема 8
Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции
план
1. Чистая конкуренция. Спрос на продукт конкурентного продавца
2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде
Таблица 1 - Характерные черты четырех основных моделей рынка
характерная черта | Модель рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
1. Число фирм | очень большое число | много | несколько | одна |
2. Тип продукта | стандартизированный (или однородный) | дифференцированный | стандартизированный или дифференцированный | уникальный, нет близких заменителей |
3. Контроль над ценой | отсутствует | некоторый, но в довольно узких рамках | ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре | значительный |
4. Условия вступления в отрасль | очень легкие, препятствия отсутствуют | сравнительно легкие | наличие существенных препятствий | заблокировано |
5. Неценовая конкуренция (различия в качестве, рекламе, стимулировании сбыта) | отсутствует | значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. | очень типична, особенно при дифференциации продукта | главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями |
6. Примеры | сельское хозяйство | розничная торговля, производство одежды, обуви | производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов | местные предприятия общественного пользования |
Вопрос. Чистая конкуренция. Спрос на продукт конкурентного продавца
![]() |
Рассматривая вопрос, мы исходим из того, что в условиях чистой конкуренции в отрасли работает очень большое число фирм, выпускающих однородный (стандартизированный) продукт. Такая маленькая фирма не может проводить самостоятельную ценовую политику.
Рисунок 1 - Кривая спроса конкурентной фирмы
Так как решения отдельных фирм не влияют на рыночную цену, кривая спроса для отдельной конкурентной фирмы является горизонтальной линией.
![]() |
Рис. 2 - Отраслевая кривая спроса
Кривая спроса по отрасли показывает, сколько товара купят все потребители по каждой возможной цене.
Рассмотрим несколько определений:
Средний доход для продавца ( AR ) – цена единицы продукции.
Валовый доход ( TR ) – общий доход от проданной продукции. Определяется умножением цены единицы продукции на количество проданной продукции.
Предельный доход (MR) – добавочный доход, который является результатом продажи ещё одной единицы продукции
![]() ![]() |

Рисунок 3 - Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы в условиях чистой
конкуренции
Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене кривая её предельного дохода (MR) совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (d). Кривая валового дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии.
вопрос. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Сведём вместе данные о доходе и данные об издержках, чтобы определить для фирмы объем производства, максимизирующий прибыли.
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде – два подхода:
1. Сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС).
2. Сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).
При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных вопроса:
1. Следует ли производить? Дадим сразу же ответ: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо: а) экономическую прибыль; б) нормальную прибыль; в) убыток, который меньше её постоянных издержек.
2. Какое количество продукции следует производить? В краткосрочном периоде фирме следует производить такой объём продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки.
3. Какая прибыль (убыток) будут получены?
Рассмотрим три случая определения прибылей и убытков фирмы:
1) случай максимизации прибыли;
2) случай минимизации убытков;
3) случай закрытия.