Галлюциногены: катализатор или признак упадка?




В среде ученых, изучающих шаманизм, давно наме­тился большой разлом, связанный с их отношением к галлюциногенным растениям и значением, которое они имели для формирования шаманизма и человеческой культуры в целом. Выразителем мнения одной части исследователей явился Р. Гордон Уоссон, который счи­тал, что именно употребление психоделических веществ служит доказательством «подлинности» шаманских обрядов, показывает, что шаманизм подлинен и жив. Обратной точки зрения придерживался М. Элиаде, считавший «наркотический» шаманизм своего рода упадочничеством. Он полагал, что если те или иные индивиды не способны достичь экстаза без использо­вания психоактивных препаратов, то их культура, ве­роятно, пребывает в состоянии упадка.

Как бы то ни было, следует признать, что многие культурные феномены, под влиянием которых фор­мировалось современное общество, были основаны на использовании психоактивных препаратов. Это и знаменитые элевсинские мистерии в Древней Греции, и легендарная «сома» Древней Индии, и культ свя­щенного гриба у индейцев Южной Америки. Подоб­ные корни можно найти во многих культурах и рели­гиях, рождавших великих людей и формировавших мировоззрение огромных масс людей

Долгое и частое нахождение под действием пси­ходелического опыта, прорыв трансцендентного на поверхность обычного сознания, вызываемый галлю-


циногенным экстазом, влияли на растворение той ча­сти человеческой психики, которую мы сейчас назы­ваем «эго». Потребление психоделических растений заставляло временно уйти от осознания себя как от­дельной личности, и в образовавшуюся пустоту про­никало Божественное. Впоследствии людьми были найдены другие способы объединения с Духом, с Бо­гом, но они требовали, как требуют сейчас, долгих лет практики и отречения от мирской жизни. В то же время благодаря галлюциногенам практически лю­бой человек мог ощутить присутствие Высшей Силы и обрести таким образом настоящую веру.

Ниже мы рассмотрим некоторые из традиций ис­пользования психоактивных растений среди шаманов, чтобы увидеть, в какой степени они способны повли­ять на шаманские практики и мировоззрение.

АЯХУАСКА

Этот знаменитый напиток шаманов долины реки Амазонка носит такое название в Эквадоре и Перу. В Колумбии он называется яге, в Бразилии — каапи. Перевод слова «аяхуаска» с языка инков звучит как «лоза мертвых» или «лоза духов». Этот напиток при­готовляется из лианы Banisteriopsis caapi. Части лиа­ны отвариваются вместе с листьями многих других растений, в результате чего получается настой, содер­жащий множество очень сильных алкалоидов, таких как гармалин, гармин и часто диметилтриптамин (ДМТ). Диметилтриптамин очень похож на серото-нин и, подобно последнему, будучи компонентом есте­ственного обмена веществ в организме млекопитаю­щих, является эндогенным (вырабатываемым самим организмом) галлюциногеном. Химическая структу­ра и эффект, вызываемый приемом этих соединений, напоминают, хотя и не повторяют полностью, содер­жащийся в кактусе пейота мескалин, а также выраба­тываемый некоторыми видами грибов псилоцибин.


Как и эти растения, отвар из лианы Banisteriopsis ты­сячелетия использовался в шаманских практиках для сверхъестественных путешествий, врачевания, предска­зания будущего и поклонения богам.

Как считается, дух растения Banisteriopsis руково­дит духами прочих растений, листья которых были использованы при приготовлении аяхуаска, и прида­ет дополнительную силу их влиянию на человека. Для разных целей к главному компоненту добавля­ются разные растения. Целью же может быть путе­шествие души, передача мыслей на расстоянии (теле­патия), врачевание, общение с духами, видения, ворожба, изучение песен духов и т.д. Сама лиана Banisteriopsis содержит в себе алкалоид гармалин, а большинство видов растений, которые служат добавками, содержат диметилтриптамин (ДМТ).

Обычно при приеме внутрь через рот ДМТ не вы­зывает никакого эффекта — для этого он должен по­пасть в легкие. В шаманских традициях существуют рецепты нюхательных и курительных смесей, действие которых основано именно на таком способе приема ДМТ. Однако гармалин, как было установлено, пре­пятствует разрушению диметилтриптамина пищевари­тельной системой и позволяет этому соединению про­никнуть в кровь того, кто принял аяхуаска. Кроме того, гармалин позволяет продлить срок действия ДМТ и вызываемые им видения до шести часов.

В Европе и на Ближнем Востоке также существу­ют растения, содержащие гармалин и ДМТ — это уже упомянутая сирийская рута душистая и гигантский речной тростник. Известно, что из семян сирийской руты душистой приготовляли красную краску, которую тка­чи стран Ближнего Востока использовали для окра­шивания персидских ковров. Семена сирийской руты душистой содержат как гармалин, так и диметилтрип­тамин, и была высказана гипотеза, что именно галлю­циногенные свойства напитка, приготавливаемого из этих семян, явились причиной возникновения легенд о


ковре-самолете. Вполне вероятно, что красная краска из этих семян служила одновременно напитком, а узо­ры на коврах являлись одновременно картами, пока­зывающими пути в магический мир.

Гигантский речной тростник также имел свое при­менение — ствол этого растения считался лучшим сырьем для изготовления волынок и флейт. Счита­лось, что из него сделана свирель бога Пана. Корни его содержат ДМТ.

Установлено также, что кожа многих видов жаб — непременного ингредиента колдовских напитков ведьм разных стран Европы — содержит галлюциноген, на­зываемый бафотенином. В Австралии аборигены с це­лью получения видений курят кожу поджаренных тростниковых жаб. Эффект от этого во многом анало­гичен тому, что возникает при употреблении аяхуаска.

Конкретные традиции, связанные с этим напитком, сильно различаются в разных племенах. Чтобы по­знакомить читателя с различными культами аяхуас­ка, ниже приводятся некоторые статьи исследовате­лей культуры племен бассейна Амазонки, посвященные их описанию.

Звук водного потока*

...Выпив отвар, человек начал тихонько напевать. Постепенно в темноте стали проявляться бледные линии и формы, и вокруг него зазвучал пронзитель­ный хор тсентсаков, духов-помощников, которые пи­тались силой напитка. Он звал их, и они пришли. Первой из них была панги, анаконда, которая сверну­лась кольцом вокруг его головы, превратившись в золотую корону. Вампанг, гигантская бабочка, повис­ла в воздухе над его плечом и начала петь, звеня сво­ими крыльями. В воздухе перед ним появились танцу­ющие змеи, пауки, птицы и летучие мыши, и одновре­менно с появлением этих демонов-помощников, чьей

* Майкл Дж. Харнер, 1968 г. 123


задачей был поиск врагов во тьме тропической ночи, на руках человека выросли тысячи глаз.

Звук яростного потока воды заполнил его уши, и, слушая этот рев, он понял, что овладел силой тсунги, первого шамана. Теперь он сможет видеть и будет в состоянии найти правду. Человек посмотрел на жи­вот больного человека, лежавшего перед ним, и когда тот постепенно стал прозрачным, как чистый горный ручей, он увидел внутри извивающееся ядовитое на­секомое, маканчи, посланное враждебным шаманом. Истинная причина болезни была теперь найдена...

Индейцы племени дживаро, которое обитает в Эк­вадоре, в долине Амазонки, верят, что колдовство явля­ется причиной подавляющего большинства болезней и ненасильственных смертей. Обычная сознательная жизнь, по мнению дживаро, — не более чем «ложь», иллюзия. Настоящие же силы, которые определяют ход всех событий дня, являются сверхъестественными, и общаться с ними и управлять ими можно только с помощью галлюциногенных наркотиков. Исходя из таких взглядов на мир у индейцев возникает огром­ная необходимость в специалистах, способных по соб­ственной воле перемещаться в сверхъестественный мир, чтобы как-то вести дела с силами, которые влияют или даже полностью определяют события обычной жизни.

Эти специалисты, которых у нас принято назы­вать шаманами, по мнению индейцев дживаро, разде­ляются на два типа: колдуны и лекари. Шаманы обо­их типов принимают галлюциногенный напиток, который в племени дживаро называется натема. Этот напиток приготавливается отвариванием кусков стебля лианы Вашепор вместе с листьями другой, очень по­хожей лианы. Полученный отвар содержит множе­ство алкалоидов, вызывающих ярко выраженный гал­люциногенный эффект.

Во время первого предпринятого мною исследова­ния дживаро в 1956—1957 гг. я не смог полностью оценить психологическое влияние, которое этот напи-


ток оказал на систему взглядов индейцев на мир. Однако в 1961 г., во время исследования другого пле­мени, обитавшего в верховьях Амазонки, мне выпал случай познакомиться с его действием. В течение не­скольких часов после принятия аяхуаска я, будучи в полном сознании, находился в мире, превосходящем все мои самые странные сны. Я встречался с птицего­ловыми людьми и драконами, которые объясняли мне, что они являются истинными богами нашего мира. Я привлекал себе на службу духов-помощников, чтобы с их поддержкой отправиться в путешествие за пре­делы нашей галактики. Погруженный в транс, в кото­ром сверхъестественное выглядит абсолютно реаль­ным, я понял, что антропологи, включая меня самого, всегда недооценивали важности этого наркотика с точки зрения его влияния на мировоззрение прими­тивных племен. По этой причине в 1964 г. я вернулся в племя дживаро, чтобы еще раз внимательно изучить использование натема шаманами этого племени.

Использование галлюциногенного напитка натема дает возможность практически любому из племени дживаро достигнуть состояния транса, исключительно важного для шаманской практики. Поэтому неудиви­тельно, что примерно каждый четвертый дживаро яв­ляется шаманом. Любой взрослый член племени, будь то мужчина или женщина, который хочет освоить этот род занятий, просто делает подарок уже практикую­щему шаману, который взамен снабжает его порцией натема и дает ученику часть собственной сверхъесте­ственной силы в виде духов-помощников, или тсент-сак. Эти духи-помощники, или «стрелы», как их еще называют, считаются главной сверхъестественной си­лой, вызывающей болезни и смерть в «нормальном» мире. Для обычного человека эти магические стрелы обычно невидимы, и даже шаманы могут воспринимать их только находясь под воздействием натема.

Шаманы посылают духов-помощников в тела сво­их жертв, чтобы вызвать болезнь или убить их. В дру-


гих ситуациях они могут высосать из тела больного человека духов, посланных другим шаманом. Еще од­ной функцией духов-помощников является формиро­вание щита, защищающего от атак тело их господина.

Дживаро убеждены, что они могут хранить маги­ческие стрелы в животе и изрыгать их наружу по соб­ственной воле. Чтобы дать новичку немного тсентсак, практикующий шаман должен изрыгнуть из себя то, что для принявшего натема выглядит как бриллиан-топодобная субстанция, в которой и находятся духи-помощники. Шаман отсекает часть ее с помощью ма­чете и дает новичку, который должен проглотить эту часть. При этом получивший магическую силу испы­тывает боль в животе. После этого он должен оста­ваться в постели в течение десяти дней, регулярно при­нимая натема. Шаман, который дал новичку часть своей силы, периодически обдувает и растирает все его тело, вероятно, чтобы увеличить передаваемую силу.

После этого новичок не должен участвовать в по­ловой жизни в течение по меньшей мере трех меся­цев. Если ему не удастся подчинить себя строгой са­модисциплине, как это с некоторыми случается, этот человек не сможет стать шаманом. В конце первого месяца изо рта новичка неожиданно появляется тсен­тсак. Имея в своем распоряжении эту магическую стрелу, новый шаман испытывает огромное желание начать колдовать. Если он бросит этот тсентсак, чтобы тот выполнил его желание, этот человек станет кол­дующим шаманом. Если же новичок сможет побо­роть свое желание и проглотит первую магическую стрелу, он станет лекарем.

Если шаман, который дал ученику часть своей силы, был скорее колдуном, чем лекарем, новичок также скорее всего станет колдуном. Причина этого, как считают индейцы, в том, что магические стрелы, кото­рыми владеют колдуны, имеют такое большое стрем­ление убивать, что их новый владелец будет очень сильно склоняться ими стать на этот путь. Как объяс-


нял один шаман, желание убивать, которое владеет колдунами, приходит к ним с такой же частотой и силой, как чувство голода.

Колдун будет обладать достаточной силой, чтобы убить человека, а лекарь — чтобы вылечить жертву, если он сможет воздерживаться от сексуальных от­ношений в течение по крайней мере пяти месяцев. Для того чтобы стать действительно могучим колду­ном или лекарем, от половых связей надо воздержи­ваться не менее года.

Во время этого периода воздержания новый ша­ман собирает все те виды насекомых, растений и дру­гих объектов, которые он теперь имеет силу превра­тить в тсентсак. В магические стрелы может быть превращен практически любой объект, включая жи­вых насекомых и червей, если он достаточно мал, что­бы быть проглоченным шаманом. Для вызова раз­личных видов и степеней заболеваний используются различные виды тсентсак. Чем большее разнообра­зие таких объектов шаман имеет в своем животе, тем больше его возможности.

Согласно верованиям индейцев дживаро, каждый тсентсак имеет две формы существования: есте­ственную и сверхъестественную. Естественной фор­мой магической стрелы является тот материальный объект, который виден обычному человеку, не упот­реблявшему натема. Однако истинной формой тсентсак является сверхъестественная, которую может увидеть только принявший порцию натема шаман. В таком виде обычный предмет принимает форму какого-либо демона и получает новое имя. В своей сверхъестественной форме тсентсак ока­зывается не просто объектом, а духом-помощником, который может иметь образ гигантской бабочки, ягуара или, например, обезьяны и активно помогает шаману в его действиях.

Все время, пока шаман колдует или занимается магическим лечением, вокруг его головы видна иохо-


«Шаман тропического леса» (автор Тимоти Маккарти)

жая на гало корона. Однако увидеть ее может только тот, кто принял порцию натема.

Колдовство выполняется против конкретного, хо­рошо знакомого шаману человека, и поэтому его це­лями почти всегда являются соседи или, наиболее ча­сто, соплеменники. Обычно, как и в случае обычного убийства соплеменника, колдовство совершается, что­бы отомстить за нападение на чью-то семью или дру­зей. Как колдовство, так и убийство отличаются от широкомасштабных рейдов охотников за головами, в которых индейцы дживаро добывают себе славу и которые проводятся против всех соседних враждеб­ных племен.

Начав колдовать, шаман принимает натема и скрытно подбирается поближе к дому сзоей жертвы. Спрятавшись в лесу, он пьет зеленый табачный сок, с помощью которого становится способен изрыгнуть тсентсак и метнуть его в тело жертвы, когда та вый-


дет из дома. Если тсентсак достаточно силен и бро­шен с надлежащей силой, он пронзит жертву насквозь и вызовет смерть этого человека в срок от несколь­ких дней до нескольких недель. Чаще, однако, маги­ческая стрела просто застревает в теле жертвы. Если шаману из его скрытного места не удается увидеть выбранного для колдовства человека, вместо этого он может атаковать любого появившегося члена его се­мьи, обычно жену или ребенка. После выполнения своей миссии шаман скрытно возвращается домой.

Одной из отличительных особенностей способа колдовства, который распространен среди индейцев дживаро, является полное отсутствие признаков, по которым жертва может узнать, что против нее кто-то колдует. Колдун не хочет, чтобы выбранный им чело­век знал, что является объектом сверхъестественной атаки и смог предпринять защитные меры, обратив­шись к шаману-лекарю. Тем не менее все опрошен­ные индейцы в один голос утверждали, что колдов­ство неминуемо вызывает болезнь человека, хотя тяжесть ее может различаться в широких пределах. Как известно, во многих других шаманских традици­ях жертва должна знать, что околдована, потому что именно это знание и приводит к ее смерти.

Большую пользу колдующему шаману приносит особый вид духа-помощника, носящий название па-сук, который остается возле дома околдованного че­ловека в виде насекомого или какого-либо животно­го после того, как сам шаман уйдет. Этот дух имеет собственные объекты, которые он может метнуть в больного человека, если лекарю удастся высосать ма­гические стрелы, застрявшие в теле этого человека благодаря колдовству владельца пасука.

Кроме того, крлдун может воспользоваться помо­щью птицы вакани (это слово переводится как «душа», «дух»). Выполнив первую часть колдовства, сильный шаман призывает эту птицу и, подув на нее, посылает ее в дом своей жертвы, чтобы она летала вокруг этого


человека, пугая его. Индейцы верят, что это вызывает лихорадку и умопомешательство и вскоре приводит к смерти.

Возвратившись домой после выполнения колдов­ства, шаман может послать птицу вакани, чтобы она сидела неподалеку от дома жертвы. Если лекарь вы­сасывает из тела околдованного человека застрявшие там стрелы, колдун может послать птице вакани еще тсентсак, чтобы она метнула его из своего клюва в жертву. Постоянно снабжая помогающую ему птицу новыми тсентсак, колдун может сделать невозмож­ным для лечащего шамана все время охранять его пациента от магических стрел.

В то время как птицы вакани являются сверхъесте­ственными слугами, использовать которых может лю­бой желающий, пасук, самый сильный вид духов-по­мощников, служит только одному шаману. И наоборот, шаман может владеть только одним шгсуянши. Этот дух, чьим предназначением является совершение кол­довства, имеет специальный щит, защищающий его от контратак лечащего шамана. Лекарь, приняв порцию натема, видит чьего-либо пасука как человека по форме и размерам, но «с ног до головы закованного в железо, кроме глаз», как говорят знакомые с такими духами. Лечащий шаман может убить пасука только одним способом — метнув тсентсак ему в глаза, единствен­ное незащищенное броней место. Для человека, кото­рый не находится под влиянием натема, этот дух выг­лядит как обычный тарантул.

Еще одним способом, которым шаман может убить человека, является использование особого вида маги­ческих стрел — анамук, с помощью которых можно создать сверхъестественных животных, атакующих жертву. Если колдун имеет тсентсак, обычная фор­ма которого — небольшая заостренная кость броне­носца, он может кинуть его в реку в то время, когда жертва пересекает ее на плоту или каноэ. Под водой тсентсак проявляет свою сверхъестественную фор-


му в виде анаконды, которая всплывает и перевора­чивает плот, в результате чего жертва тонет. Подоб­ным образом шаман может использовать как тсент­сак зуб убитой им змеи, создавая ядовитое насекомое, которое затем жалит выбранного человека. Другими видами магических животных, которых может созда­вать шаман, являются ягуар и пума.

Спустя примерно пять лет после получения тсен­тсак колдующий шаман проходит испытание, чтобы узнать, достаточно ли у него сохраняется магической силы, чтобы успешно убивать. Этот тест заключается в околдовывании дерева. Шаман, приняв порцию на­глела, пытается метнуть тсентсак сквозь дерево в том месте, где оно раздваивается на два ствола. Если его сила и целеустремленность достаточны, дерево долж­но расколоться в тот момент, когда тсентсак прохо­дит сквозь него. Обычный человек, не находящийся под влиянием галлюциногена, не способен увидеть расщепление дерева. Если шаману не удается сде­лать это, неудача означает, что он больше не в состо­янии убить человека колдовством. В таком случае он должен как можно скорее пойти к сильному шаману и купить у него новую порцию тсентсак. До тех пор, пока ему нечем будет платить за новую порцию, этот шаман постоянно находится в опасности: так как его слабость доказана, другим шаманам ничего не стоит заколдовать его. Поэтому такой колдун целыми дня­ми находится дома, пьет большое количество натема, табачного сока и экстракта еще одного наркотика, пирипири. В таком состоянии колдун должен посто­янно лежать в постели, чтобы сохранять остатки энер­гии, и при этом необходимо пытаться скрыть свое состояние от врагов. После покупки новой порции тсентсак колдун может отказаться от употребления других напитков, кроме натема.

Степень тяжести болезни, которая вызывается в жертве посредством колдовства, зависит как от силы, с которой был брошен тсентсак, так и от типа самой


магической стрелы. Если стрела пронзила все тело жертвы насквозь и вышла наружу, то говорят, что ле­чащему шаману нечего высасывать и пациент одно­значно умрет. Если же стрела застряла в теле окол­дованного человека, то теоретически возможно его вылечить путем ее высасывания. Однако на практи­ке эта операция далеко не всегда может закончиться успешно.

Функция лечащего шамана обратна таковой у кол­дуна. Когда лекаря призывают, чтобы вылечить како­го-либо пациента, первая его задача заключается в определении того, является ли причиной болезни кол­довство или есть другие причины. Обычно процесс постановки диагноза и лечения начинается с приня­тия шаманом поздним вечером или ранним утром натема, табачного сока и пирипири. Эти напитки по­зволяют ему видеть сквозь все тело пациента, как будто оно сделано из стекла. Если причина болезни в кол­довстве, шаман сможет рассмотреть застрявший в теле пациента объект достаточно четко, чтобы определить, может ли он излечить эту болезнь.

Шаман высасывает магические стрелы из тела па­циента только ночью и только в темных местах дома, так как только в темноте он может видеть вызванные наркотиками видения, относящиеся к сверхъестествен­ной реальности. Во время захода солнца лекарь про­буждает свои тсентсак путем насвистывания мело­дии лечебной песни. Примерно через четверть часа шаман начинает петь. Когда он готов начать высасы­вание, лекарь извергает два тсентсак в свое горло и рот. Тип их должен совпадать с тем, который нахо­дится в теле пациента. Шаман держит один из них в передней части рта, а другой — в задней. Задача их состоит в том, чтобы поймать сверхъестественный об­раз магической стрелы, которую лекарь высасывает из тела пациента. Тот тсентсак, который находится ближе к губам шамана, должен поглотить в себя сущ­ность высасываемого духа. Если, однако, эта сверхъе-


стественная сущность сможет пройти сквозь него, вто­рая магическая стрела во рту блокирует путь в горло, так что вторгшийся объект не может попасть внутрь тела шамана. Если же оба тсентсак не смогут задер­жать высосанную магическую стрелу, она проникнет в живот лекаря и убьет его. Попав во рту шамана в ловушку, сверхъестественная сущность стрелы оказы­вается захваченной одним из двух тсентсак шамана и поглощается им, оказываясь внутри его физической, видимой формы. После этого лекарь извергает его с помощью имитирующих рвоту движений и показы­вает его пациенту и его семье, говоря: «Я высосал тсентсак наружу. Вот он».

Не знакомые с методами шаманов люди думают, что видимый ими материальный объект и является тем, что лекарь высосал, и он сознательно не развеи­вает их иллюзии. В то же время он не лжет, потому что знает, что единственно важным в тсентсак явля­ется его сверхъестественный аспект, или магическая сущность, которую шаман, как он искренне верит, дей­ствительно высосал из тела пациента. Если он при­мется объяснять неспециалисту, что «высосанный» объект с самого начала находился у него во рту, это не принесет никакой пользы и не даст ему возможно­сти показать этот объект как свидетельство эффек­тивности лечения болезни. Не имея такого неоспори­мого доказательства, шаман не сможет убедить пациента и его семью, что он вылечил заболевание и его услуги должны быть оплачены.

Способность шамана высасывать магические стрелы в большой степени зависит от количества и силы его собственных тсентсак, которых он может иметь сотни. Когда шаман находится под воздействием натема, его магические Стрелы показывают свой сверхъестественный аспект как духи-помощники, и он может видеть их как напоминающие различных животных формы, парящие над ним, сидящие на его плечах и выступающие из-под его кожи. Во время процесса лечения шаман может


видеть, как они помогают ему высасывать магические стрелы из тела пациента. Чтобы тсентсак были всегда «накормлены» и не покинули его, шаман должен каж­дые несколько часов пить табачный сок.

Лечащий шаман должен бороться также с любым пасуком, которого он замечает находящимся побли­зости от пациента, чтобы посылать в его тело новые стрелы. Чтобы увидеть этих духов, лекарь пьет до­полнительные количества натема, и, обнаружив од­ного такого, вступает с ним в поединок посредством посылки тсентсак. Как уже упоминалось выше, па-сук имеет нечто напоминающее железную броню, ко­торая покрывает все его тело, кроме глаз. Шаман также имеет броню, которая создается теми тсентсак, кото­рыми он обладает. Все время, пока он находится под воздействием натема, магические стрелы покрывают его тело подобно доспехам и внимательно следят за появлением вражеских тсентсак, направленных на их хозяина. Когда тсентсак шамана замечают при­ближение магической стрелы, они смыкают ряды в том месте, где она пытается проникнуть, и таким об­разом отбрасывают ее.

Если лекарь видит, что тсентсак проникает в тело его пациента после того, как он убил пасука, он подо­зревает присутствие птицы вакани. В таком случае шаман пьет настой майкуа (дурмана обыкновенно­го), который является еще более сильным галлюци­ногеном, чем натема, и табачный сок и бесшумно про­никает в джунгли, чтобы поймать и убить птицу, посылающую тсентсак. После достижения успеха лекарь возвращается в дом пациента, полностью про­ветривает его, чтобы очистить от «атмосферы», создан­ной многочисленными посланными птицей вакани стрелами, и завершает процесс их высасывания из тела больного. Даже после того как все тсентсак удале­ны, шаман может остаться в доме пациента еще на одну ночь, чтобы высосать из его тела все еще остаю­щуюся там «грязь» (пахури). В тех случаях лечения,


Лекарь из долины Амазонки

свидетелями которых я стал, это высасывание пред­ставляет из себя весьма шумный процесс, сопровож­дающийся энергичными, но безрезультатными рвот­ными движениями.

Высосав наружу тсентсак, шаман помещает его в небольшой контейнер. Он не глотает эту магическую стрелу, потому что она не принадлежит к его собствен­ным и, будучи проглоченной, убьет лекаря. Позже ша­ман бросает тсентсак в воздух, и тот летит назад к колдуну, пославшему его в тело пациента. Также тсен­тсак летят к шаману в случае смерти ученика, кото­рый раньше получил их. Кроме получения своих ста­рых магических стрел таким неожиданным образом,


шаманы постоянно находятся в опасности быть атако­ванными стрелами других колдунов. Поэтому, опаса­ясь за свою жизнь, они постоянно пьют табачный сок в любое время дня и ночи. Хотя табачный сок и не яв­ляется настоящим галлюциногеном, он вызывает у че­ловека наркотический транс, который, как считается, необходим, чтобы держать тсентсак шамана готовы­ми защитить его от атакующих магических стрел. Шаман не отваживается даже пойти куда-либо без того, чтобы не взять с собой зеленые табачные листья, из которых он приготовляет табачный сок, заставляющий духов бодрствовать. Менее часто, но все же регулярно, он должен принимать натема, что делается как для описанных выше целей, так и для того, чтобы сохра­нять живое видение сверхъестественной реальности.

Во время лечения, будучи под воздействием натема, лекарь «видит» шамана, который околдовывает его па­циента. Обычно он может узнать конкретного человека, если только его противник не живет на большом рас­стоянии или в другом племени. Семья пациента знает об этом и часто требует указать врага, особенно если больной человек умирает. Во время одного сеанса лече­ния, на котором я присутствовал, шаман не смог опреде­лить, какого человека он наблюдал в своих видениях. В ответ на это брат погибшего человека обвинил самого шамана, возложив на него ответственность за эту смерть. Как видно из этого примера, лечащий шаман испытыва­ет большое давление, заставляющее его в каждом слу­чае приписывать нападение конкретному лицу.

Употребление аяхуаска среди индейцев чама*

В течение семи лет я занимался путешествиями и торговлей в верховьях Амазонки, в основном в Перу, и часто слышал истории про аяхуаска. Однажды, во время долгого плавания на каноэ вниз по реке, мой товарищ-индеец начал монотонным голосом напевать

* Питер Л. Уилсон, 1965 г.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: