Культ грибов у индейцев племени мазатек




Племя мазатек, которое живет в горах Сьерра-Мазатека в Мексике, имеет долгую традицию исполь­зования галлюциногенных грибов Psylocybe Me-xicana. В отличие от того, что пишет об этих грибах Карлос Кастанеда в своей книге «Учение дона Хуа­на», в племени мазатек их не курят, а едят в свежем виде.

Употребляют грибы только ночью в полной темно­те. Согласно индейским верованиям тот, кто сделает это днем, неизбежно сойдет с ума. Глубокая ночь счи­тается наилучшим временем для вызова видений, в которых можно найти решение загадок и проблем окружающего мира. Обычно одновременно употреб­ляют грибы несколько членов семьи: вполне нормаль­ной является ситуация, когда отец, мать, дети, дядья и


тети одновременно с помощью грибов трансформи­руют сознание и отправляют свой дух в путешествие на высшие уровни бытия. Сами грибы едят по два, и эти пары символизируют собой двойственную основу мироздания, мужское и женское начало, мужа и жену. После этого индейцы сидят вместе, погруженные в транс. Тела их испаряются, остается только дух и чувство общности друг с другом.

Целью, ради которой принимает грибы каждый присутствующий, является целительный катарсис. Химические вещества, содержащиеся в грибах, счи­таются у индейцев лекарством и средством, позволя­ющим человеку знать и лечить, видеть и говорить правду. Среди индейцев мазатек многие за свою жизнь употребляют грибы хотя бы раз, чтобы выле­чить себя или найти решение какой-нибудь важной проблемы, однако редко кто отваживается совершать подобные путешествия в неизведанные глубины ми­роздания (или собственного сознания) часто. Это делают только шаманы, люди, ищущие дух, знания и мудрость.

Остальные индейцы считают их экспертами в дан­ной области и всегда зовут шамана принять участие в ритуале приема грибов в качестве проводника и тол­кователя. Шаман руководит церемонией, и все осталь­ные ее участники не имеют права разговаривать или выражать собственные чувства. Вместо этого они молча сидят и слушают то, что говорит шаман, при­чем его слова обращены по очереди к каждому из присутствующих.

У индейцев мазатек психоделический опыт, порож­даемый употреблением грибов, неразрывно связан с исцелением от болезни. При этом болезнью считает­ся не только физическое расстройство здоровья, но и психическое беспокойство, а также проблемы этичес­кого характера. Грибы едят всегда, когда что-либо идет неправильно. Если же с человеком все в порядке, нет никакого повода употреблять их.


Когда индеец заболевает, к нему приходит шаман. В отличие от большинства культур, у племени маза-тек шаман дает больному тот же галлюциноген, кото­рый он употребляет сам: с помощью грибов состоя­ние сознания пациента изменяется, и он проходит через очистительный катарсис духа. В результате исцеля­ется психика больного, в глубине которой очень часто и находится причина физического недомогания — не зря ведь говорится, что все болезни возникают от «не­рвов». Если же сеанс не принес желаемого результа­та, и вместе с тем не было получено доказательств, что болезнь пациента неизлечима, шаман может повторить процедуру приема грибов вместе с больным еще два раза через некоторое время.

Однако самой важной целью, ради которой шаман употребляет психоделические средства, является раз­говор с больным и с теми силами, которые вызвали болезнь. В результате приема грибов внутри него начинает бить фонтан слов, и речь его становится настолько прекрасной и выразительной, что, как счи­тается, ее слышат даже в мире духов. Но функция шамана в данном случае заключается не только в простой мольбе к духам о помощи больному. Он ре­ализует в своих словах концепцию поэзии в том смыс­ле, который древние греки изначально вкладывали в нее: слова сами по себе являются лекарством. Как пишет Р. Гордон Уоссои:

«Неофит из большого мира связывает грибы в пер­вую очередь с видениями, но для тех, кому знаком индейский шаманский язык, грибы через шамана «го­ворят». Гриб — это Слово: es habla, как говорил мне Аурелио. Гриб дарует курандеро то, что греки назы­вали Логосом, арии — Ваком, веды — Кавьей, поэти­ческую потенцию...»

Психоаналитик слушает, а шаман говорит. На се­ансе психоанализа пациент фактически вкладывает в уста доктора слова, которые будут произнесены в ответ на то, какие чувства и намерения он сам себе


припишет. Во время магического обряда, наоборот, шаман говорит для своего пациента, спрашивает его и вкладывает в его уста ответы, соответствующие выб­ранной интерпретаций его состояния. С помощью заранее выбранной роли слушателя для психоана­литика и оратора для шамана они устанавливают прямую связь с сознанием пациента и косвенную — с его подсознанием. При этом шаман дает больному человеку возможность выразить с помощью слов не находящие обычно выражения аспекты своего пси­хического состояния, и с помощью этого осознать их, вытянуть на поверхность сознания и превратить в часть собственного жизненного опыта, а заодно уст­ранить психическую причину заболевания. Между точками зрения, которых придерживаются по пово­ду эффекта галлюциногенных грибов индейцы пле­мени мазатек и большинство современных психоло­гов, имеются коренные различия. В результате экспериментальных исследований в лабораториях был сделан вывод, что их прием приводит к разру­шению личности, шизофрении и другим расстрой­ствам психики. В то же время шаман племени маза­тек употребляет грибы, чтобы иметь силу соединять разделенное: устранять внутренние противоречия в душе пациента и возвращать ему ощущение собствен­ного единства, а также путем объединения несравни­мых понятий с помощью вспышки интуиции нахо­дить решение жизненных проблем. Исследователи, не знакомые с многовековым опытом индейских шаманов, принимают грибы в интересах академичес­кой науки и видят одни лишь галлюцинации. Ин­дейцы же с помощью словесного выражения своих чувств и развитой интуиции великолепно ориенти­руются в мире видений и знают, как интерпретиро­вать бессмысленные для непосвященного знаки та­ким образом, чтобы черпать из них реальные, практически применимые знания об окружающем мире и о себе.


Употребление мухоморов в Сибири и Скандинавии

Среди сибирских племен употребление мухоморов в шаманских церемониях было широко распростра­нено. Ценились эти грибы весьма высоко. Между Камчаткой, где они росли, и полуостровом Тайгонос, где их не было вообще, существовала хорошо нала­женная торговля. Известны случаи, когда жившие на полуострове Тайгонос коряки за один гриб давали одного оленя.

В. Г. Богораз-Тан указывает, что из дальневосточ­ных племен наиболее широко употребляли мухомо­ры именно коряки, так как этот гриб не растет за пре­делами лесов. В Анадырском крае, согласно его информации, мухомор употребляли до конца XIX в., но все реже и реже, причиной чего стало распростра­нившееся убеждение в том, что употребление их по­зорно для христиан. Кроме того, считалось, что упот­ребление этих грибов было не лишено опасности, и люди, не привыкшие к ним, могли умереть.

Существует несколько видов мухоморов, причем внешне они практически ничем не отличаются друг от друга. Только один вид — Amanita phallodoides — не ядовит и обладает галлюциногенным действием. Осталь­ные виды, например, Amanita phallodoides или Amanita phallodoides, смертельно ядовиты — для наступления летального исхода достаточно всего одного гриба. При этом главная опасность состоит в том, что действие яда проявляется только через пару дней, когда прочистка желудка уже не приносит никакой пользы.

За один раз употребляли обычно от одного до трех высушенных грибов. Чукчи сушили их и нанизыва­ли по три штуки на нитку. При этом считалось, что меньшие по размеру грибы с большим количеством белых точек дают более выраженный эффект.

Сведения, касающиеся употребления мухоморов у народов Сибири, можно найти в книге В. Г. Богораз-


Тана «Материальная культура чукчей», изданной в 1930 г. Приведем здесь выдержку из этой книги:

«При употреблении гриб отрывается маленькими кусочками и постепенно, кусок за куском, пережевы­вается и проглатывается с небольшим количеством воды. У коряков часто разжевывает гриб женщина и дает проглотить готовую жвачку своему мужу. Сим­птомы опьянения мухомором аналогичны симптомам, производимым опиумом и гашишем. Опьянение на­ступает внезапно через четверть часа или полчаса после употребления гриба. В начале его человек ос­тается в бодретвенном возбужденном состоянии, но туземцы рассказывают, что если поевший мухомора сразу засыпает, то гриб производит более сильное действие и через короткое время человек пробужда­ется под его влиянием в резком возбуждении. Опья­нение имеет три стадии. Первая стадия характеризуется тем, что человек чувствует себя приятно возбужденным. У него возрастает ловкость и развивается более чем нормально телесная сила. Поэтому некоторые охот­ники на оленей по Среднему Анадырю перед нача­лом охоты употребляют мухомор для приобретения большей ловкости и проворства. В этой стадии опья­нения человек поет и пляшет, часто разражается гром­кими взрывами смеха без всякой очевидной причины, вообще находится в состоянии шумной веселости. Лицо принимает темный оттенок и нервно подерги­вается. Глаза то сжимаются, то почти готовы выско­чить из орбит. Губы то сморщиваются, и при этом оскаливаются зубы, то рот раскрывается в широкую улыбку.

Симптомы второй стадии опьянения становятся заметными через короткое время и после моментов возбуждения. Часто даже все три стадии проявляют­ся вместе. Это замечается особенно у пожилых лю­дей, привычных к употреблению мухомора. Во вто­рой стадии опьянения человек слышит странные голоса, приказывающие ему совершить более или ме-


Сибирский шаман, опьяненный мухомором

нее несообразные действия. Он видит духов-мухомо­ров и разговаривает с ними. Однако он все еще осоз­нает окружающие предметы, и когда с ним разгова­ривают, он в состоянии отвечать. Все предметы кажутся ему в увеличенном виде. Так, например, когда он вхо­дит в помещение и намеревается переступить порог, то чрезвычайно высоко поднимает ноги. Ручка ножа кажется ему такой большой, что он хватает ее обеими руками.

Духи-мухоморы по внешнему виду считаются по­хожими на действительные грибы, и одурманенный стремится подражать им. Бывали случаи, что одур­маненный внезапно схватывал небольшой узкий ме­шок и изо всех сил пытался натянуть его на свою голову и прорвать головой днище мешка, подражая, очевидно, мухомору, который своим ростом разрыва­ет земную поверхность. Один пьяный мухомором ходил кругом со втянутой шеей и уверял каждого, что он не имеет головы; он становился на колени и быст­ро двигался, размахивая руками. Это делалось в под­ражание духам-мухоморам, относительно которых существует убеждение, что они не имеют шеи и ног, у них прямые цилиндрические тела, быстро вращаю­щиеся.

Духи-мухоморы любят выкидывать шутки с людь­ми, находящимися под их влиянием. Прежде всего они требуют почтения к себе или к окружающим пред­метам: холмам, реке, месяцу и др. Затем они показы-


вают некоторые предметы в ложном виде. На вопрос, почему происходит такая странная перемена, духи отвечают, что это угроза смерти в случае, если чело­век не выразит требуемого почитания.

Представьте себе человека, одурманенного мухо­мором. Он находится в таком состоянии, что может еще осмысленно разговаривать с окружающими. Но вот он неожиданно бросается в сторону, падает на колени и восклицает: «О холмы, как вы поживаете, будьте здоровы». Затем вскакивает и, глядя на пол­ную луну, спрашивает: «Луна, почему ты так быстро убываешь?» В ответ получает от духа приказ сде­лать один неприличный жест. Исполнив это, он вне­запно приходит в нормальное состояние и смеется над своими глупыми действиями.

В третьей стадии опьянения мухомором человек находится в бессознательном отношении к окружаю­щему, но еще активен, ходит, кружится по земле, что-то бормочет и ломает то, что попадает ему под руку. В этом периоде наркоза духи водят его по разным мирам, показывают ему странные видения и умерших людей. Затем наступает тяжелый сон, продолжающий­ся в течение нескольких часов. Во время этого сна спящего невозможно разбудить.

Насколько сильно наркоман чувствует над собой власть духов, показывает случай, когда одному одур­маненному было приказано духами лежать среди своей собачьей упряжки. И несмотря на то, что собаки чуть его не растерзали, его никак нельзя было заставить сойти с места. Так он и оставался там всю ночь.

По пробуждении наступает общая слабость и тя­желая головная боль, сопровождаемая тошнотой и часто жестокой рвотой. Состояние опьянения может быть возобновлено посредством одного только гри­ба. Таким способом закоренелые наркоманы поддер­живают состояние опьянения день за днем. Ядови­тые средства грибов так сильны, что опьяняющее дей­ствие сохраняется даже в моче недавно наевшегося


                             
   
   
     
 
       
 

их человека. Этим свойст­вом мочи также не пре­небрегают наркоманы и без всякого отвращения пьют ее из обычных чай­ных чашек. Эффект по­лучается не менее силь­ный, чем от самих гри­бов».

Гриб Amanita muscaria

Эффект от приема грибов различался у раз­ных людей и у одного и того же человека в раз­ное время. При этом иногда достаточно было

съесть один гриб, а иногда дозу приходилось значи­тельно увеличивать. Первая реакция проявлялась че­рез один-два часа в виде легких подергиваний и дро­жи, при этом какое-то время сохранялось нормальное сознание, но возникало ощущение эйфории. Затем у некоторых людей начинались видения, в которых они встречались с другими существами и обсуждали вол­нующие их вопросы. С точки зрения окружающих принявший грибы впадал в глубокий транс, взгляд его становился безжизненным, а глаза устремлялись в одну точку.

Другие становились очень веселыми, печальными, подвижными, испуганными или непрерывно танцева­ли и пели. Зрачки человека, который не впал в транс, сильно увеличивались, что, вероятно, было причиной того, что все предметы в этом состоянии казались очень большими.

Прием большой дозы грибов приводил к гораздо более ярким галлюцинациям и очень сильному воз­буждению психики. У некоторых первоначальный душевный подъем превращался в приступ сумасше­ствия, неконтролируемой всеразрушающей ярости. Взгляд становился свирепым, лицо раздувалось и


краснело, конечности начинали дрожать, и человек начинал постоянно двигаться, не находя себе места, пока эти эффекты не проходили и он не засыпал. Затем начинались галлюцинации, после которых пе­риод сверхактивности и видений иногда повторялся. Известно, что мухоморы употребляли с целью выз­вать у себя ярость берсерки — те из викингов, для которых смысл жизни заключался в непрерывных битвах. Они ели грибы с таким расчетом, чтобы при­ступ бешенства начинался в пылу сражения. Нахо­дясь в таком состоянии, человек совершал поступки, которые обычным людям были не иод силу. Превра­щение в берсерка начиналось с дрожи, стука зубов и озноба. Затем лицо раздувалось, меняло свой цвет, и человек приходил в состояние безумной ярости. Он ревел как дикий зверь и убивал всех на своем пути, неважно, враг это или друг. После этого сознание ста­новилось тусклым и приходил период слабости, кото­рый длился несколько дней. В 1123 г. был издан за­кон, согласно которому любого, принявшего грибы с целью вызвать у себя бешенство, сажали в тюрьму, и постепенно берсерки стали лишь частью истории.

Культ пейота

Пейот имеет долгую историю его использования как лекарственного и священного растения. Не под­лежит сомнению, что знания, связанцые со священ­ным кактусом, были широко распространены в Мек­сике задолго до ее завоевания европейцами. Когда испанцы пришли в Америку, они объявили использо­вание пейота подлежащим суровому наказанию пре­ступлением против Бога. Тот факт, что, как и в случае Теонанакатля, священного гриба многих народов до-колумбовой Америки, культ пейота продолжает су­ществовать, несмотря на столетия преследований, яв­ляется свидетельством его важности в духовной жизни многих людей.


Священный кактус

Пейот (Lophophora williamsii) — это небольшой, менее 12 см в диаметре, кактус круглой формы с пу­шистыми пучками вместо игл. Высота его над повер­хностью почвы редко достигает более 3 см. Основная часть кактуса скрыта под землей — это длинный, по­хожий на морковку корень. Часть, выступающая над землей и называющаяся «бутоном», срезается и ис­пользуется как в свежем, так и в сушеном виде. Обыч­но одновременно употребляется от четырех до две­надцати бутонов, которые либо разжевываются, либо из них приготовляется отвар. Довольно широко рас­пространено мнение, что в мякоти и пухе пейота со­держится стрихнин, но исследованиями установлено его полное отсутствие.

Основными местами обитания пейота является пустыня Чихуахуа, долина Рио-Граиде в Южном Те­хасе и северные мексиканские штаты. Очень долгое время пейот был предметом коммерции. Еще сто лет назад его сбор в коммерческих целях процветал в Техасе, однако сейчас закон разрешает его продажу только членам Исконной Американской Церкви (Native American Church, NAC), которая в настоя­щее время насчитывает по меньшей мере 250 000 адеп­тов. Ежегодный сбор пейота сейчас исчисляется мил­лионами бутонов. При правильном сборе из одного старого корня появляется несколько новых, таким об­разом восполняя популяцию этого растения. К сожа­лению, часто растения срезаются очень глубоко, так что в земле остается слишком малая часть корня.

В дополнение к этому многие долины в Техасе, где произрастает пейот, использовались как пастбища, в результате чего этот и другие маленькие медленно растущие кактусы исчезли из этих мест. Вследствие всех вышеописанных причин общая площадь райо­нов, где произрастает пейот, в последнее время значи­тельно сократилась. Во многих областях, где ранее


велся его сбор в коммерческих масштабах, сейчас трудно найти хоть один кактус этого вида.

Пейот является своеобразной фабрикой алкалои­дов, которых вырабатывается в нем почти 50 различ­ных видов. Эффекты, которые испытываются при употреблении этого уникального растения, варьиру­ются от ощущения прилива физической энергии и здоровья в случае принятия малой дозы (хотя часто этому предшествует короткий период апатии) до яр­ких видений и галлюцинаций при приеме большого количества. Часто в первые несколько часов человек испытывает неприятные ощущения в желудке или тошноту, хотя это случается не всегда. Эффекты пси­хического характера обычно длятся около 10 часов после их начала. Поклонники культа пейота воспри­нимают эти видения как источник мудрости и приоб­щение к духовному и физическому блаженству.

Польза от использования пейота с точки зрения улучшения всей жизни человека признается многими попробовавшими его людьми настолько большой, что он начинает играть в их жизни исключительно важ­ную роль.

Религия пейота

Использование пейота в религиозных целях име­ет очень долгую историю. В одной из пещер Техаса был найден тайник с высушенными бутонами пейота, возраст которого насчитывает около 7000 лет. Ко времени прихода европейцев на американский конти­нент использование пейота в церемониальных целях было общепринятой традицией среди племен, обитав­ших на территории современной Мексики. Эти доис­торические религии со временем достигли регионов Северной Америки. Позже, когда в Америке началось распространение евангелизма, это учение оказало свое влияние на церемонии, связанные с пейотом.

Культ священного растения, вероятно, обрел свою наиболее четкую форму в племени хьюкол, которое оби-


тает на западном побережье Мексики. До сих пор цен­тральное место в мифологии и церемониях племени занимают ежегодные паломничества для ритуальной охоты на священный кактус. Вождь группы, который называется Мара-а-каме, руководит паломниками в их мистическом путешествии, цель которого — «найти нашу жизнь», как принято говорить. Для применения в ду­ховных целях племя использует только пейот, собран­ный в этих ритуальных паломничествах. Другими пле­менами, которые используют священный кактус в религиозных церемониях, являются кора и тарахумара. Люди кора занимаются торговлей нейотом и сами по­купают его у своих соседей из племени хьюкол, так как их собственные традиции не требуют совершения па­ломничеств в пустыню, чтобы собрать это растение.

Район Медина Сильва, шаман из племени хьюкол, описывал процедуру, с помощью которой индейцы этого племени собирал пейот, таким образом:

«...На следующий день все встают ранним утром. Мы поклоняемся Татевари [священному очагу], ок­ружив его кольцом. Мы оставляем его пылающим, чтобы он не погас до нашего возвращения, сгребая угли в плотную кучу. Мы готовы и выступаем. Мы ничего не едим и не пьем. Мы берем с собой корзины и сумки — в них мы положим пейот. Мара-а-каме [шаман-жрец племени хьюкол] ведет нас, сейчас он — Татевари. Он сворачивает вправо. Татуси [один из пилигримов, воплощающий дух Великого Отца-Ос­нователя] сворачивает влево. Остальные остаются посередине, выстраиваясь друг за другом.

Все движутся тихо, очень тихо. Все шепчут, никто не говорит в полный голос. Каждый ступает очень внимательно. Каждый ступает осторожно: Все очень внимательны, все высматривают, где живет гикури [пейот]. Но где же он? Когда он объявится? Где он прячется?

Все движутся медленно и с большой осторожнос­тью. Тихо. Здесь все священно. Все ищут прямые


стебли, поднимающиеся от земли, все ищут стебли маиса, торчащие, как жнивье на убранном поле. Там иейот, там он живет. Это едино. Маис — мать пейо-та. Пейот — сердце, сущность маиса. Это в маисе. Это в олене. Это во всем. Это соединяет всех. Это объединяет всех. Это объединяет все.

И вот Мара-а-каме видит его. Все очень тихо. Все останавливаются и наблюдают. Он достает свой лук, он вкладывает в него стрелу. Он опускает на землю охотничьи манки, манки Каюмари. Он кладет их здесь, рядом с пейотом. Он крепко упирается но­гами в землю, поднимает лук и накладывает стрелу на тетиву. Он лижет острие стрелы, он дует на ее кончик. Все стоят молча. Они ждут. Он поднимает лук высоко, его стрела готова сорваться. Он опускает его, медленно, очень медленно. Он опускает его, вы­равнивая на уровне глаз, он прицеливается, пока не увидит мишень очень четко. И тогда он разрешает стреле лететь. Он выпускает стрелу в пейот. Он по­ражает его в самое основание, там где пейот появля­ется из земли. Теперь он не пропадет и не убежит. Если на него не охотиться с луком, если его не прон­зить стрелой, он скроется. Он исчезнет. Он сбежит. Если его поразили стрелой, он останется здесь.

И вот он прикован. Все они, все мы смотрим, куда вонзилась стрела. Все стоят рядом, вокруг него. Все поклоняются ему. Это священно. Это самое сокро­венное. Это самое прекрасное в мире».

Наиболее простой и, вероятно, древней формой куль­та пейота является путешествие в поисках видений, совершаемое человеком в одиночестве. Обычно усло­виями его совершения являются пост, одиночество и молчаливое, но неизменное ожидание. Пейот употреб­лялся либо в виде бутонов, либо в виде отвара, после чего человек продолжал бодрствовать до тех пор, пока не достигал ощущения собственной духовной и физи­ческой завершенности. Путь, которым человек полу­чает свой собственный духовный опыт от этого, обыч-


но весьма напоминает традиционные легенды о пер­вом человеке, которого Дух-создатель познакомил с пейотом. Во многих племенах бытует история о муж­чине или женщине, которые заблудились в пустыне, и в тот момент, когда они умирали от жажды и полнос­тью теряли надежду остаться в живых и вернуться домой, появлялся некий голос, который говорил им протянуть руку и сорвать небольшое шишкообраз-ное растение, растущее прямо возле них. Затем голос говорил этим людям съесть это растение, чтобы уто­лить жажду, голод и получить знание о том, как вер­нуться домой.

В середине XIX столетия, одновременно с началом массового геноцида нации американских индейцев, культ пейота начал распространяться на север, по­явившись там именно тогда, когда исконные обитате­ли Америки стали как никогда нуждаться в духовной поддержке и дополнительной силе. За последние сто лет культ священного кактуса распространился по всему континенту.

Церемония принятия пейота в том виде, в каком с ней познакомились индейцы равнин Северной Аме­рики, — это длящееся всю ночь собрание, которое называется «митота» и проводится либо в обычном типи (индейском жилище), либо в специально пост­роенном для этой цели доме пейота. В зависимости от конкретного племени и его вождя в церемонии часто присутствуют элементы христианских тради­ций. В настоящее время почти все собрания для при­нятия пейота проводятся в рамках Исконной Аме­риканской Церкви (NAC), большой и слабо связан­ной организации, членами которой являются преимущественно потомки исконных обитателей аме­риканского континента. Главными принципами NAC служит отказ от алкоголя, преданность семье и пра­вильный образ жизни в целом. Руководитель пейот-ной церемонии называется Главой Пути или Челове­ком Пути. В его обязанности входит контроль ира-


вильного соблюдения всех важных элементов собра­ния и руководство всеми остальными его участни­ками на Пути пейота, который учит, как жить пра­вильно.

Мескалито

Описание видений, вызываемых пейотом, можно найти в книгах Карлоса Кастанеды «Учение дона Хуана» и «Отдельная реальность». Будучи еще сту­дентом Лос-Анджелесского университета, Карлос Ка­станеда стал учеником индейского мага, которого он называет доном Хуаном, и тот посвятил его в тайны некоторых растений силы, в частности, пейота, дурма­на обыкновенного и галлюциногенных грибов Psy-locibe Mexicana. Пейот дон Хуан уважительно назы­вал «Мескалито», подчеркивая, что к заключенной в маленьком кактусе сущности надо относиться с по­чтением. Вот как описывается эта сущность в кни­ге «Учение дона Хуана»:

«— Мескалито нельзя приручить и использовать. Он вне человека и ни от кого не зависит. Он по соб­ственному желанию являет себя в каком захочет виде тому, кто предстал перед ним, будь это кто угодно — маг или обыкновенный пастух.

Дон Хуан с большим пылом заговорил о Мескалито, как о наставнике, учителе того, как следует жить. Я спро­сил, каким же образом учит Мескалито, «как следует жить», и дон Хуан ответил — он показывает, как жить.

— Как показывает?

— Способов множество. Он может показать это у себя на ладони, или на скалах, или на деревьях, или просто прямо перед тобой.

— Это что — картина перед тобой?

— Нет. Это учение перед тобой.

— Он что-то говорит?

— Говорит. Но не словами.

— А как же тогда?

— Каждому по-разному.


...Он вновь принялся разъяснять, что для позна­ния Мескалито не существует общеобязательных пред­писаний; учить знанию о Мескалито не может никто, кроме него самого. Поэтому он особая сила; для каж­дого он неповторим».

Так каким же образом Мескалито учит, как пра­вильно жить? Уроки его одновременно просты и за­гадочны, и чтобы усвоить их, человек должен ясно осознавать, о чем именно он хочет спросить. Вот при­мер из книги «Учение дона Хуана»:

«...Под одним из валунов я увидел в профиль че­ловека, сидевшего на земле. Я приблизился к нему до расстояния в десять футов; тут он повернул голову и взглянул на меня. Я замер: его глаза были водой, которую я только что видел! Они были так же необъят­ны и сверкали теми же золотыми и черными искра­ми. Его голова была заостренной, как ягода клубни­ки, кожа зеленой, усеянной множеством бородавок. За исключением заостренной формы, голова была в точности как поверхность пейота. Я стоял перед ним, не в силах отвести глаза. Было такое чувство, будто он умышленно давит мне на грудь своим взглядом. Я задыхался. Я потерял равновесие и упал. Его глаза отвернулись. Я услышал, что он говорит со мной. Сначала голос был как тихий шелест ветра. Затем он превратился в музыку, — в мелодию голосов, и я «знал», что сама мелодия говорит: «Чего ты хочешь?»

Я упал перед ним на колени и стал рассказывать о своей жизни, потом заплакал. Он вновь взглянул на меня. Я почувствовал, что его глаза меня отталкива­ют, и подумал, что пришла смерть. Он сделал знак подойти поближе. Заколебавшись на мгновение, я сделал шаг вперед. Когда я приблизился, он отвел взгляд и показал тыльную сторону ладони. Мелодия сказала: «Смотри!» Посреди ладони было круглое отверстие. «Смотри!» — вновь сказала мелодия. Я посмотрел в отверстие и увидел самого себя. "Я был очень старым и слабым и бежал от настигавшей меня




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: