Назначение и область применения. При выполнении работ на высоте, наиболее предпочтительным способом достижения рабочей зоны является спуск. По этой причине спусковые устройства являются одним из главных элементов специальной оснастки.
Спусковые устройства предназначены для осуществления управляемого с регулированием скорости спуска по несущему канату и остановки на любом этапе с целью осуществления производственного процесса.
Требования к конструкции. Спусковое устройство должно соответствовать требованиям Европейскому стандарту EN 341 «Приспособления для спуска». Согласно указанному выше стандарту спусковые устройства делятся на четыре класса (A,B,C,D) по энергии спуска. Класс А - энергия спуска, W, 7,5x106J. Класс В - энергия спуска, W, 1,5x106J. Класс С - энергия спуска, W, 0,5x106J. Класс D - энергия спуска, W, 0,02x106J (на один спуск с высоты не более 20-ти метров). Приспособления для спуска класса D разработаны для одноразового применения.
Статическая нагрузка, выдерживаемая устройством при фиксации несущего каната, должна быть не менее 12 кН, при этом не должно быть повреждений и остаточных деформаций корпуса, проскальзывания несущего каната через спусковое устройство. Тормозное усилие в спусковом устройстве не менее 450 Н при нагрузке на свободном конце несущего каната 100 Н. При использовании спусковых устройств без автоматической блокировки скорость спуска, после снятия функции управления, не должна превышать 2 м/с.
Все устройства, предназначенные для обеспечения спуска спасателя по несущему канату, объединяет общий принцип действия - обхват несущего каната вокруг корпуса спускового устройства или вокруг его деталей. Обхват создает необходимую силу трения между спусковым устройством и несущим канатом. При изменении угла обхвата сила трения может увеличиваться или уменьшаться. Суммарный угол обхвата спускового устройства несущим канатом должен быть не менее 450 - 600°. Радиус изгиба несущего каната не менее чем 1-1,5 его диаметра (10 -12 мм). Изменяя в этих пределах угол обхвата, можно добиться равномерного передвижения по несущему канату, плавного регулирования скорости спуска и полной остановки.
|
Характеристика и порядок эксплуатации. Каждое спусковое устройство разработано для решения определённой задачи. Конструкция каждого изделия обеспечивает максимальную безопасность. Как правило, каждое из них обладает своими достоинствами и недостатками. Подобрать необходимое можно после некоторого опыта работы с различными спусковыми устройствами. Так, например - основным неудобством при эксплуатации, спусковых устройств второй группы, является то, что спуск осуществляется при помощи двух рук, а это неудобно при использовании работником самостраховки за страховочный канат.
Спусковые устройства могут применяться либо для так называемого активного спуска - когда устройство крепится карабином к индивидуальной страховочной системе и работающий сам управляет им, либо для пассивного - когда спуск обеспечивает второй спасатель, выдавая через спусковое устройство спускающемуся несущий канат, к концу которого тот пристегнут. Пассивным вариантом спуска можно управлять как сверху, так и снизу, все зависит от того, где установлено спусковое устройство и от методики выполнения работ.
|
Краткая характеристика спусковых устройств наиболее часто применяемых при выполнении работ на высоте:
«Восьмерка». Позволяет осуществлять плавный спуск за счет увеличения или уменьшения угла обхвата несущим канатом спускового устройства, а способ заправки в нее несущего каната позволяет исключить карабин из числа элементов о которые происходит трение не сущего каната. Восьмерка не создает для веревки слишком резких перегибов которые крутят веревку и образуют на ней барашки. Недостатком является невозможность закрепления веревки при длительных остановках. Украина
«Рогатка». Является усовершенствованным вариантом восьмерки, обеспечивает надежную фиксацию работника в любой точке спуска за счет выступов на корпусе. Наиболее широко распространенное спусковое устройство при выполнении работ в безопорном пространстве. Недостатком является то, что она крутит не сущий канат. Чем длиннее оказывается несущий канат - тем больше скорость вращения. Исключает возможность выполнения работ на канате который закреплен внизу. Украина
«Решётка». На данный момент одна из самых удобных и простых систем. Преимуществом перед предыдущими конструкциями спусковых устройств является то, что при спуске она не крутит несущий канат. Предназначена для спуска любой протяженности, применяется при проведении спасательных работ и работ, связанных со спуском тяжелых грузов. Увеличивая или уменьшая количество перекладин, через которые про пущен несущий канат, можно легко регулировать силу трения скольжения и тем самым регулировать скорость спуска. Используется с одинарными несущими канатами 09 - 13 мм или двойными 8 - 11 мм. При использовании «решетки» для ВВР целесообразно чтобы она имела пять перекладин - это обеспечит более плавный спуск даже с дополнительным грузом. Украина
|
«Букашка промальп». Техническое средство для страховки и спуска по несущему канату «Букашка промальп», предназначено для работы с сидушкой на двух независимых несущих (спасательных) канатах диаметром 10-12 мм. Каждый из канатов проходит с торможением через устройство и может фиксироваться независимо от второго. Отличительными особенностями конструкции является самозаклинивание несущего каната при потере контроля над ним и в других нештатных ситуациях. Расположение каждого из канатов в одной вертикальной плоскости, исключает их подкручивание. Карабин служит только для блокировки канатов от выстёгивания из устройства и для самостраховки спасателя. При использовании устройства в работе, верхние независимые точки крепления могут быть разнесены на значительное расстояние, что в свою очередь позволит выполнять работу с использованием техники «маятника».
STOP.(стоппер или десантер) Автоматическое спусковое устройство. Предназначено для спуска по одинарной верёвке. Поворотная щёчка с предохраняющей защёлкой: уменьшает риск потери устройства; позволяет быстро заправлять верёвку в устройство без отщелкивания от обвязки; упрощает прохождение промежуточных точек страховки. Устройство автоматически останавливается как только пользователь отпускает управляющую рукоятку. Регулировка скорости спуска осуществляется рукой, которая удерживает свободный конец верёвки. Для подъёма вверх по верёвке достаточно просто установить зажим с рукояткой и вспомогательной педалью под ногу, не меняя положения самого устройства. Используется на верёвках диаметром от 10 до 11 мм включительно. Каждое изделие тестируется. СЕ EN 341 класс А. Вес - 326 г. Пр-во фирмы Petzl
GRIGRI. Автоматическое спусковое и страховочное устройство для одинарной верёвки. Для фиксации в рабочем положении (позиционировании) на наклонных поверхностях и для быстрого маневрирования при высотных работах требующих частого чередования коротких спусков и подъёмов по верёвке. Простота использования. Для разблокировки устройства используйте управляющую рукоятку. Регулировка скорости спуска осуществляется рукой, которая удерживает свободный конец верёвки. Система автоматической блокировки: если пользователь во время спуска отпустит управляющую рукоятку, кулачок повернётся и зажмёт верёвку, таким образом не контролируемый спуск прекратится. Для подъёма вверх по верёвке достаточно просто установить зажим со вспомогательной педалью под ногу, не меняя положения устройства. Может использоваться для страховки в связках. Используется на верёвках диаметром от 10 до 11 мм включительно. Каждое изделие тестируется СЕ. Вес - 225 г. Пр-во фирмы Petzl.
Безопасность использования. Для увеличения безопасности предпочтительнее использовать автоматические (самоостанавливающиеся) спусковые устройства, т.е., если спускающийся теряет контроль над свободным концом несущего каната, устройство должно останавливать или тормозить спуск до безопасной скорости. В противном случае они должны использоваться совместно с фиксирующими узлами (узел «Прусик») или зажимами различной конструкции. Безопасной скоростью спуска является скорость 0,25 - 0,5 м/с.
Чтобы достичь ещё большего уровня безопасности, некоторые устройства имеют функцию «антипаник» (мгновенная остановка при слишком сильном нажатии на управляющую рукоятку).
Безопасность работающих с использованием спусковых устройств может обеспечить только их правильная эксплуатация и техническая исправность. Поэтому спусковое устройство любого типа должно иметь паспорт, определяющий порядок его эксплуатации, хранения и периодичность проведения испытаний.
Хранение. Перед сдачей на хранение спусковые устройства, бывшие в употреблении, должны быть очищены, промыты в керосине, просушены, подвижные узлы смазаны.