Тема урока: Страны Востока (азиатский регион) в первой половине XX века.
В начале XX века под понятием «Восток» подразумевали все страны АЗИИ и АФРИКИ.
Вопросы (запишите в тетрадь):
1. Традиционное общество. Особенности развития традиционного общества на Востоке в начале ХХ века.
2. Освобождение от колониальной зависимости и модернизация – основная задача внутренней и внешней политики.
3. Особенности модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.
1 вопрос.
Традиционное общество (см.записи в тетради по обществознанию за 8 класс).
Особенности развития традиционного общества на Востоке в начале ХХ века.
1. Зависимость (экономическая или политическая или полная) от развитых стран Европы.
2. В национальной промышленности преобладало мелкотоварное производство; в области с/х происходило насаждение одной монокультуры (единственная сельскохозяйственная культура, возделываемая в хозяйстве; длительное выращивание одной культуры или одного вида на одном и том же поле без соблюдения севооборота. Как правило, монокультура обусловливает отрицательные экологические и, соответственно, экономические последствия).
3. Общество делилось на множественные закрытые группы, кланы.
4. Осуществлялся национальный и религиозный гнёт.
2 вопрос.
Национально-освободительное движение.
Национально-освободительное движение – борьба народов за национальную независимость, экономическую самостоятельность, духовное освобождение. |
![]() | ![]() | ||||
![]() |

Формы борьбы народов за национальное освобождение | |||
Национально– освободительная революция | Национально– освободительная война | Национально– освободительное восстание | Мирные методы борьбы |
Революция, направленная на достижение национальной независимости и изменения политического строя, ликвидацию национально-колониального гнета и эксплуатации Последствия. (в случае победы): · создание национального государства; · глубокие социально-экономические и политические реформы | 1. То же, что революция (применительно к колониальным и зависимым странам). 2 Против агрессоров в случае оккупации территории независимого государства. | Массовые антиколониальные выступления народов колониальных и зависимых стран против национального угнетения (может быть вооруженным, но в отличие от войны боевые действия носят локальный характер) | · Митинги, демонстрации, антиколониальные стачки. · Бойкот товаров из метрополий. · Акции гражданского неповиновения (отказ от участия в выборах, неуплата налогов и т.п.) |
|
3 вопрос.
Особенности национально-освободительной борьбы и модернизации на примере Японии, Китая и Индии.
Название страны | Хронологические рамки модернизации | Формы борьбы | Основные события | Итоги |
Япония | 1868-50-е годы ХХ века. | Синтез национальных традиций и модернизации по европейскому образцу: «японский дух и европейское знание»; внешняя экспансия. | 1868 – 1912 реставрация Мейдзи. 1924-1945 – японский тоталитаризм: синтоизм, культ предков и семьи, преданность императору, честь самурая. 1894-1945 – войны с Китаем, Россией и участие во II Мировой войне. | После окончания Второй мировой войны в результате качественноймодернизации Япония стала ведущей демократической индустриальной страной. |
Китай. | 1этап 1898 – 1945 гг.: буржуазная модернизация. | Революция, национально-освободительные войны, реформы, восстания. | 1898 – «Сто дней реформ» Кан Ю-вея. 1898-1900 – «боксерское» восстание. 1905 – создание объединения «Революционный альянс» во главе с Сунь Ят-сеном:национализм, народовластие, народное благосостояние. 1906-1908 – попытки реформ императрицы Ци Си. 1908-1911 –отказ от реформ, локальные восстания, объединение либералов и революционеров. 1911-1912 – «Синьхайская революция»: свержение маньчжурской династии, создание республики, избрание первого президента; сохранение раздробленности, феодальных пережитков и экономической зависимости от развитых стран. 1925-1927 – национальная великая буржуазно-демократическая революция в Китае под руководством Сунь Ят-сена, Чан Кайши партии «Гоминьдан»(создана в 1912): объединение страны, буржуазная республика, сохранение иностранного капитала. 1928-1937 – буржуазные реформы Чан Кайши, возвращение к конфуцианству (север Китая) – буржуазная модернизация, объединение Китая (1928). 1928-1937 – советское движение под руководством КПК и Мао Цзэдуна в южном и центральном Китае. Гражданская война, «Великий поход» 1934 года. Поражение коммунистов. 1937 – 1945 – агрессия Японии, объединение коммунистов и правительства для совместных действий и сохранения независимости (1937 создание единого антияпонского национального фронта). | Свержение маньчжурской династии; создание условий для развития капитализма с учетом национальных особенностей; незавершённость модернизации; рост влияния коммунистов. Начало сближения с СССР в 1930 годы. |
Индия | 20-40 годы ХХ века. | Путь ненасилия: гандизм (1928); национально-освободительные восстания. | 1906 – создание Индийского национального конгресса (ИНК) для объединения сил. Выступавших за национальную независимость. 1907 - Ганди выдвинул идею «сатьяграхи» -ненасильственной борьбы. 1915 -Ганди вернулся в Индию. 1 этап: 1919-1922 г. – протест против принятия одного из репрессивных законов. 2 этап: 1928-1933 гг. - уклонение от уплаты налогов в Английскую казну. 1929 – Индия получила права доминиона. 1931 – начало переговоров между руководством ИНК и вице-королем(англичанами). 1935- английский парламент принял административную реформу, на основании, которой английские власти обязывались согласовывать свои действия с лидерами наиболее влиятельных индийских партий и отказаться от насильственных мер. 1937 – усиление влияние ИНК. 1947 – независимость Индии. | Установление демократической республики с опорой на идеи гандизма; продолжение модернизации. Раскол страны на Индию и Пакистан. Кровавое противостояние индусов и мусульман. Терроризм. |
|
|
Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения:
1. достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха);
2. идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс;
3. борьба с кастовым неравенством.
4. утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами
5. идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества.