Особенности национально-освободительной борьбы и модернизации на примере Японии, Китая и Индии.




Тема урока: Страны Востока (азиатский регион) в первой половине XX века.

В начале XX века под понятием «Восток» подразумевали все страны АЗИИ и АФРИКИ.

Вопросы (запишите в тетрадь):

1. Традиционное общество. Особенности развития традиционного общества на Востоке в начале ХХ века.

2. Освобождение от колониальной зависимости и модернизация – основная задача внутренней и внешней политики.

3. Особенности модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.

1 вопрос.

Традиционное общество (см.записи в тетради по обществознанию за 8 класс).

Особенности развития традиционного общества на Востоке в начале ХХ века.

1. Зависимость (экономическая или политическая или полная) от развитых стран Европы.

2. В национальной промышленности преобладало мелкотоварное производство; в области с/х происходило насаждение одной монокультуры (единственная сельскохозяйственная культура, возделываемая в хозяйстве; длительное выращивание одной культуры или одного вида на одном и том же поле без соблюдения севооборота. Как правило, монокультура обусловливает отрицательные экологические и, соответственно, экономические последствия).

3. Общество делилось на множественные закрытые группы, кланы.

4. Осуществлялся национальный и религиозный гнёт.

2 вопрос.

Национально-освободительное движение.

Национально-освободительное движение – борьба народов за национальную независимость, экономическую самостоятельность, духовное освобождение.  

           
   
 
   

 



Формы борьбы народов за национальное освобождение
Национально– освободительная революция Национально– освободительная война Национально– освободительное восстание Мирные методы борьбы
Революция, направленная на достижение национальной независимости и изменения политического строя, ликвидацию национально-колониального гнета и эксплуатации Последствия. (в случае победы): · создание национального государства; · глубокие социально-экономические и политические реформы   1. То же, что революция (применительно к колониальным и зависимым странам).   2 Против агрессоров в случае оккупации территории независимого государства.     Массовые антиколониальные выступления народов колониальных и зависимых стран против национального угнетения (может быть вооруженным, но в отличие от войны боевые действия носят локальный характер)   · Митинги, демонстрации, антиколониальные стачки.   · Бойкот товаров из метрополий.   · Акции гражданского неповиновения (отказ от участия в выборах, неуплата налогов и т.п.)

 

3 вопрос.

Особенности национально-освободительной борьбы и модернизации на примере Японии, Китая и Индии.

Название страны Хронологические рамки модернизации Формы борьбы Основные события Итоги
Япония 1868-50-е годы ХХ века. Синтез национальных традиций и модернизации по европейскому образцу: «японский дух и европейское знание»; внешняя экспансия. 1868 – 1912 реставрация Мейдзи. 1924-1945 – японский тоталитаризм: синтоизм, культ предков и семьи, преданность императору, честь самурая. 1894-1945 – войны с Китаем, Россией и участие во II Мировой войне. После окончания Второй мировой войны в результате качественноймодернизации Япония стала ведущей демократической индустриальной страной.
Китай. 1этап 1898 – 1945 гг.: буржуазная модернизация. Революция, национально-освободительные войны, реформы, восстания. 1898 – «Сто дней реформ» Кан Ю-вея. 1898-1900 – «боксерское» восстание. 1905 – создание объединения «Революционный альянс» во главе с Сунь Ят-сеном:национализм, народовластие, народное благосостояние. 1906-1908 – попытки реформ императрицы Ци Си. 1908-1911 –отказ от реформ, локальные восстания, объединение либералов и революционеров. 1911-1912 – «Синьхайская революция»: свержение маньчжурской династии, создание республики, избрание первого президента; сохранение раздробленности, феодальных пережитков и экономической зависимости от развитых стран. 1925-1927 – национальная великая буржуазно-демократическая революция в Китае под руководством Сунь Ят-сена, Чан Кайши партии «Гоминьдан»(создана в 1912): объединение страны, буржуазная республика, сохранение иностранного капитала. 1928-1937 – буржуазные реформы Чан Кайши, возвращение к конфуцианству (север Китая) – буржуазная модернизация, объединение Китая (1928). 1928-1937 – советское движение под руководством КПК и Мао Цзэдуна в южном и центральном Китае. Гражданская война, «Великий поход» 1934 года. Поражение коммунистов. 1937 – 1945 – агрессия Японии, объединение коммунистов и правительства для совместных действий и сохранения независимости (1937 создание единого антияпонского национального фронта).   Свержение маньчжурской династии; создание условий для развития капитализма с учетом национальных особенностей; незавершённость модернизации; рост влияния коммунистов. Начало сближения с СССР в 1930 годы.
Индия 20-40 годы ХХ века. Путь ненасилия: гандизм (1928); национально-освободительные восстания. 1906 – создание Индийского национального конгресса (ИНК) для объединения сил. Выступавших за национальную независимость. 1907 - Ганди выдвинул идею «сатьяграхи» -ненасильственной борьбы. 1915 -Ганди вернулся в Индию. 1 этап: 1919-1922 г. – протест против принятия одного из репрессивных законов. 2 этап: 1928-1933 гг. - уклонение от уплаты налогов в Английскую казну. 1929 – Индия получила права доминиона. 1931 – начало переговоров между руководством ИНК и вице-королем(англичанами). 1935- английский парламент принял административную реформу, на основании, которой английские власти обязывались согласовывать свои действия с лидерами наиболее влиятельных индийских партий и отказаться от насильственных мер. 1937 – усиление влияние ИНК. 1947 – независимость Индии.   Установление демократической республики с опорой на идеи гандизма; продолжение модернизации. Раскол страны на Индию и Пакистан. Кровавое противостояние индусов и мусульман. Терроризм.

 

Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения:

1. достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха);

2. идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс;

3. борьба с кастовым неравенством.

4. утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами

5. идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: