Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования для детей старшего возраста «Воздух»
Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- формировать умение детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- организовать познание детей по теме «Воздух » через самостоятельный поиск;
-ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
Развивающие:
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Воспитывающие:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал: емкость с водой, трубочки для сока, полиэтиленовые мешочки, губка для посуды, кусок мела, салфетка на каждого ребёнка; баночки с «запахом», 2 свечи, банка с крышкой, свеча, мандарин, салфетка.
|
Словарная работа:
Лаборатория, ученый.
Индивидуальная работа:
Закрепление свойств воздуха.
Дата проведения: 13 февраля 2018г.
Место проведения: МАДОУ Д/с № 15 «Крепыш»
Продолжительность ООД: 25 мин.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Алина Алимовна.
Давайте возьмемся за руки, поздороваемся друг с другом и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись»
Сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень интересная работа.
Предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы знает кто такие ученые? Ответы детей. - Ученый – это человек, который занимается наукой. Он изучает разные вещи, изучая их, проводят эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены.
-Хотите стать учеными?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки и фартуки. Вокруг себя мы покрутились и в лаборатории очутились. А что такое лаборатория? Ответы детей.
Но перед началом работы послушайте, пожалуйста, правила поведения в лаборатории
Один, два, три, четыре, пять
Вы хотите поиграть?
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом,
Что нельзя: громко кричать, друг другу мешать
А надо, внимательно слушать,
На вопросы отвечать и друг другу помогать.
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем
(Воздух)
Ответы детей.
Правильно, это воздух.
|
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
В. Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. Ребята пройдите за лабораторные столы.
Опыт № 1 «Что в стакане?»
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.
Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Опыт № 2 Воздух везде
Воспитатель: Как можно узнать, что воздух везде? Предлагаю провести опыт и убедиться что это так. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
|
- Где есть еще воздух?
Опустите мандарины в воду, что происходит? Не тонут, а почему? В кожуре есть пузырьки воздуха, который не дает мандарину утонуть.
Теперь опустите в воду кусочек мела, что мы наблюдаем? Пузырьки. Откуда? В кусочке мела тоже есть воздух.
Значит, воздух есть везде.
Опыт №3:
Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
Опыт № 4
Воспитатель: Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
Нужно проткнуть зубочисткой мешочки. Подставьте ладошку, что чувствуете? Ветерок. Ветер – это и есть движение воздуха.
Опыт №5
«Имеет ли воздух вес?»
(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)
Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы!
Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
Физминутка «Хлопай, топай»
Опыт № 6
А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Воспитатель: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами? Проведем следующий опыт: У меня есть две баночки.
Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет?
Вывод: воздух без запаха, но способен переносить их.
Опыт №7
Имеет ли воздух форму?
У вас на столах воздушные шары. Надуйте их. Чем шары наполнились? Воздухом. Шары одинаковой формы? Посмотрите, а я надула резиновую перчатку. Что можно сказать, глядя на эти предметы?
Вывод: Воздух принимает форму того предмета, куда попадает.
Опыт№8