В зависимости от возможного результата




Тема 7. Факторы неопределенности в экономике

Неопределенность и риск

Неопределенность – это ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих событиях, то есть неопределенность – это то, что не поддается оценке.

Риск — это вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при плохом стечении обстоятельств.

 

Факторы, влияющие на предпринимательский риск

Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния среды и субъективную основу в результате приня­тия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов, одни из которых являются внешними по отноше­нию к предпринимательской фирме, а другие — внутренними. Под внешними факторами понимаются те условия, которые предпри­ниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел

Факторы прямого воз­действия непосредственно влияют на результаты предприниматель­ской деятельности и уровень риска.

Факторы косвенного воздейст­вия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.

 

Внутренние факторы делятся на четыре группы:

– стратегия фирмы;

– принципы деятельности фирмы;

– ресурсы и их использование;

– качество и уровень использования маркетинга.

 

Эти группы факторов включают в себя десятки конкретных действий в каждой фирме. Очень велико влияние на степень рис­ка таких факторов, как отсутствие профессионального опыта руководителя предприятия, слабые общеэкономические знания персонала, финансовые просчеты, плохая организация труда, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость предприятия к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.

 

Классификация рисков

В зависимости от возможного результата

Чистые риски - это риски получения только отрицательного или нулевого результата. К ним относятся природно-климатические, политические и часть хозяйственных рисков.

Спекулятивные риски - это риски получения как отрицательного, так и положительного результата. К таким рискам относится большинство хозяйственных рисков. Так, инфляционный риск может привести не только к потерям, но и к увеличению реального дохода (например, если цена, по которой предприятие закупает товар, растет медленнее темпов инфляции).

 

По сфере возникновения:

Внешние риски - Источник возникновения внешнего риска — внешняя среда по отношению к фирме (непредвиденные изменения в законодательстве, неустойчивость политического режима и т.д.).


Внутренние - Источник внутреннего риска — сама фирма. Этот риск возможен в случае неэффективного менеджмента, маркетинговой политики.

 

По длительности риски делят на:

Кратковременные риски угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени (например риск при перевозке груза; риск неполучения оплаты по конкретной сделке).
Постоянные риски — риски, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики (риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой).


По размеру потерь:
Допустимый риск — угроза полной потери прибыли от проекта или от предпринимательской деятельности в целом.
Критический риск связан не только с потерей прибыли, но и с недополучением предполагаемой выручки, когда затраты возмещаются за свой счет.
Катастрофический риск — риск, приводящий к банкротству предприятия, потере инвестиций или личного имущества предпринимателя.

 

В соответствии с возможностью страхования:
- страхуемые;
- не страхуемые.

Предприниматель может обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Такие риски, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий предприниматель может застраховать. Не страхуемые риски покрываются за счет внутренних источников фирмы: собственного капитала фирмы, специальных резервных фондов.


По видам сфер

Производственный риск связан с производством продукции, работ, услуг. Одна из основных причин производственного риска — снижение объемов производства, рост материальных, других затрат; увеличение налогов и т.д.

Коммерческий риск — риск, возникающий в процессе реализации товаров, услуг. Причинами данного риска являются — снижение объема реализации в результате изменения конъюнктуры повышения закупочной цены, повышение издержек обращения, снижение объема закупок.


Финансовый риск — риск, возникающий в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами по поводу распределения заемных средств.

Экономический риск возникает в результате нарушения процесса экономической деятельности предприятия и недостижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может быть связан с изменением ситуации на рынке, а также с экономическими просчетами менеджеров самого предприятия. Этот вид риска является наиболее распространенным в деятельности предприятия.

Ценовой риск - один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени связан с опасностью потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций (например, на энергоносители, транспортные тарифы, арендная плата и т.п.), увеличении стоимости оборудования. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия.

Маркетинговый риск представляет собой опасность выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.

Валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой. Импортируя товар, предприятие проигрывает при повышении обменного курса соответствующей иностранной валюты но отношению к национальной. Наоборот, снижение этого курса ведет к потерям при экспорте товаров.

Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки по банковским вкладам и процентов, выплачиваемых предприятием за предоставленный кредит.

Инфляционный риск - это опасность того, что денежные доходы, получаемые при росте инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия.

Инвестиционный риск представляет собой опасность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в создание других предприятий, расширение или в покупку ценных бумаг).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: