Тема 7. Факторы неопределенности в экономике
Неопределенность и риск
Неопределенность – это ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих событиях, то есть неопределенность – это то, что не поддается оценке.
Риск — это вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при плохом стечении обстоятельств.
Факторы, влияющие на предпринимательский риск
Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния среды и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие — внутренними. Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска.
Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.
Внутренние факторы делятся на четыре группы:
– стратегия фирмы;
– принципы деятельности фирмы;
– ресурсы и их использование;
– качество и уровень использования маркетинга.
Эти группы факторов включают в себя десятки конкретных действий в каждой фирме. Очень велико влияние на степень риска таких факторов, как отсутствие профессионального опыта руководителя предприятия, слабые общеэкономические знания персонала, финансовые просчеты, плохая организация труда, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость предприятия к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.
|
Классификация рисков
В зависимости от возможного результата
Чистые риски - это риски получения только отрицательного или нулевого результата. К ним относятся природно-климатические, политические и часть хозяйственных рисков.
Спекулятивные риски - это риски получения как отрицательного, так и положительного результата. К таким рискам относится большинство хозяйственных рисков. Так, инфляционный риск может привести не только к потерям, но и к увеличению реального дохода (например, если цена, по которой предприятие закупает товар, растет медленнее темпов инфляции).
По сфере возникновения:
Внешние риски - Источник возникновения внешнего риска — внешняя среда по отношению к фирме (непредвиденные изменения в законодательстве, неустойчивость политического режима и т.д.).
Внутренние - Источник внутреннего риска — сама фирма. Этот риск возможен в случае неэффективного менеджмента, маркетинговой политики.
По длительности риски делят на:
Кратковременные риски угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени (например риск при перевозке груза; риск неполучения оплаты по конкретной сделке).
Постоянные риски — риски, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики (риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой).
|
По размеру потерь:
Допустимый риск — угроза полной потери прибыли от проекта или от предпринимательской деятельности в целом.
Критический риск связан не только с потерей прибыли, но и с недополучением предполагаемой выручки, когда затраты возмещаются за свой счет.
Катастрофический риск — риск, приводящий к банкротству предприятия, потере инвестиций или личного имущества предпринимателя.
В соответствии с возможностью страхования:
- страхуемые;
- не страхуемые.
Предприниматель может обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Такие риски, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий предприниматель может застраховать. Не страхуемые риски покрываются за счет внутренних источников фирмы: собственного капитала фирмы, специальных резервных фондов.
По видам сфер
Производственный риск связан с производством продукции, работ, услуг. Одна из основных причин производственного риска — снижение объемов производства, рост материальных, других затрат; увеличение налогов и т.д.
Коммерческий риск — риск, возникающий в процессе реализации товаров, услуг. Причинами данного риска являются — снижение объема реализации в результате изменения конъюнктуры повышения закупочной цены, повышение издержек обращения, снижение объема закупок.
Финансовый риск — риск, возникающий в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами по поводу распределения заемных средств.
|
Экономический риск возникает в результате нарушения процесса экономической деятельности предприятия и недостижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может быть связан с изменением ситуации на рынке, а также с экономическими просчетами менеджеров самого предприятия. Этот вид риска является наиболее распространенным в деятельности предприятия.
Ценовой риск - один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени связан с опасностью потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций (например, на энергоносители, транспортные тарифы, арендная плата и т.п.), увеличении стоимости оборудования. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия.
Маркетинговый риск представляет собой опасность выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.
Валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой. Импортируя товар, предприятие проигрывает при повышении обменного курса соответствующей иностранной валюты но отношению к национальной. Наоборот, снижение этого курса ведет к потерям при экспорте товаров.
Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки по банковским вкладам и процентов, выплачиваемых предприятием за предоставленный кредит.
Инфляционный риск - это опасность того, что денежные доходы, получаемые при росте инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия.
Инвестиционный риск представляет собой опасность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в создание других предприятий, расширение или в покупку ценных бумаг).