Технология обучения аудированию




В обучении аудированию можно выделить 2 этапа: 1) этап формирования основ умения аудировать; 2) этап совершенствования умений аудировать.

Существует 2 программы по овладению аудированием: 1) общая программа (аудирование и говорение функционируют одновременно); 2) специальная программа (аудирование рассматривается как самостоятельный вид коммуникативной деятельности по извлечению информации из звучащей речи).

Обучение аудированию текстов может строиться по определнной схеме. Такая работа предусматривает:

1) вводную беседу учителя, постановку цели в процессе работы;

2) снятие языковых трудностей, имеющихся в тексте;

3) формулирование предваряющего задания;

4) первичное прослушивание текста;

5) контроль предваряющего задания;

6) формулирование нового коммуникативного задания;

7) вторичное прослушивание текста;

8) контроль выполнения коммуникативного задания;

9) упражнения в говорении на основе прослушанного текста;

10) подведение итогов работы над текстом.

При работе над аудированием могут использоваться такие приемы, как: обучение восприятию отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний; обучение восприятию отдельных предложений; обучение восприятию небольших текстов (4-5 фраз); обучение восприятию текстов по частям; обучение восприятию текстов целиком; обучение восприятию текстов на основе различных опор (диафильм, видеофильм, кинофрагмент).

Упражнения по обучению аудированию могут быть двух видов: а) неспециальные; б) специальные. Специальные упражнения, в свою очередь, могут быть: а) условно-речевыми; б) речевыми и в) контролирующими (И.Л. Бим).

Некоторые методисты выделяют 2 вида упражнений по обучению аудированию: подготовительные и речевые.

Подготовительные упражнения направлены на преодоление отдельных трудностей аудирования и формирование его механизмов. Упражнения подготовительного характера некоторые методисты называют ориентирующими, подготавливающими к осуществлению собственно аудирования.

1) Упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова

а) прослушайте слова и поднимите руку, если услышите в слове звук [æ];

б) прослушайте несколько предложений и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение;

в) прослушайте слова и выберите те, которые соответствуют картинке;

г) прослушайте глаголы и назовите те, которые употреблены в Past Simple.

2) Упражнения в повторении слов, словосочетаний, фраз, текстов. Р.К.Миньяр – Белоручев называет этот тип упражнений базовым, так как оно способствует отработке таких важных механизмов аудирования, как речевой слух, память, артикулирование, вероятностное прогнозирование.

Особое место занимает упражнение в повторении расширяющихся синтагм «снежный ком», например: a cat – a black cat – a big black cat – a big black cat in the room – there is a big black cat in the room.

3) Упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования

а) прослушайте слова к аудиотексту и назовите его тему;

б) прослушайте заголовок и скажите, о чем пойдет речь в аудиотексте;

в) закончите предложения, опираясь на значения коннекторов (союзов, союзных слов)

4) Упражнения в обучении сличению (идентификации) ориентирует учеников на сравнение знакомых лексических единиц, фраз, соответствующих или несоответствующим речевым отрывкам, на определение и выявление слов, словосочетаний, фраз, которые отсутствовали при первом предъявлении.

а) прослушайте 2 предложения и скажите, чем они друг от друга отличаются, какая уточняющая информация появилась во втором предложении;

б) прослушайте предложения и отметьте те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста.

Речевые упражнения представляют собой управляемую речевую деятельность, предполагают смысловое восприятие речевого произведения в условиях, приближающихся к естественному общению и реализации коммуникативной функции аудиодеятельности, направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение определенного уровня понимания. Подготовительные упражнения часто называют упражнениями в собственно аудировании, которые выполняются на уровне законченного речевого целого, то есть развернутого текста:

а) прослушать и понять, кто и что имеется в виду;

б) озаглавить прослушанное;

в) разбить фабульный текст на смысловые куски;

г) записать основное содержание в виде ключевых слов;

д) передать содержание на родном языке.

Выбор того или иного речевого упражнения зависит от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное)

Речевые упражнения с аудиотекстом выполняются до прослушивания, в процессе прослушивания и после прослушивания.

Этапы работы с текстом: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Задачи дотекстового этапа:

1) Создание мотивации;

2) Снятие трудностей (даем незнакомые слова: имена, географические названия, даты);

3) «Включение» механизма ожидания и вероятностного прогнозирования (даем ключевые слова, ассоциограммы, визуальные импульсы в виде наглядности, обсуждаем тему текста на родном или иностранном языках, чтение и обсуждение текста, близкого по тематике аудиотексту);

4) Актуализация имеющихся знаний и опыта;

5) Инструкция.

Задачи текстового этапа:

Во время слушания текста учащиеся должны понять его смысл и коммуникативное намерение говорящего, удерживать в памяти то новое, что они узнали и дать оценку событиям.

Упражнения текстового этапа:

1) Учащиеся отвечают на вопросы, соотносят иллюстрации, пункты плана с содержанием; конспектируют даты, имена, географические названия; распознают типы текстов, действующих лиц контекста, расставляют фрагменты текста или реплики диалога в нужном порядке;

2) Учащимся предлагается отметить место события на рисунке или в тексте;

3) Учащимся предлагается пронумеровать на рисунке предметы, упомянутые в тексте;

4) Учащимся предлагается заполнить таблицу или изобразить услышанную информацию в виде рисунка.

Упражнения послетекстового этапа вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, служат для контроля понимания и успешности акта общения. Это упражнения текстового характера (правильно-неправильно, да-нет), ответы на вопросы, составление плана, пересказ, завершение текста, беседа, дискуссия, оценка героев, их поступков и самого текста и т.п.

Контроль аудирования может проводиться вербальными и невербальными, традиционными и нетрадиционными способами.

Традиционные формы контроля аудирования – ответы на вопросы по содержанию текста, полный или краткий пересказ прослушанного текста на родном или иностранном языках, определение главных мыслей текста, составление плана текста, доказательство тезисов, беседа, дискуссия, оценка героев, их поступков и самого текста.

Нетрадиционные формы контроля аудирования – цифровое кодирования, использование сигнальных карт, тестовые задания (True – False, Yes – No).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: