Эмбриология - научный фундамент многих медицинских дисциплин: акушерства, педиатрии, гинекологии.
Изучение закономерностей строения и функции тканей и органов, а так же возможностей их реактивных изменений в патологии нельзя понять без знания их развития. Знание эмбриологии необходимо будущему врачу для рациональной профилактики аномалий развития плода, а так же для предупреждения неблагоприятных воздействий факторов среды и быта на течение беременности.
Цели занятия:
Научиться.
- Давать гистофункциональную и генетическую характеристику общих и частных особенностей мужских и женских половых клеток млекопитающих и человека.
- Определять половые клетки и их структуры на микропрепаратах и электронных микрофотографиях.
- Объяснять этапы развития зародышей позвоночных.
- распознавать зародыши на ранних стадиях эмбриогенеза- оплодотворения, дробления, бластулы.
I.ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1.Подписать строение женских и мужских половых клеток.
![]() |

2. Дать определение оплодотворению и его биологический смысл и результат
3.Заполните таблицу «Сравнительная характеристика эмбриогенеза некоторых представителей хордовых»
Дать краткую характеристику этапов эмбриогенеза: 1. По количеству желтка. 2. По распределению желтка. 3. По размерам бластомеров. 4. По скорости дробления. 5. По особенностям бластулы. 6. По механизму гаструляции.
Дать определение процессам | Ланцетник | Лягушка | Курица |
Яйцеклетка Дробление Бластула Гаструляция |
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() |
II.ИЗУЧИТЬ ГИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫКУРИНОГО ЭМБРИОНА И ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ.
1. Подписать препарат куриного эмбриона «Образование осевых зачатков».
2.Подписать препарат «Образование туловищных складок».
3.Подписать внезародышевые органы у птиц на схеме.
![]() |
4.Заполни таблицу «Провизорные органы млекопитающих».
Провизорные органы | Источник развития | Функции |
1. 2. 3. |
5. Изучить дифференцировку зародышевых листков.
(см. методичку таб.1 стр. 51)
Тема 5.
Эпителиальные ткани. Железы.
На данном занятии начинается изучение тканей организма. Здесь будет уделено внимание некоторым общим вопросам: определению понятия «ткань», классификации тканей, способности к регенерации и реактивным изменениям тканей.
Эпителиальные ткани широко представлены в организме. Они покрывают тело, выстилают поверхность полых органов, входят в состав многих внутренних органов. При некоторых заболеваниях строение и функция этих тканей могут претерпевать значительные изменения. Например, при развитии некоторых опухолей нарушаются нормальные процессы дифференцировки клеток эпителия, в результате чего происходит патологическое разрастание ткани.
Цель занятия
Научиться:
· Определять эпителиальную ткань на микроскопическом уровне.
· Идентифицировать различные виды покровного и железистого эпителия.
· Характеризовать основные морфофункциональные и гистогенетические особенности эпителиальных тканей.
· Определять тип экзокринных желез по их строению и характеру выделяемого секрета.
· Объяснять механизм секреторного процесса в железистых эпителиальных клетках.
· Сопоставлять микроскопические, ультрамикроскопические и гистохимические особенности различных видов эпителиальных тканей с выполняемой ими функцией.